Толкование 1 Послания Иоанна



  1  2  3   4   5  

2:1
Иоанн тепло, по-отечески обращается к читателям: «дорогие дети мои». Ему не свойственно высокомерие - он не скрывает своей глубокой и искренней привязанности к ним. Иоанн, к этому времени уже глубокий старик, посвятил всю свою жизнь служению, и многие из его читателей действительно были его духовными детьми.

2:1,2
Иоанн обнадеживает тех, кто был подавлен сознанием вины и чувствовал себя осужденным. Они знают, что согрешили и что сатана (названный в Откр 12:10 «обвинителем наших братьев») требует для них смерти. Когда вы испытываете подобные чувства, не оставляйте надежды: ваше дело ведет лучший адвокат во всей вселенной. Иисус Христос, ваш Адвокат, - Сын Судьи. Он уже принял наказание вместо вас. Вас не могут вновь судить по делу, которое закрыто. Соединившись с Иисусом, вы находитесь в такой же безопасности, как Он сам. Не бойтесь просить Его выступить адвокатом в вашем деле - Он уже выиграл его (см. Рим 8:33,34; Евр 7:24, 25).

2:2
Порой нам бывает трудно простить того, кто причиняет нам зло. Представьте себе, как трудно было бы сказать кому-нибудь, что мы заведомо прощаем его вне зависимости оттого, что он делает! Именно это Бог совершил в Иисусе. Никто не лишен надежды на прощение. Все, что нам нужно сделать - это обратиться к Иисусу и вверить Ему свою жизнь.

2:3-6
Как вы можете быть уверены в том, что вы принадлежите Иисусу? Данное место предлагает нам два способа: христианин должен выполнять волю Христа и жить так, как хочет Христос. А чего ожидает от нас Бог? Иоанн отвечает на этот вопрос в 3:23: «Его заповедь заключается в том, чтобы мы верили в имя Его Сына Иисуса Христа и любили друг друга, как Он повелел нам». Подлинная христианская вера проявляется в деятельной любви; вот почему Иоанн говорит, что наш образ жизни может уверить нас в том, что мы Христовы.

2:6
Призыв жить, как Христос, не означает, что мы должны избрать 12 апостолов, сотворить великие чудеса и принять крестную смерть. Мы не можем копировать земную жизнь Христа, потому что она во многом определялась тем, что Он - Сын Бога, Его особой ролью в искуплении грехов мира и культурным контекстом этого исторического периода. Чтобы жить сегодня так, как Христос жил тогда, мы должны последовать Его примеру совершенного послушания Богу, любви к людям и служения им.

2:7,8
Заповедь о любви и нова, и стара. Она стара, так как запечатлена в Ветхом Завете (Лев 19:18), но также и нова, потому что Иисус по-новому истолковал ее (Ин 13:34,35). В христианской Церкви любовь является высшим выражением самопожертвования и служения (Ин 15:13). Более того, ее можно определить как полную самоотдачу. Она распространяется не только на ближних, но и на врагов (Мф 5:43-48). Любовь должна быть объединяющей силой и отличительным признаком христианской общины. Это непременное условие праведной жизни, поскольку мы не можем духовно расти, ненавидя других. Результатом живой связи с Христом является укрепление связей с другими людьми.

2:9-11
Если вам не нравится кто-либо, значит ли это, что вы не христианин? В этих стихах не говорится о неприязни к одному из братьев во Христе. Рядом с нами всегда будут люди, которых мы будем недолюбливать. Слова Иоанна относятся к тому внутреннему состоянию, которое вызывает в нас пренебрежение к другим, заставляет обращаться с ними как с занудами, соперниками или врагами. К счастью, христианская любовь - это не чувство, а выбор. Мы можем проявлять уважение и заботу о людях независимо от того, чувствуем мы к ним привязанность или нет. Если мы избираем любовь, Бог даст нам необходимые силы и покажет, как ее проявить.

2:12,13
Иоанн пишет верующим всех возрастов, своим «дорогим детям», которые приняли прощение, дарованное им Богом через Иисуса. Старшие, «отцы», были испытаны в вере, и их связь с Христом была долгой и прочной. «Юноши» вступили в бой с искушениями сатаны и победили. «Дети» уже узнали о Христе, но их духовный путь еще лишь начался. Божье слово необходимо человеку в любом возрасте.

2:15,16
Некоторые думают, что любовь к миру связана с внешним: людьми, к которым мы привязаны, местами, где мы бываем, деятельностью, которой мы занимаемся. Это не совсем верно, потому что любовь к миру начинается в сердце. Она отмечена тремя свойствами: (1) страсть к удовлетворению телесных желаний; (2) необузданное стремление к накопительству; (3) одержимость своим положением и влиянием в обществе. Змей искушал Еву (Быт 3:6) именно в этих трех областях. Искушая Иисуса в пустыне, дьявол также действовал в этом направлении (см. Мф 4:1-11). Бог же, напротив, ценит умение владеть собой, щедрость и смиренное служение. Человек может избегать мирских удовольствий, одновременно лелея в сердце мирские побуждения. Но можно, подобно Иисусу, любить грешников и проводить с ними время, храня в сердце ценности Божьего Царства. Какие ценности дороже всего для вас? Какие ценности оказывают влияние на ваши поступки: мирские или Божьи? Падете ли вы, вслед за Евой, или одержите победу, подобно Иисусу?

2:17
Когда мы сильно привязываемся к вещам, нам трудно помнить, что они когда-нибудь исчезнут. Возможно, еще труднее верить, что человек будет жить вовеки. Но таково было убеждение Иоанна, основанное на фактах жизни, смерти и воскресения Иисуса, а также на Его обещаниях. Знание о том, что этот жестокий мир и его грех придут к концу, придает нам смелости продолжать творить Божью волю.

2:18,19
Иоанн говорите «последних днях», времени между первым и вторым пришествиями Христа. Первые читатели этого письма жили в последние дни, и в последние дни живем сегодня мы. В течение этого времени будут появляться «антихристы» - лжеучителя, уводящие слабых членов Церкви от Христа. Наконец, прямо перед гибелью мира восстанет великий Антихрист (Откр 13; 19:20; 20:10). Однако нам не следует бояться. Святой Дух обличает их побуждения, и поэтому мы не поддаемся обману. Но мы должны ясно и внимательно учить слову Божьему слабых членов Церкви, чтобы они не стали добычей лжеучителей, которые «приходят к вам в овечьих шкурах, внутри же они -хищные волки» (Мф 7:15).

2:19
Эти «антихристы» не были в Церкви чужими; когда-то они были ее членами, но отпали. Иоанн не говорит, почему они ушли; видимо, с самого начала они присоединились к Церкви из неверных побуждений. Сегодня многие становятся христианами не из лучших побуждений. Возможно, посещение церкви стало для них семейной традицией. Может быть, их привлекает возможность завести там общественные и деловые связи. Возможно также, что посещение церкви для них - старая привычка, и они никогда не спрашивали себя, зачем они это делают. По какой причине являетесь христианином вы? Если это не желание следовать за Христом, вы не принадлежите к Церкви по-настоящему. Но вы можете лично познакомиться с Иисусом и стать Его верным, надежным последователем.

2:20
Становясь христианином, вы получаете Святого Духа. В частности, Святой Дух помогает верующим и Церкви, указывая им на истину. Иисус-это Истина (Ин 14:6), и Святой Дух направляет верующих к Нему (Ин 16:13). Люди, которые противостоят Христу, противостоят истине, и Святой Дух не действует в их жизни. Но люди, ведомые Святым Духом, постоянно возрастают в постижении истины Иисуса (см. 2:27).

2:23
По-видимому, «антихристы» времен Иоанна хотели быть верными Богу, одновременно отрицая Христа и противодействуя Ему. Это невозможно, утверждает Иоанн. Так как Иисус - Сын Бога и Мессия, отрицать Его - значит отвергать путь, который Бог избрал, чтобы открыть себя миру. Однако человек, принимающий Христа как Божьего Сына, принимает и Бога Отца. Отец и Сын - одно и не могут быть разделены. Сегодня последователи многих учений называют себя христианами, но отрицают божественность Христа. Мы должны обличать эти ереси и противостоять им, чтобы более слабые верующие не поддались на обман.

2:24
Очень вероятно, что эти христиане услышали Радостную весть от самого Иоанна. Они знали, что Христос - Божий Сын, что Он умер за наши грехи и воскрес, чтобы дать нам новую жизнь, и что Он вернется и установит свое Царство во всей полноте. Но теперь в их среду проникли ложные учителя, которые отрицали эти основные истины христианской веры, и некоторые верующие могли поддаться их ложным доводам. Иоанн ободряет их твердо держаться христианской истины, возвещенной им в самом начале их христианского пути. Важно возрастать в познании Господа, углублять свое понимание с помощью внимательного изучения Божьего слова и преподавать эти истины другим. Но вне зависимости от того, как далеко мы продвинемся, нам нельзя оставлять основных истин об Иисусе. Иисус всегда будет Божьим Сыном, и Его жертва за наши грехи неизменно действенна. Никакая истина никогда не вступит в противоречие с этим учением Библии.

2:26,27
Христос обещал послать Святого Духа, чтобы Он учил Его последователей и напоминал им о заповедях Иисуса (Ин 14:26). Поэтому в христианах живет Святой Дух, который хранит их от заблуждения. Кроме того, у них есть боговдохновенное Писание, с помощью которого они могут проверять спорные утверждения. Позвольте Святому Духу помочь вам отличать истину от заблуждения (см. прим. к Ин 3:6. Деян 1:5 и Еф 1:14).

2:27
Христос живет в нас, а мы живем во Христе. Это означает, что мы всецело доверяем Ему и живем согласно Его воле. Это предполагает глубоко личное, живое общение с Ним. Иоанн раскрывает эту мысль в Ин 15:5, говоря о Христе как о виноградной лозе, а о Его последователях - как о ветвях (см. также 3:24; 4:15).

2:28,29
Очевидное доказательство того, что человек действительно христианин - это правильное поведение. Многие люди совершают хорошие поступки, но не имеют веры во Христа. Другие считают, что у них есть вера, но редко совершают добрые дела. Ущерб либо в вере, либо в поведении станет причиной стыда, когда вернется Христос. Так как истинная вера всегда сказывается в делах, те, кто говорит, что имеет веру, и в соответствии с этим живет достойной жизнью, и есть настоящие христиане. Добрые дела не могут принести спасения (см. Еф 2:8, 9), но они служат доказательством истинной веры (Иак 2:14-17).


вверх   

Толкование 1 Послания Иоанна, Библия, Новый Завет