Толкование 1 Послания Иоанна



1   2   3   4   5  

1:1
«Хороший человек... пожалуй, самый лучший из людей, когда-либо живших на земле», - так говорят многие. Другие не соглашаются и заявляют, что Он был одержим манией величия. Споры о том, кто же таков Иисус, не утихают. Но за кого бы Его ни принимали, все согласны с тем, что Иисус оставил глубочайший след в истории человечества.

Естественно, и у христиан могут появиться сомнения. Действительно ли Иисус - Бог? Действительно ли Он пришел, чтобы спасти таких грешников, как мы? Иоанн пишет свое послание с целью вселить уверенность и показать, кто же таков Христос. Став человеком и вступив таким образом в человеческую историю. Божий Сын стал живым воплощением самого Бога - Его видел, слышал и прикасался к Нему автор этого письма. Иоанн ходил вместе с Иисусом, говорил с Ним, видел, как Он исцелял больных, слышал, как Он учил, присутствовал при Его смерти, встретился с Ним после Его воскресения и видел, 1 как Он вознесся. Иоанн принял Святого Духа в день Пятидесятницы и с Его помощью совершал повседневное служение. Иоанн знал Бога: он жил рядом с Ним и видел Его работу. Иоанн имел общение с Отцом и Сыном на протяжении всей своей жизни. Будучи одним из виднейших деятелей Церкви, он написал это послание своим «детям», В нем он говорит о Боге как о свете, любви и жизни и объясняет, что означает иметь общение с Богом в практическом смысле.

В Церкви появились ложные учителя. Они отрицали воплощение Христа и думали, что могут жить так, как им угодно. Иоанн пишет для того, чтобы исправить их серьезные ошибки. Его послание дает нам важный образец, необходимый, когда мы сражаемся с современными ересями. Мы не смеем быть равнодушными, но, подобно Иоанну, должны противостоять им и отразить их, чтобы христиане в наших церквах не попали в их сети. Правильное понимание основных доктрин веры - существенно важный аспект христианского роста.

Иоанн начинает свое письмо, представляя свои «верительные грамоты» как очевидец воплощения, и объясняя, что побудило его взяться за перо (1:1-4). Затем он представляет Бога как свет, совершенную чистоту и святость (1:5-7), и рассказывает, как верующие могут жить в Божьем свете и наслаждаться общением с Ним (1:8-10), в то время как Христос выступает их защитником (2:1,2). Он призывает всецело повиноваться Христу и любить членов Божьей семьи (2:3-17). Он предостерегает своих читателей от «антихристов», которые будут пытаться увести их от истины (2:18-29).

В следующей части своего письма Иоанн показывает Бога как любовь (3:1-4:21). Бог есть любовь, и так как Он любит нас, Он называет нас своими детьми и уподобляет нас Христу (3:1, 2). Эта глубокая истина должна побуждать нас жить в союзе с Христом (3:3-6). Мы можем быть уверены, что наше общение с Богом подлинно, если наша жизнь наполнена добрыми делами и любовью к другим (3:7-24). Иоанн вновь предостерегает от лжеучителей, которые будут искажать и подменять истину. Мы должны отвергать их (4:1 -6), продолжая жить в Божьей любви (4:7-21).

В заключение Иоанн говорит о Боге как о жизни (5:1-21). Божья жизнь - в Его Сыне. Знать Его Сына значит иметь вечную жизнь.

Знаете ли вы Бога? Знаете ли вы Христа? Знаете ли вы, что у вас есть вечная жизнь? Послание Иоанна написано для того, чтобы помочь вам постичь реальность Божьего присутствия в вашей жизни, убедить вас в том, что вы имеете вечную жизнь, и побудить вас поддерживать постоянное общение с Богом, который есть свет и любовь. Прочтите это письмо человека, переполненного Божьей любовью, и с новым доверием передавайте эту Божью любовь другим.

1:1
Это послание написано Иоанном, одним из 12 первых учеников Иисуса. Он был тем учеником, «которого Иисус любил» (Ин 21:20), и вместе с Петром и Иаковом удостоился особых отношений с Иисусом. По-видимому, это послание было написано между 85 и 90 гг. н. э. в Эфесе, перед тем, как Иоанн был сослан на остров Патмос (см. Откр 1:9). Иерусалим был разрушен в 70 г. н. э., и христиане рассеялись по всей Римской империи. Ко времени написания этого письма христианство насчитывало уже не одно поколение. На него обрушилось жестокое гонение, но оно выстояло. Главной проблемой Церкви были искушения: многие верующие приспосабливались к мирскому образу жизни, терпели поражение в вере и поступались ею. Появлявшиеся во множестве лжеучителя пытались увести Церковь от христианской веры. Иоанн написал это письмо, чтобы вновь наставить верующих на путь истины, показать разницу между светом и тьмой и побудить Церковь возрастать в подлинной любви к Богу и ближнему. Также он хотел уверить христиан в том, что они обладают вечной жизнью и что их вера истинна. Подробнее об Иоанне см. посвященный ему краткий очерк в Ин 13.

1:1-5
Вступление к Первому письму Иоанна во многом напоминает вступление к его Евангелию: он особо подчеркивает, что Христос вечен, что Бог пришел в этот мир как человек, что сам он, Иоанн, был очевидцем земной жизни Иисуса и что Иисус принес свет и жизнь.

1:3
Как очевидец земного служения Иисуса, Иоанн мог учить истине о Нем. Читатели этого письма не видели и не слышали Иисуса лично, но могли верить, что Иоанн написал правду. Мы подобны тому поколению христиан. Несмотря на то, что мы не видели, не слышали и не прикасались к Иисусу лично, у нас есть новозаветное свидетельство тех, кто были очевидцами Его земной жизни, и мы можем верить, что они поведали о Нем истину.

1:3,4
На пути к истинному христианскому общению есть три ступени. Во-первых, оно основывается на свидетельстве Божьего слова. Без этой внутренней духовной силы общность невозможна. Во-вторых, оно строится на взаимном согласии и единстве верующих. В-третьих, оно постоянно обновляется силой Святого Духа. Истинное христианское общение объединяет духовное и общественное начала, и возможно оно только через живую связь с Христом.

1:5,6
Свет символизирует все, что хорошо, чисто, истинно, свято и надежно. Тьма символизирует грех и зло. Слова «Бог - это свет» означают, что Бог совершенно свят и истинен и что Он один способен вывести нас из тьмы греха. Еще свет схож с истиной в том, что он открывает все существующее, независимо от того, хорошо оно или плохо. Во тьме добро и зло могут выглядеть одинаково, но при свете они противоположны. Как тьма не может сосуществовать со светом, грех не может существовать в присутствии святого Бога. Если мы хотим жить в общении с Богом, мы должны отказаться от греховных путей в своей жизни. Утверждать, что мы живем в общении с Богом, но продолжать жить эгоистичной жизнью, есть лицемерие. Христос откроет и осудит этот обман.

1:6
Лжеучителя, думавшие, что тело порочно и недостойно, придерживались двух разных взглядов на поведение: либо они настаивали на подавлении всех телесных желаний и на изнурительной дисциплине, либо одобряли удовлетворение любой похоти, так как тело все равно будет уничтожено. Здесь Иоанн вскрывает ошибку обоих подходов. Вера не подлинна, если она не преображает жизнь и не приносит плодов добрых дел, а люди не могут быть истинно верующими, если они продолжают жить во грехе. Тело же само по себе не является злом, ведь человеческое тело имел сам Иисус.

1:7
Как кровь Иисуса очищает нас от всякого греха? В ветхозаветные времена иудеи символическим жестом перекладывали вину за свои грехи на голову животного, которого затем приносили в жертву (см. Лев 4). Животное погибало вместо них, избавляя их от греха и позволяя по-прежнему жить в милости у Бога. В этом обряде верующим преподавались важные истины о грехе и прощении, но сам по себе он не изглаживал греха. Подлинное очищение от греха пришло с Иисусом, «жертвенным Агнцем, берущим на себя грех мира» (Ин 1:29). Грех, по самой своей природе, приносит смерть - это факт столь же определенный, сколь закон всемирного тяготения. Иисус умер не за свои грехи: Он был безгрешен. Напротив, совершив дело, которое мы никогда не сможем понять до конца, Он умер за грехи всего мира. Когда мы соединяемся с Ним, Его смерть становится нашей. Мы обнаруживаем, что Он уже понес наказание за наши грехи; Его кровь очистила нас. Подобно тому, как Он воскрес из мертвых, мы воскресаем к новой жизни в общении с Ним (Рим 6:4).

1:8
Здесь Иоанн обличает еще одно ложное учение. Некоторые считали, что у них нет природной предрасположенности к греху, что их греховная природа была уничтожена и что теперь они потеряли способность грешить. В лучшем случае это самообман, в худшем - ложь. Они отказывались относиться к греху серьезно. Они считались христианами, но не видели необходимости признавать свои грехи и каяться. Кровь Иисуса значила для них немного, так как они не считали, что нуждаются в ней. Вместо того, чтобы покаяться и быть очищенными кровью Христа, они сеяли вокруг себя нечистоту. В этой жизни ни один христианин не свободен от греха, и потому никто не должен пренебрегать опасностью подвести своего Господа.

1:8-10
Лжеучителя проповедовали не только, что в них нет греха (1:8), но и то, что вне зависимости от своих поступков они не грешат (1:10). Это ложь. Они забывали одну основную истину: мы грешники по природе и по своему поведению. При обращении все наши грехи - прошлые, настоящие и будущие - прощаются. Однако и после этого мы продолжаем грешить и должны каяться. Покаяние нужно не для того, чтобы заслужить одобрение Бога, а для того, чтобы устранить преграду, которую наш грех воздвигает между нами и Ним. Многим людям трудно признать свои ошибки и недостатки даже перед Богом. Чтобы осознать нашу слабость, необходимо смирение и честность, а большинство из нас предпочитают считать себя сильными. Но нам незачем бояться открывать свои грехи Богу - Он уже знает их. Он не оттолкнет нас, что бы мы ни сделали. Напротив, Он оттолкнет наши грехи и привлечет нас к себе.

1:9
Исповедь должна освободить нас, чтобы мы могли наслаждаться общением с Христом. Она должна очистить нашу совесть и облегчить наше чувство вины. Но некоторые христиане не понимают, как она действует. Они чувствуют себя настолько виноватыми, что вновь и вновь исповедуют одни и те же грехи, думая, что в предыдущий раз могли что-то забыть. Другие христиане думают, что Бог прощает их в момент покаяния, но если они умрут с неисповеданными грехами, то погибнут навсегда. Эти христиане не понимают, что Бог хочет простить нас. Он позволил своему любимому Сыну умереть только для того, чтобы мы могли получить прощение. Когда мы приходим ко Христу, Он прощает все наши грехи, которые мы совершили и когда-либо совершим. Нам не нужно исповедовать одни и те же грехи; нам не следует думать, что Он отвергнет нас, если наша репутация не будет безупречной. Мы должны исповедоваться, но не потому, что падение лишит нас спасения. Наша надежда во Христе верна. Мы исповедуем грехи для того, чтобы наслаждаться еще более полной радостью общения с Ним. Истинная исповедь предполагает твердое намерение бороться с грехом. Мы лицемерим, если исповедуя перед Богом грехи, собираемся вновь согрешить и хотим получить лишь временное прощение. Мы должны молиться, чтобы Бог дал нам сил побороть искушение, когда оно придет в следующий раз.


вверх   

Толкование 1 Послания Иоанна, Библия, Новый Завет