Толкование Евангелия от Луки



1   2   3   4   5   6   7   8  9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  

9:2
Почему Иисус возвещал о приходе своего Царства и проповедью, и исцелениями? Если бы Он ограничился только проповедью, люди могли бы подумать, что Его Царство носит сугубо духовный характер. С другой стороны, если бы Он только исцелял, но не проповедовал, люди не смогли бы осознать духовного значения Его прихода. Большинство из Его слушателей ожидали от Мессии богатства и силы для своего народа и уделяли основное внимание материальным благословениям. Истина об Иисусе заключается в том, что Он является и Богом, и человеком и обладает как физической, так и духовной природой, а спасение, которое Он предлагает людям, предназначено и для души, и для тела. Всякое учение, которое умаляет важность духовных или физических потребностей, искажает Радостную весть Иисуса.

9:3
Почему ученики должны были зависеть от других во время своего путешествия? Их цель состояла в том, чтобы распространить учение Иисуса по всей Иудее, а это легче было сделать, путешествуя налегке. Их зависимость от других была полезна и по другим причинам: (1) Это со всей очевидностью показывало, что Мессия пришел не для того, чтобы дать своим последователям богатство. (2) Это заставляло учеников полагаться на Бога, а не на собственные силы. (3) Это предполагало участие местных жителей в их служении и располагало их к тому, чтобы слушать проповедь Радостной вести. Такой подход был избран для кратковременного поручения; Иисус не имел в виду, что Его ученики должны жить так всегда.

9:4
Почему в каждом городе ученики должны были останавливаться только в одном доме? Им не следовало обижать хозяев, переходя их дома в дом. Хозяев они не обременяли, так как в каждом городе останавливались ненадолго.

9:5
Жест отряхивания с ног пыли тех городов, которые отказывались принимать Радостную весть, восходит к иудейской традиции. Благочестивые иудеи отряхивали с ног пыль, если им случалось проходить через языческие города, показывая тем самым свое неприятие языческих обычаев. Отряхивая с ног пыль еврейского города, ученики показывали свое отделение от тех, кто отверг Мессию. Этот жест показывал также, что ученики не несут ответственности за реакцию людей на их проповедь. Если мы верно и истинно свидетельствуем о Христе, но нашу проповедь отвергают, мы также не виновны. Подобно ученикам, мы должны идти дальше.

9:1-6
Как Иисус наставлял своих учеников? Он дал им силу (9:1), научил, что им следует делать (9:3,4), сказал, как поступать, если их проповедь будет отвергнута (9:5) и попросил у них отчета (9:10). Когда вы наставляете других, берите в пример Учителя.

9:7
Об Ироде Антипе см. посвященный ему очерка Мк 6.

9:7
Принять истину об Иисусе было настолько трудно, что люди пытались подходить к Нему с собственными мерками, большинство из которых выглядят сегодня нелепыми. Многие думали, что Он - воскресший из мертвых Иоанн Креститель или другой пророк. Другие считали Его Илией, великим пророком, который живым был вознесен на небо в огненной колеснице (3 Цар 2:1-11). Лишь очень немногие, подобно Петру, находили правильный ответ (9:20). Сегодня нам легче принять Иисуса как подлинного человека и истинного Бога, но люди по-прежнему стараются найти иные объяснения: великий пророк, популярный политический лидер и самообманщик. Однако таким образом невозможно объяснить чудеса Иисуса и в особенности - Его воскресение, если только не пытаться найти и им совершенно иное объяснение. В конечном счете, поверить во все эти гипотезы гораздо сложнее, чем в истину.

9:9
Рассказ о казни Иоанна Крестителя содержится в Мк 6:14-29.

9:11
Иисус пытался удалиться от толп народа, но они находили Его и шли за Ним. Однако вместо того, чтобы раздражаться, Он приветствовал их и помогал им. Как вы относитесь к людям, нарушающим ваши планы: как к досадной помехе или как к цели вашей жизни и служения?

9:11
Царство Бога было главной темой учения Иисуса. Он объяснял людям, что оно не только относится к будущему, но и находится среди них уже сейчас. Хотя Царство придет во всей полноте только тогда, когда Иисус вернется во славе, нам не нужно ждать, чтобы увидеть его. Божье Царство начинается в сердцах тех, кто верит в Иисуса. Сегодня оно пребывает с нами точно так же, как с теми, кто видел Иисуса две тысячи лет назад.

9:13,14
Когда ученики забеспокоились о том, как накормить это огромное количество народа, Иисус предложил им выход: «Выдайте им есть». Ученики возражали, поскольку у них не было ни пищи, ни денег. Думаете ли вы, что Бог может попросить у вас чего-то такого, с чем вы и Он не справитесь вместе?

9:16,17
Почему Иисус побеспокоился о том, чтобы накормить этих людей? Иисус не пренебрегает нашими потребностями. Он заботится и о физической, и о духовной стороне нашей жизни. Когда мы трудимся над тем, чтобы изменить человеческие души, мы не должны забывать, что все мы имеем и физические нужды. Невозможно по-настоящему служить людям, не обращая внимания на их потребности.

9:18-20
Христианская вера не должна зависеть от мнений других людей. Она требует иметь собственную точку зрения. Когда Иисус спрашивает: «Как вы считаете, кто Я?» - Он ждет от нас определенного ответа. А что вы ответите на этот вопрос?

9:21
Иисус не велел своим ученикам рассказывать о том, что Он Мессия, потому что в тот момент ни они, ни кто-либо другой не понимали, что это значит. Все по-прежнему ожидали, что Мессия придет победоносным царем. Но Иисус должен был пострадать, быть отвергнут, убит и воскреснуть из мертвых. Когда ученики пережили все это, они поняли истинную цель прихода Мессии. Лишь тогда они оказались готовы к тому, чтобы распространять Радостную весть по всему миру.

9:22
Это поворотный момент в наставлениях Иисуса ученикам. Отныне Он начал учить о том, что с Ним должно произойти, и о том, чего ждать им самим, совершенно ясно и определенно, чтобы будущее не застало их врасплох. Он объяснял, что теперь Ему еще не суждено стать Мессией-победителем, потому что сперва Он должен пострадать, умереть и воскреснуть. Но придет время, и Он вернется в великой славе, чтобы установить свое вечное Царство.

9:23-27
Люди готовы заплатить высокую цену за то, что им дорого. Удивительно ли, что Иисус требует столь высокого самоотречения от тех, кто хочет следовать за Ним? Существует по меньшей мере три условия для тех, кто стремится к Иисусу. Они должны быть готовы отречься от эгоизма, нести свой крест и вверить свою жизнь Ему. Если человек не готов к этому, его служение не будет искренним.

9:23
Христианин следует за Господом, подражая Его жизни и слушаясь Его заповедей. Нести свой крест означает отказаться от самолюбивых желаний. Жить так, как велит Христос, трудно, но эти страдания и усилия с лихвой оправдаются в будущем.

9:24,25
Если ваша земная жизнь для вас важнее всего, вы будете любой ценой защищать ее. Вы не захотите поставить под угрозу свою безопасность, здоровье или удобство. Но если для вас важнее всего следовать за Иисусом, вам, возможно, придется оказаться в весьма опасных, рискованных и неудобных ситуациях. Но даже рискуя жизнью вы не будете бояться, зная, что Иисус властен воскресить вас из мертвых. Тот, кто заботится лишь об этой жизни, лишен подобной уверенности. Он может прожить долго, но его жизнь наверняка будет отравлена чувством скуки и собственной бесполезности.

9:26
Греческим читателям Луки было трудно понять, как Бог мог умереть, точно так же, как еврейских читателей смущало, что Мессия позволил себя арестовать. И те, и другие могли бы разочароваться в Нем, если бы не знали, что за Его смертью последовало воскресение, а в грядущем их ждет Его Второе пришествие. После этого они видели в Нем уже не неудачника, а Господа всего мироздания, который своей смертью принес спасение человечеству.

9:27
Говоря о том, что некоторые не умрут, не увидев Царства, Он имел в виду (1) Петра, Иакова и Иоанна, которые спустя несколько дней станут свидетелями Его преображения; или (2) всех тех, кто должен был принять участие в становлении Церкви после Пятидесятницы. Слушателям Иисуса не было необходимости больше ждать: Царство уже пришло к ним и вскоре должно было набрать силу через действие Святого Духа.

9:29
Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна на вершину горы, чтобы показать им, кто Он есть на самом деле - не просто великий пророк, но подлинный Сын Бога. Моисей, представляющий закон, и Илия, представляющий пророков, явились Иисусу, а Божий голос назвал Его долгожданным Мессией, наделенным божественной властью. Иисус был исполнением предсказаний и закона, и пророков.

9:33
Возможно, Петр думал о празднике Кущей, во время которого строились шалаши в память о событиях Исхода, когда Бог избавил свой народ от египетского рабства. Петр хотел удержать Моисея и Илию и самому остаться с ними. Однако Бог хотел совсем не этого. Желание Петра сделать три шалаша для Иисуса, Моисея и Илии могло также означать, что он считает их учения равными. Однако со временем Петр стал понимать Иисуса гораздо глубже и в конце концов написал о Нем как о «драгоценном краеугольном камне» Церкви (1 Петр 2:6).

9:33
Петр, Иаков и Иоанн испытывали такую радость, что не хотели уходить. Иногда мы переживаем такие прекрасные мгновения, что хотим удержать их, отказавшись от реальности и проблем повседневной жизни. Знание того, что внизу нас ожидает борьба, искушает нас бежать. Но пребывание на вершине не позволяет нам служить другим. Вместо того, чтобы расти духовно, мы растем лишь в своем эгоизме. Мы, безусловно, нуждаемся в отдыхе и удовольствиях, но затем должны вернуться и служить миру. Наша вера должна иметь смысл у подножия горы так же, как и на вершине.

9:35
Как Божий Сын Иисус обладает божественной силой и властью, поэтому Его слова являются наивысшим авторитетом. Ни одно истинное учение не будет противоречить наставлениям Иисуса. Слова Иисуса - это критерий для проверки любых учений, чтобы не сбиться с пути.

9:35
Бог ясно назвал Иисуса своим Сыном и Помазанником, которого все должны слушаться. Сила, необходимая для того, чтобы следовать за Иисусом, приходит от уверенности в том, что Он воистину Божий Сын.

9:37-43
Спустившись вместе с Иисусом с горы, ученики вернулись от радостного переживания Божьего присутствия в пугающий мир зла. Та красота, свидетелями которой они только что были, сделала представшее им зрелище еще более отталкивающим. По мере того, как улучшается наше духовное зрение, мы начинаем лучше видеть и понимать не только Бога, но и зло. Ужас взял бы над нами верх, если с нами рядом не было бы Иисуса, который способен защитить нас во время любого испытания.

9:40
Почему ученики не смогли изгнать демона? У Марка мы читаем, что они изгоняли бесов во время своего служения (6:13). Возможно, особая власть была дана им лишь на время, но возможно также, что сейчас им недостало веры. Битва с сатаной - это тяжелая и постоянная борьба. Победа над грехом и искушением достигается через веру в Христа, а не через наши собственные усилия.

9:45,46
Ученики не поняли слов Иисуса о Его смерти. Они по-прежнему думали о Нем как о земном царе и спорили о местах в Его царстве.

9:48
Сколько внимания вы уделяете другим? Этот чрезвычайно важный духовный критерий поможет точно определить меру вашего величия в глазах Бога. Как вы проявляете заботу о других: беспомощных, бедствующих и нуждающихся, которые не в состоянии ничем отплатить вам за ваши усилия? Честный ответ на этот вопрос поможет вам верно оценить вашу подлинную ценность.

9:49,50
Ученики испытывали ревность. Девятеро из них вместе не смогли изгнать одного демона (9:40), но когда они увидели человека, изгоняющего демонов, они возмутились. Чужой успех в той области, где мы потерпели поражение, уязвляет наше самолюбие. Но Иисус говорит, что в Его Царстве нет места подобной зависти, Мы должны с дружелюбием относиться к христианам, не принадлежащим к нашей общине.

9:51
Иисус знал о страдании и смерти, которые ждали Его в Иерусалиме, но несмотря на это Он неуклонно шел к этому городу. Такой же решительностью должны быть отмечены и наши поступки. Когда Бог дает нам направление для действия, мы должны твердо двигаться к цели, несмотря на те опасности, которые могут нас ждать.

9:53
Ассирия захватила Израиль, Северное царство, и населила его своими подданными (3 Цар 17:24-41). Их потомков, обладавших смешанной национальностью, стали называть самарянами. Чистокровные иудеи презирали их, а самаряне в свою очередь ненавидели иудеев. В отношениях между этими народами царил такой разлад, что путешественники, шедшие из Галилеи в южную Иудею, часто обходили Самарию стороной, хотя это значительно удлиняло им путь. Иисус был чужд таких предрассудков и послал вестников в самарянскую деревню, чтобы они приготовились к Его приходу. Но жители отказались принять их.

9:54
Когда ученики были отвергнуты самарянани, они захотели не остановиться, чтобы стряхнуть пыль со своих ног (9:5), а отомстить, призвав с неба Божий огонь, как на грешные города Содом и Гоморру (Быт 19). Когда другие отвергают или презирают нас, мы часто хотим им отомстить. Но нам нужно помнить, что суд принадлежит Богу. Не ждите, что Он использует свою силу на то, чтобы свести наши личные счеты с врагами.

9:62
Иисус хочет от нас полного посвящения, а не показной преданности. Мы не можем выбрать из учения Иисуса те идеи, которые нам нравятся: мы должны принять крест наравне с венцом и суд наравне с милостью. Нам следует подсчитать все расходы и быть готовыми отказаться от всего того, что прежде служило нам опорой. Устремляясь к Иисусу, мы не должны позволять ничему сбить нас с того жизненного пути, который Он называет благим и истинным.


вверх   

Толкование Евангелия от Луки, Библия, Новый Завет, Евангелие