Толкование Евангелия от Иоанна



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  

1:1
Учение Иисуса и Его служение неразрывно связаны с ответом на вопрос: кто Он? Иоанн показывает, что Иисус - полностью Бог и в то же время - полностью человек. Хотя Иисус облекся в полноту человеческой природы и прожил человеческую жизнь, Он никогда не переставал быть вечным Богом, Создателем вселенной, связующей силой, которая объединяет все сущее, и источником вечной жизни. Это истина об Иисусе и основание всякой истины. Если мы не можем или не хотим поверить в это, у нас не хватит сил доверить Ему нашу вечную судьбу. Иоанн написал свое Евангелие затем, чтобы положить основание веры и доверия к Иисусу, чтобы мы могли верить, что Он воистину Бог во плоти (20:30,31).

1:1
Иоанн обращается ко всем верующим: из иудеев и из язычников. Как один из 12 учеников Иисуса, Иоанн был очевидцем, и его повествование достоверно. Его книга - не биография (как у Луки), а тематическое изложение жизни Иисуса. Многие из первых читателей Иоанна были греками. Греческая культура была построена на почитании многочисленных мифологических богов, сверхъестественные свойства которых были так же важны для греков, как родословия - для иудеев. Иоанн показывает, что Иисус не просто отличается от этих божеств, но превосходит их.

1:3
Когда Бог творит, Он создает нечто из ничего. Поскольку мы сотворены, у нас нет оснований для гордости. Помните, что вы существуете только потому, что Бог создал вас; у вас есть особые дарования только потому, что они даны вам Богом. Если вы не удаляетесь от Бога, вы представляете из себя что-то, вне Бога вы - ничто, потому что не исполняете своего предназначения, для которого были сотворены.

1:3-5
Не кажется ли вам иногда, что ваша жизнь слишком сложна, чтобы Бог мог понять ее? Помните, что Бог сотворил всю вселенную, и для Него нет ничего слишком сложного. Он создал вас, Он жив сегодня, и Его любовь больше всех проблем, с которыми вы можете столкнуться.

1:4
Почему вечная жизнь во Христе есть свет всему человечеству? Потому что смерть приносит вечный мрак, и только насажденная в нас вечная жизнь во Христе сохранит нас вечно живыми в Его новом Царстве. Христос вечно жив, потому что Он Бог. Он пришел на землю, чтобы даровать человечеству надежду и свет вечной жизни. Ее нельзя купить, только принять как дар. Но Иисус дает ее лишь тем, кто хочет жить по законам будущего вечного Царства.

1:4
Иисус Христос - Творец жизни, и Его жизнь несет свет человечеству. В Его свете мы видим себя такими, какие мы есть на самом деле: грешниками, нуждающимися в спасении. Когда мы следуем за Христом, мы больше не бредем вслепую. Он освещает наш путь, и мы видим, как нам жить. Он рассеивает тьму греха из нашей жизни. Позволяете ли вы свету Христа осветить вашу жизнь? Впустите Его в свою жизнь, и вам больше не придется блуждать в потемках.

1:8
В этой книге имя Иоанн относится к Иоанну Крестителю. См. о нем посвященный ему очерк в Мк 1.

1:8
Мы, как и Иоанн Креститель, не являемся источником божественного света; мы всего лишь отражаем его. Иисус Христос - истинный Свет; Он помогает нам видеть путь к Богу и показывает, как идти по этому пути. Но Христос хочет, чтобы Его свет падал на мир отраженным в Его последователях, возможно, потому, что неверующие не в силах вынести полноту ослепительного сияния Его самого. Слово «свидетельство» определяет нашу роль в отражении света Христа. Мы не должны думать, что мы являемся светом для других, но должны приводить их к источнику света.

1:10-12
Хотя Христос создал мир, созданные Им люди не узнали Его. Даже народ, избранный Богом для того, чтобы приготовить весь остальной мир к пришествию Мессии, отверг Его, несмотря на все пророчества Ветхого Завета.

1:13
Все, кто принимает в свою жизнь Иисуса Христа как Господа, духовно возрождаются, получив новую жизнь от Бога. Через веру новое рождение изменяет нас: наши привычки, желания, образ жизни. Физическое рождение дает нам жизнь и вводит в родительскую семью. Новое рождение возрождает нас духовно и вводит в Божью семью. Просите ли вы Христа сделать вас новым человеком? Новое начало жизни доступно каждому, кто верит.

1:14
Став человеком, Христос стал (1) совершенным учителем - в Его жизни мы видим замысел Бога, который мы должны исполнить (Флп 2:5-11); (2) совершенным примером - Он показывает нам образец жизни и дает силу, чтобы жить так (1 Петр 2:20); (3) совершенной жертвой - Иисус принес себя в жертву за все грехи мира, и Его смерть исполнила волю Бога уничтожить грех (Кол 1:15-23).

1:14
Когда родился Христос, Бог стал человеком. Он не стал отчасти Богом и отчасти человеком; Он был Богом и человеком полностью (Кол 2:9). До прихода Христа люди могли познавать Бога лишь частично. После Его прихода люди смогли увидеть Бога, потому что Он стал видимым и осязаемым во Христе. Христос - совершенное воплощение Бога в человеческом теле. Две основные ошибки - преуменьшать божественность Христа и преуменьшать Его человечность.

1:17
Любовь и справедливость-два присущих Богу свойства, две грани, которые Он раскрывает в общении с нами. Моисей придавал особое значение Божьей справедливости, а Иисус пришел явить милость, любовь и прощение Бога. Моисей только передал закон, а Иисус пришел его исполнить. Сущность и воля Бога были явлены в законе, теперь же они явлены в Иисусе Христе. Божье откровение теперь приходит не с холодных каменных таблиц, а от живого Иисуса.

1:18
В Ветхом Завете Бог являл свою волю через различных людей, большей частью пророков, которые должны были передавать ту или иную весть от Бога. Но никто не видел Бога. Во Христе же Бог явил свою сущ ность так, что Его можно было видеть и осязать. Во Христе Бог стал человеком, который жил на земле.

1:19
Этими иудейскими вождями из Иерусалима были фарисеи (1:24). Они были членами Синедриона - религиозного суда, который должен был заботиться о духовном здоровье народа. Иоанн Креститель и Иисус часто обличали фарисеев. Многие из них внешне повиновались Божьему закону, чтобы выглядеть благочестивыми, но их души были наполнены гордостью и жадностью. Фарисеи полагали, что их собственное устное предание так же важно, как Божье слово. См. также таблицы к Мф 3 и Мк 2. Религиозные вожди пришли посмотреть на Иоанна Крестителя по нескольким причинам: (1) их долг хранителей веры побуждал их изучить поближе новую проповедь (Втор 13:1-5; 18:20-22). (2) Они хотели проверить, есть ли у него основания считаться пророком. (3) Число последователей Иоанна росло. Возможно, фарисеи завидовали Иоанну и хотели понять, почему этот человек так популярен.

1:21-23
По мнению фарисеев, существовало четыре возможных ответа на вопрос, кто такой Иоанн: (1) пророк, который говорит от Бога (Втор 18:15); (2) Илия (Мал 4:5); (3) Мессия; (4) лжепророк. Иоанн же сослался на ветхозаветного пророка Исайю - «голос вопиющего в пустыне». Вожди настаивали, чтобы он сказал им, кто он, потому что люди ожидали прихода Мессии (Лк 3:15). Но Иоанн подчеркнул, что он пришел только приготовить путь для Мессии. Фарисеи не поняли его. Их интересовало, кто такой Иоанн, а он хотел, чтобы они узнали, кто такой Иисус.

1:26
Иоанн крестил иудеев. Ессеи (строгая иудейская религиозная группа) использовали омовение для очищения грехов, но обычно омовение совершалось над язычниками, которые обращались в иудаизм. Когда фарисеи спросили, чьей властью он крестит, они имели в виду, что он обращался с иудеями, как с язычниками. Иоанн ответил, что он всего лишь помогает людям совершить символический акт покаяния. Но вскоре придет тот, кто действительно будет властен простить грехи - Божий Сын, Мессия.

1:27
Иоанн Креститель говорил, что недостоин быть рабом Христа. Но в Евангелии Луки (7:28) Иисус говорит, что среди всех людей нет более великого, чем Иоанн. Если столь великий человек чувствовал, что недостоин быть рабом Христа, тем более мы должны отбросить нашу гордость. Когда мы воистину сознаем, кто такой Христос, наша гордость и сознание собственной значимости пропадают.

1:29
Каждое утро и каждый вечер в храме приносился в жертву ягненок за грехи народа (Исх 29:38-42). Исайя (53:7) пророчествовал, что Мессия, раб Божий, будет приведен на заклание, как ягненок. Чтобы искупить грех, нужно отдать чью-то жизнь - и Бог решил принести в жертву самого себя. Все грехи мира были искуплены, когда Иисус умер как совершенная жертва. Такова цена прощения грехов (1 Кор 5:7). «Грех мира» означает грех каждого, грех всякого человека. Иисус уплатил своей смертью и за ваш грех. Вы можете получить прощение, если признаете свой грех.

1:30
Хотя Иоанн Креститель был хорошо известен как проповедник и собирал толпы народа, он с радостью уступил высшее место Иисусу. Это подлинное смирение, основание всякого успеха в проповеди, учении и любой работе, которую мы делаем для Христа. Если вы с радостью повинуетесь Богу и при успехе славите Иисуса Христа, Бог совершит через вас великие дела.

1:31
Крестив Иисуса, Иоанн провозгласил Его Мессией. В это время Бог дал Иоанну знак, что Иисус действительно послан Им (1:33). Иоанн и Иисус находились в дальнем родстве, так что Иоанн знал, кто перед ним. О крещении Иисуса см. также Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21,22.

1:33
Крещение водой, совершаемое Иоанном, было предварительным, потому что оно было знаком покаяния и символизировало очищение от грехов. Иисус будет крестить Святым Духом, то есть пошлет Святого Духа на всех верующих, давая им жизненную силу и способность проповедовать о спасении. Это крещение началось после воскресения Иисуса и Его вознесения (см.Ин20:22;Деян2).

1:34
Задачей Иоанна Крестителя было привести людей к Иисусу, Мессии, которого они ожидали. Сегодня люди ищут кого-нибудь, кто дал бы им опору в мире, полном тревог. Наша задача - привести их к Христу и показать, что Он - тот, кого они ищут.

1:35 и далее
Эти новые ученики называли Иисуса несколькими именами: Агнец Божий (1:36), Учитель (1:38), Мессия (1:41,45), Сын Божий (1:49), Царь Израиля (1:49). По мере того, как они узнавали Иисуса, их почтение к Нему росло. Чем больше времени мы тратим на то, чтобы узнать Христа, тем больше мы понимаем и почитаем Его. Сначала нас может привлечь к Нему Его учение, но мы обязательно придем к тому, что признаем в Нем Божьего Сына. Хотя ученики постигли это за несколько дней, для полного осознания им потребовалось три года (Деян 2). То, что было произнесено ими так легко, нуждалось в проверке временем. Слова веры могут приходить легко, но глубокое почтение к Христу возникает, только если мы живем с верой.

1:37
Одним из этих учеников был Андрей (1:40). Вторым - либо Иоанн, автор книги, либо Филипп, который в ней часто упоминается. Почему они оставили Иоанна Крестителя? Потому что именно этого и хотел от них Иоанн - он указывал путь к Иисусу и готовил их следовать за Ним. Они стали первыми учениками Иисуса вместе с Петром (1:42) и Нафанаилом (1:45).

1:38
Когда эти люди решили следовать за Иисусом, Он спросил их: «Что вы хотите?» Недостаточно следовать за Христом, важно следовать за Ним с верной целью. Следовать за Христом ради собственной выгоды означает, что мы как бы просим Христа следовать за нами и исполнять наш, а не Его замысел. Мы должны разобраться в причинах, по которым мы следуем за Христом: для Его ли это славы или для нашей?

1:40
Андрей принял свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе и сразу же пошел сказать о Нем своему брату Симону. У него не возникло вопроса, Мессия ли Иисус. Он сказал это не только Петру; повсюду в Евангелии мы обнаруживаем, что Андрей легко приводил людей к Иисусу (см. Ин 6:8,9; 12:22).

1:42
Иисус сказал не только, кто такой Петр, но и кем он станет. Не всегда в Евангелиях Петр выглядит «твердой скалой», но он стал ею во дни ранней Церкви, о чем рассказывает книга Деяний. Давая Петру новое имя, Иисус предвидел перемену в его характере.

1:46
Иудеи презирали Назарет, потому что там стояли римские войска. Резкая реплика Нафанаила отражала общее отношение. Нафанаил сам был родом из Каны, в шести километрах от Назарета.

1:46
Когда Нафанаил узнал, что Иисус пришел из Назарета, он был удивлен и задал Филиппу вопрос. Филипп ответил: «Пойди и посмотри!» К счастью, Нафанаил послушался, пошел к Иисусу и стал Его учеником. Если бы он действовал на основании своего предубеждения, не пытаясь разобраться, он упустил бы встречу с Мессией.


вверх   

Толкование Евангелия от Иоанна, Библия, Новый Завет, Евангелие