Толкование Послания Иакова



1   2   3   4   5  

1:1
В этом энергичном, ярком письме Иаков отточенными, хорошо обдуманными словами во всеоружии противостоит недостойным поступкам своих читателей. Христианство состоит не только в учении, но и в образе жизни. «Братья мои, какая польза в том, если человек говорит, что верит, но не делает? Может ли вера спасти его?» (2:14). Доказательством того, что наша вера подлинна, является преображенная ею жизнь.

Подлинная вера непременно становится источником добрых дел. Это является главной темой послания, раскрывая которую, Иаков дает практические советы о христианском поведении. Среди многих других важных вещей, христиане узнают, как противостоять трудностям, преодолевать искушения, постигать Божью волю, избегать несправедливости, обуздывать свой язык, приобретать мудрость, оценивать свои побуждения, распоряжаться имуществом и молиться от чистого сердца.

Иаков начинает свое письмо с определения некоторых общих правил христианской жизни (1:1 -27). Затем он увещевает христиан справедливо относиться к другим (2:1-13). Этот практический совет он сопровождает богословским рассуждением о взаимосвязи веры и действия (2:14-26). Затем Иаков показывает, как важно уметь владеть своими словами (3:1-12). В 3:13-18 он проводит различие между небесной и земной мудростью. Далее он воодушевляет своих читателей повернуться от порочных желаний к послушанию Богу (4:1-12), порицает тех, кто самонадеянно полагается на собственные планы и богатство (4:13-5:6). Наконец, он просит своих читателей быть терпеливыми друг к другу (5:7-11), держать свои обещания (5:12), молиться друг за друга (5:13-18) и помогать друг другу хранить верность Господу (5:19,20).

Это послание - своего рода руководство по христианской жизни. Здесь вы прочтете о борьбе, проблемах и задачах христианина. Читайте и становитесь исполнителем Божьего слова (1:22-25).

1:1
Автор этого письма, руководитель иерусалимской церкви (см. Деян 12:17; 15:13),-это не апостол Иаков, а Иаков, брат Иисуса. Письмо Иакова является одним из самых ранних новозаветных произведений, написанным, возможно, около 50 г. н. э. После того, как был казнен Стефан (Деян 8:1-3), иерусалимские христиане были рассеяны по всей Римской империи. Гонения усиливались, и так как эти христиане не могли пользоваться поддержкой установленных церквей, Иаков, заботливый руководитель, написал им, чтобы помочь им устоять в вере в это трудное время.

1:2
Слово «искушение» обозначает здесь злоключения и суровые испытания. Оно не означает соблазна творить зло. Испытывая нас, Бог никогда не побуждает нас грешить (см. 1:12-16).

1:2,3
Иаков говорит о том, что мы можем извлечь из испытаний духовную пользу. Он советует нам относиться к трудностям как к урокам. Суровые времена могут научить нас терпению. См. также Рим 2:7,5:3-5,8:24, 25; 2 Кор 6:3, 7; 2 Петр 1:2-9.

1:2-4
Мы ничего не знаем о силе своего характера до тех пор, пока не подвергнемся испытанию. Легко быть добрым, пока все идет хорошо, но сможете ли вы остаться таким, если другие начнут обходиться с вами несправедливо? Вместо того, чтобы жаловаться на свои злоключения, мы должны рассматривать их как возможности для духовного роста. Благодарите Бога за обещание быть с вами в трудное время. Просите Его о том, чтобы Он помог вам разрешить ваши трудности или дал вам силу перенести испытание. Затем наберитесь терпения. Бог не оставит вас одного наедине с вашими сложностями - Он будет рядом с вами и поможет вам.

1:5
Если нам недостает мудрости, мы можем просить Бога наделить нас ею. Христианам не нужно блуждать во тьме, надеясь нащупать ответы на свои вопросы. Для того, чтобы сделать правильный выбор, мы можем воспользоваться Божьей мудростью.

1:5
Когда Иаков говорите мудрости, он имеет в виду практическую способность различать добро и зло. Мудрость начинается с уважения к Богу и ведет к праведной жизни, а плодом ее является постоянно возрастающая способность отличать добро от зла. Бог готов дать нам свою мудрость. Чтобы узнать Божью волю, нам нужно молиться об этом, а после с готовностью выполнять ее.

1:5-8
Если вам приходилось видеть непрестанно катящиеся морские волны, вы знаете, как они, вечно подчиняющиеся силе ветра, тяготения и прилива, беспокойны и неугомонны. Сомнения делают нас такими же беспокойными и заставляют метаться вперед и назад. Если вы хотите обрести покой, поверьте, что Бог сам знает, что для вас лучше. Просите у Него мудрости и верьте, что Он даст вам ее. Тогда вы будете наверняка знать, что вам делать, и ваши решения будут тверды.

1:6
Кто такой сомневающийся? Это человек, который не до конца уверен в том, что Божий путь - самый лучший. Он относится к Божьему слову, как к простому человеческому совету, оставляя за собой возможность не послушаться. Он вечно колеблется, не зная, последовать ли ему собственным ощущениям, идеям мира или Божьим заповедям. Выходом для такого человека является искренняя покорность Божьей воле.

1:7,8
Мы должны просить с уверенностью, понимая, что Бог согласует наши желания со своими замыслами. См. также прим. к Мф 21:22.

1:9
Этот стих относится к самому заурядному человеку, не обладающему ни положением, ни богатством. На таких людей сегодня часто не обращают внимания даже в церквах.

1:9-11
Если для Бога ничего не значат ни богатство, ни власть, ни высокое положение, то почему же мы придаем им такое огромное значение и так уважаем тех, кто ими обладает? Заключается ли для вас смысл жизни в материальном богатстве? Если оно пропадет, что же у вас останется? Для Бога и для вашей вечной участи имеет значение не ваш счет в банке, а ваше сердце.

1:10,11
Богатым следует радоваться, что для Бога их богатство ничего не значит, так как имущество легко потерять. Бедным также следует радоваться, что они обладают равным достоинством перед Богом. Истинное богатство заключается в духовной жизни, а не в деньгах. Для Бога важно то, что вечно: наши души, а не то, что временно - деньги и имущество. См также Мк 4:19.

1:12
Мир считает, что счастье является плодом удовольствия, денег, места жительства, работы, общественного положения и успеха. Однако все это не в состоянии дать нам прочного счастья, так как временно и не приносит духовной пользы.

1:12-15
Искушение порождается порочными желаниями, которые исходят от нас самих, а не внушаются Богом. Оно начинается с нечистой мысли. Оно становится грехом, когда мы задерживаемся на этой мысли и позволяем ей перерасти в действие. Разрушение, которое приносит грех, усиливается подобно катящемуся вниз снежному кому, по мере того, как мы позволяем греху овладевать нами. Лучше всего остановить снежный ком до того, пока он не стал слишком большим и не покатился неудержимо быстро. См. также Мф 4:1 -11; 1 Кор 10:13 и 2 Тим 2:22.

1:13-15
Легко винить других и оправдывать собственные греховные мысли и поступки. Оправдания обычно выглядят следующим образом: (1) во всем виноват другой; (2) я ничего не мог с собой поделать; (3) так поступают все; (4) это всего лишь ошибка; (5) никто не совершенен; (6) это было наваждение; (7) меня вынудили сделать это; (8) я не знал, что это дурно. Человек, занимающийся самооправданием, пытается перенести вину на обстоятельства или на кого-нибудь другого. Христианин же, напротив, должен принимать на себя ответственность за свои ошибки, исповедовать их и просить прощения у Бога.

1:13,14
Те, кто старается жить для Бога, часто удивляются, почему они по-прежнему испытывают искушения. Не Бог ли искушает их? Бог испытывает людей, но никогда не пытается склонить их ко греху. Однако Он позволяет искушать их сатане для того, чтобы очистить их веру и научить всецело полагаться на Христа. Мы можем перенести искушение и не согрешить, обращаясь к Богу за силой и избирая путь послушания Его слову.

1:17
Писание часто сравнивает добро со светом, а зло с тьмой. См. Пс26:1; Ис 60:19-22; Ин 1:1-14,

1:18
Ранние христиане были первым поколением, верившим в Иисуса как в Мессию. Поэтому Иаков называет их «первыми плодами Его творения».

1:19
Когда мы много говорим и мало слушаем, мы даем людям понять, что для нас гораздо важнее наше собственное мнение, чем их. Иаков дает нам мудрый совет изменить эту привычку. Следите за своими разговорами, отмечая, сколько вы говорите и сколько слушаете. Даете ли вы почувствовать своим собеседникам, что цените их точку зрения и идеи?

1:19,20
Здесь говорится о гневе, который вспыхивает в тот момент, когда задето наше «я». Когда мы видим несправедливость или грех, мы должны гневаться, так как в этом случае зло причиняется другим. Но мы не должны сердиться, когда нам не удается настоять на своем или когда нами пренебрегают. Самолюбивый гнев - плохой помощник.

1:22-25
Важно знать, что говорит Божье слово, но еще важнее следовать ему. Польза от того времени, которое мы проводим за изучением Библии, измеряется тем влиянием, которое она оказывает на наше поведение и образ мыслей.

1:25
То, что закон может дать свободу, выглядит парадоксом. Но Божий закон указывает нам на грех в нашей жизни и дает нам возможность просить Бога о прощении (см. Рим 7:7, 8). Как христиане, мы спасены Божьей благодатью. Спасение включает в себя избавление от власти греха. Мы можем жить праведной жизнью, чего не могли бы достичь никак иначе. Мы свободны жить так, как должны - в полном соответствии с Божьим замыслом. Но это не означает, что мы вольны делать все, что угодно (см. 1 Петр 2:14-16).

1:27
В те времена вдовы и сироты практически не пользовались ничьей материальной поддержкой. Если о них не соглашался заботиться какой-либо родственник, они были вынуждены просить милостыню, продавать себя в рабство или умирать от голода. Заботясь о беспомощных, Божья Церковь доказывала свою веру на практике. Отдавая без всякой надежды на возврат, христиане показывали пример служения другим. Именно этого ожидает Иисус от верующих.


вверх   

Толкование Послания Иакова, Библия, Новый Завет