Толкование 1 Послания Петра



  1   2  3  4   5  

3:1 и далее
Если мужчина обращался в христианство, он обычно приводил с собой в Церковь всю свою семью (см., например, Деян 16:29-33). Напротив, женщина обычно приходила в Церковь одна. По римскому закону, муж и отец имел абсолютную власть над всеми домашними, включая жену. Если он не одобрял ее новой веры, она могла поставить под угрозу свой брак, защищая свои права свободной женщины во Христе. Петр убеждал христианок служить примером своим мужьям. В этой ситуации лучше всего действует служение, направляемое любовью: им следовало показать своим мужьям ту самоотверженную любовь, которую Христос явил Церкви. Если они будут примерными женами, их мужья по крайней мере позволят им исповедовать эту «странную» религию. В лучшем же случае, мужья присоединятся к ним и станут христианами.

3:1-7
Преображенная жизнь свидетельствует о себе явно и открыто, и часто является лучшим способом оказать влияние на членов семьи. Петр учил христианок развивать внутреннюю красоту и не уделять основного внимания внешней. Они могли приобщить к вере своих мужей скорее любовью, нежели внешностью. Живите христианской верой скромно и последовательно дома, и ваша семья увидит в вас образ Христа.

3:3
Мы не должны быть одержимы модой, но это не значит, что мы должны пренебрегать собой. Чистоплотность, гигиена и уход за собой безусловно важны, но побуждения и душа человека гораздо важнее. Истинная красота начинается внутри.

3:6
Покорность - это добровольное взаимодействие с человеком, направляемое любовью и уважением к нему и к Богу. В идеале послушание взаимно («...Чтите другого выше себя. Делайте это из почтения ко Христу», Еф 5:21). Однако даже односторонняя покорность может стать действенным орудием христианской проповеди. Иисус Христос был послушен до смерти, чтобы мы могли быть спасены; возможно, нам придется подчиниться неприятным обстоятельствам, чтобы другие смогли увидеть в нас образ Христа. (Это не значит, что мы должны поступаться принципами: христианское подчинение никогда не требует покорности злу.) Одностороннее послушание требует огромных усилий. Мы не можем проявить его без силы Святого Духа.

3:7
Когда Петр говорит о том, что женщины слабее мужчин, он имеет в виду не нравственную или интеллектуальную полноценность, а физическую силу. В то время женщины, не имевшие мужской защиты, были уязвимы и не могли обеспечить себя. Возможно, сегодня жизнь женщин складывается по-другому, но они не менее уязвимы для преступлений и оскорблений, в том числе и в собственной семье. И несмотря на то, что им легко получить работу, большинство женщин по-прежнему зарабатывают значительно меньше мужчин, а подавляющее большинство социально незащищенных составляют матери-одиночки. Мужчина, который чтит свою жену как представительницу «слабого пола», будет уважать, защищать ее и помогать ей. Он не будет ждать, что она станет работать «в две смены» - на работе и дома: он постарается облегчить ее ношу. Он будет внимателен к ней, терпелив и тактичен.

3:7
Если мужчина будет плохо обращаться со своей женой, его молитвы напрасны, потому что живые взаимоотношения с Богом зависят от правильных взаимоотношении с людьми. Иисус сказал, что если вы поссорились со своим ближним, вы должны сперва помириться, и лишь затем приходить к Богу (Мф 5:23, 24). Этот принцип верен и в семье. Если мужья притесняют своих жен, от этого пострадают их отношения с Богом.

3:8
Петр перечисляет пять основных качеств, которые должны отличать любую группу верующих: (1) согласие в достижении общих целей; (2) сочувствие и чуткость к нуждам других; (3) братская любовь; (4) сострадание друг ко другу и (5) скромность, то есть готовность радоваться за других и поддерживать друг друга. Эти пять качеств помогают верующим плодотворно трудиться для Христа.

3:8,9
Петр с большим трудом развил в себе такие качества, как мягкость и смирение. Когда он только познакомился с Христом, эти качества не были свойственны его импульсивной, сильной личности (см. Мк 8:31-33; Ин 13:6-9). Но Святой Дух изменил Петра, обратив его характер на службу Богу и научив его мягкости и смирению.

3:9
В нашем падшем мире принято мстить людям за вред, который они нам причинили. Петр, памятуя учение Иисуса подставить обидчику другую щеку (Мф 5:39), побуждает своих читателей отплачивать за зло молитвой за обидчиков. В Божьем Царстве месть неприемлема, равно как и оскорбления в любой форме. Будьте выше мести, если вам причинили вред. Вместо этого молитесь за своих обидчиков.

3:10
Подробнее о том, как важно обуздывать язык, см. прим. к Иак 3:1,2, 6,8,10-18.

3:11
Часто мы понимаем мир просто как отсутствие конфликта и думаем, что миротворчество предполагает пассивность. Но истинный миротворец стремится к миру активно. Он создает правильные взаимоотношения, понимая, что мир - это результат взаимных обязательств. Он предвидит возможные проблемы и старается решить их заранее. Когда возникает конфликт, он обнажает его корни и устраняет его прежде, чем он выйдет из-под контроля. Миротворчество может быть более тяжким трудом, чем война, но его результатом становится не смерть и горе, а жизнь и счастье.

3:15
Некоторые считают, что вера - это сугубо личное дело. Разумеется, делясь своей верой, мы не должны быть воинственными и навязчивыми, но мы всегда должны быть готовы ответить - мягко и с уважением к слушателям - на вопросы о нашей вере, жизни во Христе и христианской надежде. Заметна ли другим ваша надежда на Христа? Готовы ли вы рассказать другим о том, что сделал для вас Христос?

3:16
Вы не можете удержать людей от нападок, но вы можете лишить их пищи для пересудов. Пока вы ведете себя правильно, их пустые обвинения будут лишь создавать сложности им самим. Пусть ваше поведение будет выше порицаний.

3:18-20
Смысл этих стихов не вполне ясен, и многочисленные толкователи объясняют их по-разному. Традиционное толкование гласит, что в промежуток между смертью и воскресением Христос возвестил спасение верным Божьим последователям ветхозаветной эпохи. Матфей сообщает, что когда Христос умер, «многие умершие праведники воскресли» (Мф 27:52,53). Другие толкователи полагают, что Дух Христа пребывал в Ное, когда Ной проповедовал заключенным в неволю грехом. Существует также мнение, что Христос сошел в мир мертвых провозгласить свою победу падшим ангелам, которые были заключены там со времен Ноя (см. 2 Петр 2:4). В любом случае, это место свидетельствует о том, что Радостная весть Христа не знает границ. Она возвещалась в прошлом и возвещается в настоящем; она достигла умерших точно так же, как и живущих. Бог дает каждому возможность прийти к Нему.

3:21
В крещении мы отождествляемся с Иисусом Христом, который избирает нас и дает нам новую жизнь. Нас спасает не сам обряд, но вера в смерть и воскресение Христа. Крещение - это символ преображения в сердцах тех, кто верит (Рим 6:3-5; Гал 3:27; Кол 2:12). Соединившись с Христом через крещение, читатели Петра не могли повернуть назад даже под гнетом гонений. Публичное крещение удерживало их от искушения отречься от веры.


вверх   

Толкование 1 Послания Петра, Библия, Новый Завет