Толкование 1 Послания Петра



1   2   3   4   5  

1:1
Петр написал это послание для того, чтобы ободрить и укрепить верующих, которым пришлось встретиться с гонениями и испытаниями. В течение большей части I столетия нашей эры гонения на христиан не составляли государственную политику Римской империи. Римские воины не разыскивали христиан, чтобы подвергать их пыткам. Однако христиане сталкивались с преследованиями трех родов: со стороны римлян, иудеев и собственных семей.

Юридическое положение христиан в Римской империи было неопределенным. Многие римляне все еще думали о них как об иудейских сектантах, а в силу того, что иудейская религия была разрешена законом, как разрешенную религию рассматривали и христианство. Это продолжалось до тех пор, пока христиане соблюдали все законы Римской империи. Однако если они отказывались воздавать божественные почести императору, служить в римской армии или же оказывались вовлеченными в гражданские беспорядки (как, например, в Деян 19:23 и далее), они могли быть наказаны властями.

Многие иудеи не понимали, что с точки зрения закона они связаны с христианами. Книга Деяний часто повествует о том, как они подвергали христиан преследованиям, изгоняли их из городов или пытались восстановить против них гражданские власти. Савл - позже великий апостол Павел - был одним из тех иудеев, которые преследовали ранних христиан. Третьим источником гонений были семьи самих христиан.

По римскому закону, глава семьи обладал абсолютной властью над всеми ее членами. Если он сам не обращался в христианство, то его жена, дети или слуги, которые становились верующими, могли подвергнуться жестокому наказанию. Если их изгоняли из дома, то у них не было места, куда они могли бы пойти, кроме церкви; а если они подвергались побоям, то их интересы не стал бы защищать ни один суд. 1 письмо Петра могло быть написано специально для новообращенных христиан, а также для тех, кто только собирался принять крещение. Петру было необходимо предупредить их о том, что ожидало их в будущем, и ободрить их, чтобы они могли с честью выйти из испытаний. Это послание по-прежнему полезно как для людей, которые только что приняли христианство, так и для христиан, которые терпят суровые испытания. Многие из современных христиан во всем мире подвергаются гонениям со стороны властей, которые своей нетерпимостью и жестокостью превосходят римских императоров I века нашей эры. Христиане по-прежнему вызывают непонимание, насмешки и даже тревогу со стороны неверующих друзей, начальников и близких. И никто из нас не застрахован от несчастных случаев, болезней, страданий и смерти - тех испытаний, которые, подобно преследованиям, заставляют нас полагаться на Божью милость. Для современных читателей, как и для первоначальной аудитории Петра, главной темой этого послания является надежда.

1:1
Петр был одним из 12 учеников, избранных Иисусом (Мк 1:16-18; Ин 1:42). Вместе с Иаковом и Иоанном он входил в узкий круг учеников, которых Иисус избрал особо. Петр одним из первых признал Иисуса Мессией, Божьим Сыном, и Иисус дал ему особое положение в Церкви (Мф 16:16-19; Лк 22:31, 32; Ин 21:15-19). Несмотря на то, что во время суда над Иисусом Петр отрекся от своего знакомства с Ним, после он покаялся и стал великим апостолом. Полнее о личности Петра см. посвященный ему очерк в Мф 26.

1:1
Первыми верующими и руководителями ранней Церкви были евреи. Принимая христианство, они не оставляли своего иудейского наследия, подобно тому, как мы, становясь христианами, не отказываемся от национальности. Гонения рассеяли первых верующих по всему римскому миру (это рассеяние упоминается в Деян 8:1-4). Преследования не заставили евангельскую проповедь умолкнуть, напротив, благодаря им она распространилась по всей империи. Поэтому те церкви, к которым обращается Петр, включали в себя и христиан, обращенных из язычников.

1:2
Петр ободряет своих читателей, напоминая им, что они избраны Богом Отцом и являются Его детьми. Некогда лишь иудеи могли говорить о себе как о Божьем избранном народе, но через Христа все верующие принадлежат Богу. Наше спасение и безопасность зависят от свободного и милостивого дара всемогущего Бога. Никакие испытания и преследования не могут лишить нас вечной жизни, которую Он дарует тем, кто верит в Него.

1:2
В этом стихе упоминаются все три Лица Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Триединый Бог дает нам спасение. Отец избрал нас до того, как мы избрали Его (Еф 1:4). Сын умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим 5:6-10). Святой Дух трудится в нашей жизни для того, чтобы принести нам спасение и отделить нас для Бога.

1:3
Ту новую жизнь, о которой упоминает этот стих, мы получили благодаря новому, духовному рождению, когда Святой Дух соединил нас с Божьей семьей верующих. Иисус использовал выражение «новое рождение», объясняя спасение Никодиму (см. Ин 3).

1:3-6
Нуждаетесь ли вы в ободрении? Слова Петра приносят радость и надежду во времена скорби, а свою уверенность он основывает на том, что Бог сделал для нас в Иисусе Христе. Мы призваны жить на земле в надежде на вечную жизнь (1:3). Однако мы не только надеемся на будущее: вечная жизнь начинается уже тогда, когда мы верой принимаем Бога и входим в Его семью. Вечная жизнь, которой мы обладаем сейчас, дает нам надежду и помогает жить, во всем доверяя Богу.

1:5
Бог всегда поможет нам устоять в вере, сколь бы трудные времена нам ни пришлось пережить. «Последнее время» - это время Божьего суда, о котором упоминается в Рим 14:10 и Откр 20:11 -15. Возможно, нам придется перенести суровые испытания, гонения или мученическую смерть, однако это не сможет повредить нашим душам, если мы приняли дарованное нам Христом спасение. Мы знаем, что получим обещанные награды.

1:7
Почему христиан преследовали? (1) Они отказывались воздавать императору божественные почести, и потому считались безбожниками и предателями. (2) Они отказывались принимать участие в языческих богослужениях, и поэтому там, где укреплялось христианство, это доходное предприятие приходило в упадок. (3) Они не принимали римских идеалов себялюбия, силы и военных побед, а римляне презирали их идеал жертвенного служения. (4) Они обличали и отвергали ужасающую безнравственность языческой культуры.

1:7
В этом письме Петр упоминает страдание несколько раз: 1:6,7; 3:13-17; 4:12-19; 5:9. Говоря о трудностях, он имеет в виду не стихийные бедствия или Божьи наказания, но ответ неверующего мира людям веры. Все верующие так или иначе встречаются с трудностями, когда позволяют своему свету сиять во тьме неверия. Мы должны принять страдание как часть очистительного процесса, который выжигает всю нечистоту, приготовляя нас ко встрече с Христом. Испытания учат нас терпению (Рим 5:3,4; Иак 1:2,3) и помогают становиться такими, какими нас хочет видеть Бог.

1:7
Когда золото плавится, его примеси всплывают и могут быть удалены. Огнем закаливается сталь. Точно также испытания, борьба и преследования укрепляют нашу веру и делают нас полезными для Бога.

1:10-13
Божий замысел о спасении оставался для ветхозаветных пророков тайной, но тем не менее они переносили гонения, а некоторые даже умирали за Бога. Некоторые из иудейских христиан, читавших это послание Петра, напротив, видели Иисуса своими глазами и знали, для чего Он пришел. Их уверенность основывалась на Его смерти и воскресении. Так как они знали Иисуса и обладали личным опытом общения с Ним, их вера должна была быть крепче, чем вера ветхозаветных пророков.

1:11
Дух Христа - это другое имя Святого Духа. Перед тем, как Иисус завершил свое земное служение, чтобы вернуться на небо, Он обещал прислать своего Святого Духа, Утешителя - учить, поддерживать и направлять Его последователей (Ин 14:15-17,26; 16:7). Святой Дух должен был учить их об Иисусе и раскрывать Его славу (Ин 15:26; 16:14). Ветхозаветные пророки, говорившие по вдохновению Святого Духа (2 Петр 1:20,21), описывали грядущего Мессию, а новозаветные апостолы по вдохновению того же Духа проповедовали распятого и воскресшего Господа.

1:14-16
Бог Израиля и христианской Церкви свят: Он сам устанавливает нравственные мерки для человека. В отличие от богов языческих религий, которые были широко распространены в первом веке, Он не кровожаден, не жесток, не похотлив и не пристрастен. Он - Бог любви и справедливости, заботящийся о каждом из своих последователей. Наш святой Бог ждет, что мы будем подражать Ему, руководствуясь высокими нравственными принципами. Подобно Ему, мы должны быть милостивы и справедливы, подобно Ему, мы должны приносить себя в жертву за других.

1:15,16
После того, как люди посвящают жизнь Христу, они по-прежнему чувствуют силу притяжения грешных помыслов и желаний. Петр говорит, что мы должны быть подобны нашему небесному Отцу, то есть быть святы во всем. Быть святым означает быть полностью посвященным Богу, отделенным для Него, совершенно удалившись от греха и его влияния. Мы должны хранить свое отличие, не смешиваясь с толпой, но не ради оригинальности. Не похожими на других нас делают Божьи качества, проникающие в нашу жизнь. Центром наших интересов и ценностей должен быть Бог. Все это прямо противоположно нашему прежнему образу жизни (1:14). Мы не можем стать святыми сами, но Бог дает нам свой Святой Дух, чтобы мы могли повиноваться Ему и преодолеть грех. Не оправдывайте себя тем, что вы не могли не согрешить. Просите у Бога силы, чтобы освободиться оттисков греха.

1:17
Благоговейное почтение-это не страх раба перед безжалостным господином: это чувство верующего по отношению к всемогущему Богу. Так как Бог является судьей всей земли, мы не смеем относиться к Нему легкомысленно или равнодушно. Не следует думать, что высокое положение Божьих детей дает нам право делать что угодно. Мы должны быть не испорченными, а благодарными детьми, любящими и уважающими своего небесного Отца.

1:18,19
Выкуп - это деньги, которые платят за раба, чтобы приобрести ему свободу. Бог заплатил выкуп, чтобы освободить нас от тирании греха (Рим 6:6,7; 1 Кор 6:20; Кол 2:13,14; Евр 9:12). Мы не смогли бы освободиться от греха собственными усилиями - нас могла выкупить лишь жизнь Божьего Сына. В Мк 10:45 Иисус говорит, что Он является нашим выкупом.

1:20
Жертва Христа за наши грехи не была крайним средством, которое Бог решил предпринять, когда мир вышел из-под Его контроля. Этот замысел был обдуман всезнающим, вечным Богом задолго до сотворения мира. Каким благословением для христиан из иудеев должно было стать знание о том, что пришествие и спасительное служение Христа было запланировано Богом от века! Благодаря этому они могли быть уверены в том, что закон не был отменен из-за своей непригодности, но как закон, так и пришествие Христа были предусмотрены вечным Божьим замыслом.

1:22
Подлинная любовь предполагает бескорыстную самоотдачу, следовательно, эгоист не может истинно любить. Божья любовь и прощение дают нам свободу отвести влюбленный взгляд от самих себя и пойти навстречу нуждам других. Принеся в жертву свою жизнь, Христос показал, что Он истинно любит вас. Теперь вы можете любить других, следуя Его примеру и жертвуя собой ради их блага.

1:24,25
Цитируя Ис 40:6-8, Петр напоминает верующим, что все в этой жизни: имущество, достижения, люди, - в конце концов увянет и исчезнет. Постоянны лишь Божья воля, Его слово и дело. Мы должны прекратить стремиться к временному и посвятить свое время, средства и силы тону, что постоянно: Божьему слову и нашей новой, вечной жизни во Христе.


вверх   

Толкование 1 Послания Петра, Библия, Новый Завет