Толкование 2 Послания Петра



  1  2  3  

2:1
Иисус предупреждал своих учеников о приходе ложных учителей (Мф 24:11;Мк 13:22,23). Петр слышал эти слова и теперь видел, как они исполняются. Также, как во времена Ветхого Завета лжепророки противоречили истинным пророкам (см., например, Иер 23:16-40; 28:1-17), говоря людям только то, что те желали слышать, так и новые ложные учителя извращали учение Христа и слова Его апостолов. Они умаляли значение жизни, смерти и воскресения Иисуса. Некоторые утверждали, что Он не был Богом, другие - что Он не был подлинным человеком. Они позволяли и даже поощряли все виды дурных и безнравственных поступков. Хотя эти ложные учителя пользовались популярностью, Петр предупреждает, что их ждет гибель.

2:3
Учителя должны получать плату от тех, кого учат, но эти ложные учителя зарабатывали тем, что искажали истину в угоду своим слушателям. Их больше интересовала нажива, чем истина. И Петр, и Павел осуждали жадных, лживых учителей (см. 1 Тим 6:5).

2:4-6
Если Бог не пощадил ни ангелов, ни людей, живших перед потопом, ни жителей Содома и Гоморры, Он не пощадит и ложных учителей. Эти примеры должны послужить недвусмысленным предупреждением, что Бог осуждает грех и что нераскаянные грешники не спасутся от наказания.

2:7-9
Так же, как Бог спас Лота из Содома, Он спасет и нас от искушений этого нечестивого мира. Лот не был безгрешен, но он верил Богу, и потому его жизнь была спасена во время уничтожения Содома.

2:10-12
Эти «сверхъестественные духовные существа» могут быть либо ангелами, либо всеми существами, населяющими невидимый мир, либо падшими ангелами -демонами. Сходный фрагмент содержится в Иуд 1:8-10. Но кем бы эти существа ни были, ложные учителя глумились над духовными реальностями, которых не понимали, легкомысленно относились к невидимым силам и полагали, что обладают способностью судить зло. И сегодня многие в нашем мире легкомысленно относятся к сверхъестественному. Они отрицают реальность духовного мира и утверждают, что реально только то, что можно увидеть и почувствовать. Они так же заблуждаются, как и ложные учителя времен Петра, и в конце времен их неправота будет с очевидностью доказана. Не воспринимайте сатану и подчиненные ему силы легкомысленно и не думайте с высокомерием о том поражении, которое будет ему нанесено. Хотя сатана будет уничтожен, сейчас он активно стремится переманить самодовольных и высокомерных на свою сторону.

2:13,14
Составной частью Вечери Господней в ранней Церкви были так называемые «вечери любви». Это была трапеза, завершавшаяся Причастием. Ложные учителя, несмотря на то, что они жили откровенно греховной жизнью, принимали участие в вечерях любви вместе со всеми членами Церкви. С величайшим лицемерием они принимали участие в священных трапезах, предназначенных для поддержания единства верующих и укрепления их любви, в то же самое время клевеща и пороча тех, кто был не согласен с их мнениями. Как писал коринфянам Павел, «кто ест хлеб или пьет из чаши Господней, не придавая этому должного значения, тот грешит против тела и крови Господа» (1 Кор 11:27). Эти люди были виновны не только в ереси и пристрастии к пороку, их вина была больше: они уводили других от Христа.

2:15
Валаам был нанят языческим царем, чтобы проклясть Израиль. Некоторое время он делал то, что велел ему Бог (Числ 22-24), но в конце концов его порочные желания взяли верх (Числ 25:1-3; 31:16). Подобно ложным учителям времен Петра, Валаам использовал религию в целях личной выгоды - грех, за который Бог взыскивает со всей строгостью.

2:19
Многие убеждены, что свобода - это возможность делать все, что хочется. Но никто никогда не может быть полностью свободен в этом смысле. Если мы отказываемся повиноваться Богу, мы повинуемся собственным греховным желаниям и становимся их рабами. Если мы подчиняем свою жизнь Христу, Он освобождает нас от рабства греху. Христос освобождает нас для служения Ему, а это всегда самое лучшее для нас.

2:20-22
Петр говорит о тех, кто узнал о Христе и о том, как получить спасение. Жизнь христиан оказала на них положительное влияние, однако впоследствии они отвергли истину и вернулись к своим грехам. Теперь они находятся даже в худшем положении, чем прежде, поскольку отвергли единственный путь, по которому можно уйти от греха, путь спасения. Как человек, затягиваемый зыбучими песками, но который отказывается схватить брошенную ему веревку, так и человек, отвергающий Христа, отказывается от единственного способа спастись (см. также прим. к Лк 11:14-26).


вверх   

Толкование 2 Послания Петра, Библия, Новый Завет