Толкование Послания Иакова



  1  2  3   4   5  

2:1 и далее
В этой главе Иаков доказывает необходимость добрых дел. Он провозглашает три истины: (1) Божье служение является существенной частью веры. Вы не можете быть христианином, просто соглашаясь с христианским учением и библейским текстом. Вы должны полностью посвятить свой разум и сердце Христу (2:19). (2) Добрые дела являются свидетельством истинной веры. Жизнь подлинного христианина преображается (2:18). (3) Вера без добрых дел бесполезна (2:14-17). Эти утверждения находятся в полном согласии сучением Павла о спасении через веру. Павел уделяет особое внимание цели веры - спасению. Иаков говорит о результате веры - преображенной жизни.

2:1 и далее
Часто мы относимся к хорошо одетому, привлекательному человеку лучше, чем к тому, кто выглядит бедняком. Это происходит потому, что мы сами желаем находиться в числе удачливых людей, а не среди откровенных неудачников. Наше мнение о себе растет, когда мы сближаемся с теми, кем восхищаемся. Ирония судьбы, напоминает нам Иаков, заключается в том, что счастливчики могут пользоваться своим успехом за наш счет. Помимо этого, богатому труднее отождествить себя с Иисусом, который пришел в образе смиренного слуги. Легко ли произвести на вас впечатление с помощью высокого положения, славы или богатства? Оказываете ли вы имущим предпочтение перед неимущими? Подобное пристрастное отношение грешно. Перед Богом все равны, а если Он кого и выделяет, так это бедных и беспомощных, которые не в состоянии помочь себе сами. Мы должны следовать Его примеру.

2:2-4
Почему ошибочно судить о человеке по его материальному положению? Богатство может свидетельствовать об уме, мудрых решениях и трудолюбии его владельца; но может оно значить и то, что его обладатель имел счастье родиться в богатой семье; или даже свидетельствовать о его жадности, бесчестности и себялюбии. Уважая кого-либо лишь за то, что он хорошо одет, мы придаем его внешности больше значения, чем его характеру. Иногда мы поступаем так из-за того, что (1) бедность заставляет нас чувствовать себя неловко и в долгу, и мы избегаем ее; (2) мы тоже хотим быть богатыми и надеемся использовать наши знакомства для достижения этой цели; (3) мы хотим, чтобы богатый человек оказывал поддержку нашей церкви. Все эти побуждения эгоистичны: в любом случае мы не видим ни в богатом, ни в бедном человеческую личность, нуждающуюся в любви и понимании. Если мы говорим, что Христос является Господом нашей жизни, мы должны жить так, как жил Он, не имея пристрастий и любя людей независимо от их благосостояния.

2:2-4
Часто мы бываем заведомо расположены к богатым, так как думаем, что их особо благословил Бог. Однако Бог не обещает никому земных наград или богатств - Христос призывает нас быть готовыми пострадать и лишиться всего, что мы имеем, чтобы сохранить вечную жизнь (Мер 6:19-21,19:28-30; Лк 12:14-34; Рим 8:15-21; 1 Тим 6:17-19),

2:5
Когда Иаков говорит о бедных, он имеет в виду тех, у кого мало денег и чьи простые ценности презираются нашим пресыщенным обществом. Возможно, они бедны потому, что предпочитают человеческие взаимоотношения финансовой обеспеченности, служение - господству, духовную жизнь - власти. Это не означает, что бедные автоматически отправятся на небо, а богатые в ад. Однако бедные люди, как правило, острее ощущают свою беспомощность, и для них бывает легче признать свою нужду в спасении. Одной из величайших преград на пути к спасению для богатых является гордость, для бедных - озлобление.

2:8,9
Мы должны обращаться с другими так, как хотели бы, чтобы они обращались с нами. Мы не должны отворачиваться от богатых, потому что в этом случае мы пренебрегаем своим долгом любви. Однако нам не следует относиться к ним с предпочтением, пренебрегая бедными, которые не в состоянии нас отблагодарить (см. также Лев 19:18; Мф 22:37-40; Рим 13:8).

2:10,11
Легко видеть чужие грехи, не замечая или оправдывая собственные. Иаков напоминает нам, что если мы нарушаем хотя бы одну из заповедей, мы становимся преступниками всего закона. Закон нельзя нарушить «слегка»: в любом случае вы нуждаетесь в том, чтобы Христос заплатил за ваш грех. Старайтесь соответствовать Божьим требованиям сами, не пытаясь подгонять под них другого. Просите о прощении, когда нуждаетесь в нем, а после этого вновь направляйте свои усилия на то, чтобы показать вашу веру с помощью дел.

2:13
Наши грехи прощены благодаря одной лишь Божьей милости. Мы не можем заслужить прощение, сами прощая других. Но если мы отказываем другим в прощении, получив его сами, значит, мы не понимаем или не ценим оказанной нам Божьей милости (см. Мф 6:14, 15; Еф 4:31,32).

2:14
Согласие с христианскими истинами еще не является совершенной верой. Истинная вера преображает нашу жизнь. Если наша жизнь остается неизменной, значит, мы не уверовали искренне в те истины, на веру в которые притязаем.

2:17
Следуя Божьей воле, мы не прокладываем себе дорогу на небеса, однако это свидетельствует о том, что наша преданность Ему подлинна. Достойное поведение является не заменой, а подтверждением нашей веры во Христа.

2:18
На первый взгляд, этот стих противоречит Рим 3:28: «Человек получает оправдание верой независимо от соблюдения закона». Однако более внимательное размышление показывает, что учения Иакова и Павла вполне согласуются друг с другом. Тогда как верно то, что с помощью дел мы не в состоянии заработать спасения, верно и то, что подлинная вера всегда сказывается в измененной жизни и добрых делах. Павел возражает тем, кто пытается заслужить спасение с помощью добрых дел, а Иаков возражает тем, кто не видит различия между подлинной верой и простым согласием. Ведь даже демоны знают, кто такой Христос, но не повинуются Ему (2:19). Истинная вера предполагает, что мы целиком и полностью посвятим себя Богу.

2:21-24
Иаков говорит, что Авраам был назван праведным за свои поступки, а Павел говорит, что за веру (Рим 4:1-5). Эти утверждения не противоречат, а дополняют друг друга. Вера приносит нам спасение; послушание показывает, что наша вера подлинна.

2:25
Раав жила в городе Иерихоне, который был завоеван израильтянами, когда они вошли в Обетованную землю (Иис Нав 2). Когда израильские разведчики пробрались в город, она спрятала их, а затем помогла им спастись. Таким образом она показала свою веру в Божий замысел об Израиле. Вследствие этого она сама и ее домашние спаслись, когда город был захвачен. Евр 11:31,31 упоминает Раав среди имен героев веры.


вверх   

Толкование Послания Иакова, Библия, Новый Завет