Толкование Евангелия от Иоанна



1  2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  

2:1,2
Свадебное торжество во времена Иисуса длилось целую неделю. Угощение готовили на множество гостей и всю неделю отмечали начало совместной жизни молодых. Иногда приглашали весь город, и люди приходили: отказаться означало нанести оскорбление. Чтобы угостить такое множество людей, необходимо было тщательно все рассчитать. Остаться без вина было постыдным нарушением неписаных законов гостеприимства. Иисус не оставил без внимания проблему этих людей.

2:1,2
Миссией Иисуса было спасение мира, это самая великая миссия в истории человечества. Тем не менее, Он нашел время прийти на свадьбу и принять участие в празднике. Нас может искушать мысль, что нам не следует отрываться от важной работы для общения с людьми. Но возможно, что общение - часть нашей задачи. Иисус не пренебрег приглашением, потому что Он пришел, чтобы быть с людьми. Наше предназначение также может исполняться на веселых праздниках в общении с людьми. Сохраняйте равновесие, не удаляясь от Иисуса как во время работы, так и во время развлечений.

2:4
Возможно, Мария ожидала, что ее сын не сотворит чудо, а поможет людям найти выход и раздобыть вина. Предание говорит, что ее муж Иосиф к тому времени умер, так что она, пови-димому, обращалась в трудных случаях за помощью к сыну. Понять ответ Иисуса было трудно, но хотя Мария не поняла, что собирается делать Иисус, она верила, что Он поступит правильно. Тот, кто доверяет Иисусу даже в непонятной ситуации, должен продолжать верить, что Иисус устроит все наилучшим образом.

2:5
Мария доверяла Иисусу во всем, что Он делал. Она сознавала, что Он не просто ее сын - Он Сын Бога. Когда мы приходим к Христу со своими трудностями, мы порой думаем, что сами знаем, как Ему надлежит их разрешить. Но Его замысел может быть совершенно иным. Мы должны довериться Ему, как Мария, и принять то решение наших проблем, которое Он сочтет наилучшим.

2:6
Шесть каменных сосудов традиционно употреблялись для ритуального омовения. Согласно иудейскому закону, люди оскверняются, прикасаясь к некоторым предметам повседневного обихода. Перед едой они омывали руки водой, чтобы очиститься от дурных влияний тех предметов, к которым они прикасались.

2:10
Люди ищут ободрения и смысла в чем угодно, только не в Боге. Они считают, что Бог есть нечто тусклое и безжизненное. Но как сотворенное Иисусом вино было лучше любого другого, так и жизнь во Христе лучше, чем жизнь в самом себе. Зачем ждать, пока исчерпается все, оставляя лучшее напоследок?

2:11
Увидев сотворенное Иисусом чудо, ученики уверовали. Чудо показало Его власть над природой. Кроме того, в этом чуде открылась суть Его служения - помогать людям, направлять их и пребывать в близком общении с ними.

2:11
Чудеса-это не просто явления, которые нев состоянии вызвать человек, но явления, показывающие Божью силу. Большинство совершенных Иисусом чудес было восстановлением испорченной природы: например, возвращение зрения слепому или способности ходить хромому. Верьте в Него не потому, что Он «сверхчеловек», но потому что Он Бог, продолжающий свою созидательную работу даже в тех, кто слаб, беден, искалечен или осиротел, кто слеп, хром, болен и нуждается в том, чтобы быть сотворенным заново.

2:12
Капернаум стал домом Иисуса во время Его служения в Галилее. Он был расположен на одной из главных дорог и играл важную роль в этой области. Здесь находился римский гарнизон и таможня. В Капер-науме был призван стать учеником Иисуса Матфей (Мф 9:9); он был родным городом некоторых других учеников (Мф 4:13) и одного высокопоставленного придворного (4,46). В нем была по меньшей мере одна синагога. Хотя Иисус избрал Капернаум местом своего пребывания в Галилее, Он осудил этот город за неверие его жителей (Мф 11:23; Лк 10:15).

2:13
Празднование ветхозаветной Пасхи происходило каждый год в Иерусалимском храме. Предполагалось, что а эти дни туда соберутся все мужчины-иудеи (Втор 16:16). Празднество длилось неделю: в первый день отмечалась Пасха, а за ней следовал Праздник пресных хлебов. Эта неделя была посвящена воспоминанию об избавлении евреев от рабства в Египте (Исх 12:1-13).

2:13
Иерусалим был религиозным и политическим центром Палестины, и именно туда должен был прийти Мессия. Там находился храм, и многие иудейские семьи со всего мира путешествовали в Иерусалим во время основных праздников. Храм стоял на хорошо заметном месте - на холме, возвышавшемся над городом. Примерно за тысячу лет до этого (949 г. до н.э.) Соломон построил на этом месте первый храм, который был разрушен вавилонскими завоевателями (4 Цар 25). Храм был заново отстроен в 515 г. до н.э., а Ирод Великий расширил и перестроил его.

2:14
Иоанн описывает первое очищение храма. Второе произошло уже в конце служения Иисуса, тремя годами позже, и описано в Мф 21:12-17, Мк 11:12-19 и Лк 19:45-48.

2:14
Храмовый налог следовало платить местными деньгами, поэтому чужеземцам приходилось обращаться к менялам, которые порой бывали нечестными или требовали слишком высокий процент. Люди должны были также принести жертву за грех. Многие не могли привести животных с собой из-за больших расстояний; у других паломников животных забраковывали из-за каких-либо недостатков. Поэтому торговцы скотом получали большие прибыли, торгуя во дворе храма. Цена жертвенного животного у храма была выше, чем где бы то ни было. Иисус разгневался на нечестность и алчность менял и торговцев. Им не следовало превращать храм в базар: это было оскорблением храма - места, где поклонялись Богу.

2:14
Возле храма на Пасху всегда собирались тысячные толпы. Религиозные вожди еще увеличивали их, позволяя менялам и торговцам ставить свои лавки во Дворе язычников. По их мнению, это было удобно для паломников и приносило доход храму. Их не заботило, что в результате Двор язычников был настолько переполнен народом, что пришедшим было трудно сосредоточиться для молитвы. А ведь поклонение Богу было главной целью храма. Не удивительно, что Иисус разгневался.

2:14-16
Люди, которые торговали в храме, злоупотребляли им. Они забыли, что это Божий дом и место поклонения, а не базар, где торгуют ради прибыли. Наше отношение к церкви неправильно, если мы считаем ее местом для личных встреч и устройства своих дел. Спросите себя, ходите ли вы в церковь, чтобы молиться, или как в клуб.

2:15,16
Иисус разгневался на торговцев, которые наживались на тех, кто пришел в Божий дом для молитвы. Есть разница между исступленной яростью и праведным негодованием, хотя оба этих чувства мы называем гневом. Нам следует быть очень осторожными с таким сильным чувством, как гнев. Праведным может быть гнев по отношению к несправедливости и греху, но неправеден по отношению к нашим обидчикам.

2:15,16
Иисус стал плетью выгонять менял. Позволено лии нам применять насилие против тех, кто творит зло? Определенная власть на это дана некоторым людям, но не всем. Например, власть применять оружие и арестовывать людей дана полицейским, но не каждому гражданину. Власть выносить приговоры дана судьям, но не всем желающим. У Иисуса была власть Бога, которой нет у нас. Если мы хотим жить христианской жизнью, нам не следует претендовать на подобное право, если оно нам не дано.

2:17
Иисус воспринял совершавшееся в храме беззаконие как оскорбление Бога и не мог отнестись к нему снисходительно. Он был охвачен праведным гневом на грех и непочтение к Богу.

2:19,20
Это был храм, построенный за 500 лет до того, но Ирод Великий принялся за его реконструкцию: храм стал больше и гораздо красивей. Реконструкция была начата в 20 г. до н.э. и к тому времени еще не завершена; поэтому слова Иисуса, что Он восстановит его в три дня, были такими ошеломляющими.

2:21
Иисус утверждал свою власть и свое право на столь резкие действия против храмовых торговцев. Эти слова относились не к храму, а к Его телу. Воскресение Христа докажет Его власть очищать храм, исцелять, изгонять демонов и прощать грехи.

2:23-25
Иисус, Сын Бога, знает все о человеческой природе. Ему были хорошо знакомы слова Иеремии: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (17:9) Некоторые из тех, кто называл Иисуса Мессией, позже будут требовать Его казни. Легко увлечься чем-то захватывающим, особенно если в это верят другие. Ко истинная вера остается твердой, даже когда перестает быть модной.


вверх   

Толкование Евангелия от Иоанна, Библия, Новый Завет, Евангелие