Толкование Евангелия от Луки



1   2   3   4   5  6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  

6:1,2
Фарисеи насчитывали в сборнике комментариев на закон - Мишне - 39 видов деятельности, запрещенных в субботу, в том числе жатву. Они различали даже способы жатвы, одним из которых было растирание колосьев в ладонях - то есть именно то, что делали ученики. Так как Божий закон предписывал крестьянам оставлять края поля неубранными, чтобы путешественники и бедняки могли воспользоваться их щедростью (Втор 23:25), ученики имели полное право срывать эти колосья. Они не нарушали и субботы, так как не выполняли никакой повседневной работы. Нарушили они только человеческое правило, добавленное к Божьему закону.

6:2
Фарисеи полагали, что их религиозная система способна дать ответы на все вопросы. Они не могли принять Иисуса, так как Он не вмещался в эту систему. Мы можем пройти мимо Христа по той же самой причине. Берегитесь уверенности, что вы или ваша церковь знаете ответы на все вопросы. Никакая религиозная система не в состоянии вместить Христа или полностью раскрыть Его деятельность в мире.

6:3-5
Каждую неделю на стол в храме клали 12 освященных хлебов, символизирующих 12 племен Израиля. Этот хлеб назывался «хлебом предложения». Когда на стол клали новый хлеб, старый отдавали священникам, и только они имели право есть его. Иисус приводит историю о Давиде (1 Цар 21:1-6). Спасаясь от царя Саула, он сам и его люди ели этот освященный хлеб. Их голод был важнее обрядовых предписаний. Иисус ссылается на тот же принцип: человеческие потребности могут быть важнее, чем предписания. Если религиозные вожди осуждали Иисуса и Его учеников за нарушение субботы, они должны были бы осудить и Давида.

6:6,7
Религиозные вожди установили закон, который запрещал лечить в субботу. Они полагали, что исцеление тоже является видом работы врача, а заниматься повседневной работой в субботу было строго запрещено. Для них было более важно соблюсти собственные правила, чем избавить человека от страданий.

6:9
Иисус открыл фарисеям, что Он властен упразднить их предания и предписания, так как субботу сотворил Он. Творец всегда больше своего творения.

6:11
Противники Иисуса были вне себя от возмущения: Он не только угадал их мысли, Он также пренебрег их правилами и выставил напоказ таившуюся в их сердцах ненависть. Но вот что удивительно: их ревность о соблюдении законов, соединившись с ненавистью, привела их к заговору с целью убить Иисуса, что явно противоречит закону.

6;12
Евангелисты отмечают, что перед каждым важным событием в своей жизни Иисус удалялся для молитвы. На этот раз Он готовился избрать себе 12 ближайших учеников. Убедитесь, что всем важным решениям в вашей жизни предшествуют духовные размышления и молитва.

6:13-16
Иисус избрал себе в ученики обыкновенных людей с самыми обычными характерами и склонностями. Он наделил их высоким призванием. Сегодня Бог призывает обыкновенных людей созидать Его Церковь, проповедовать спасение и служить ближним. Находясь в одиночестве, мы можем чувствовать, что непригодны для того, чтобы служить Христу, но вместе мы достаточно сильны для любого служения. Просите у Бога терпения для того, чтобы принять различия между людьми, составляющими вашу церковь, и используйте разнообразие их достоинств в совместном труде.

6:14
У Иисуса было много слушателей, но Он избрал всего лишь 12 апостолов. Они были Его ближайшим окружением, Он подготовил их особым образом и послал на служение, наделив своей собственной властью. Именно они основали христианскую Церковь. В Евангелиях эти 12 человек обычно называются учениками, но книга Деяний называет их апостолами.

6:14-16
Между этим списком и списком Мк 3:13-19 существуют определенные различия. У евреев было по нескольку имен, а некоторым из своих учеников Иисус дал новые имена. Например, Симона Он назвал Петром, Левий носит также имя Матфея. По всей вероятности, Варфоломей - это тот же человек, что и Нафанаил (Ин 1:45), а Иуда, сын Иакова - это Фаддей.

6:17,18
Возможно, это вариант той же проповеди, которая записана в Мф 5-7; но возможно также, что Иисус произнес похожую проповедь в иных обстоятельствах. Многие исследователи предполагают, что эта проповедь не была произнесена за один раз, а составлена евангелистом из Его наставлений.

6:19
После того, как целительная сила Иисуса стала известна, народ собирался вокруг, стараясь хотя бы коснуться Его. Для многих людей Он стал символом удачи, счастливой возможностью или местным чародеем. Они стремились не к Божьему прощению и любви, а лишь к физическому исцелению и возможности увидеть захватывающее зрелище. Некоторые люди по-прежнему видят в Боге космического волшебника, а в молитве - лишь средство облегчить боль или заставить Бога выполнить их желания. Но Бог не чародей, а Учитель. Молитва же - это не способ подчинить Его нашей власти, а скорее путь к тому, чтобы самим предать себя в Его власть.

6:20-26
Эти стихи часто называют «заповедями блаженства». Они говорят о том, что означает следовать за Христом, и представляют собой норму поведения. Они противопоставляют ценности Царства ценностям мира, показывая, чего могут ожидать последователи Христа на земле и что обещает им Бог. Они требуют не внешнего благочестия, а искреннего смирения. И наконец, они показывают, как ветхозаветные ожидания будут исполнены в Божьем Царстве.

6:21
Некоторые толкователи полагают, что Иисус говорит о жажде праведности (Мф 5:6). Другие считают, что здесь имеется в виду физический голод, и согласуют это с ветхозаветными Писаниями, где говорится о Божьей заботе о бедных. Благословив голодных, Иисус поразил своих слушателей, поскольку в то время богатство рассматривалось как знак Божьей милости. Однако тем самым Он продолжал древнюю традицию. См., напр., 1 Цар 2:5; Пс 145:7; Ис 58:6,7; Лк 1:53.

6:24
Если вы всеми силами пытаетесь добиться благосостояния, то оно и будет вашей единственной наградой. Беда в том, что оно не вечно.

6:26
Во времена Ветхого Завета существовало множество лжепророков. Цари и толпа прославляли их за предсказания процветания и военных побед, которые были скорее приятны, чем истинны. Но популярность непостоянна. Тех, кто стремится к похвале от людей, а не от Бога, ждет разочарование.

6:27
Иудеи ненавидели римлян, так как те угнетали Божий народ, но Иисус говорил им любить своих врагов. Из-за этих слов многие отвернулись от Иисуса. Но Он говорил не о привязанности к врагам, а о действии свободной воли. Эта любовь требует не эмоций, а сознательного усилия. Мы можем молиться о наших врагах и думать о том, как им помочь. Иисус любит весь мир, несмотря на то, что этот мир восстает против Бога. Он просит нас следовать Его примеру.

6:35
Любить - это значит действовать. Один из способов выразить любовь через действие заключается в добровольной помощи. Это легче всего делать для тех, кто любит нас, кому мы верим, но истинная любовь требует от нас делать это даже для тех, кому мы неприятны, кто хочет нам зла. Деньги, которые мы даем другим, следует рассматривать как помощь, а не как средство для получения процентов. Давайте их, как если бы их попросил у вас сам Бог.

6:38
Если мы больше склонны к осуждению, а не к состраданию, мы также получим в ответ осуждение. Но если мы относимся к другим благородно и милосердно, то это вернется к нам в полной мере. Мы призваны любить других, а не судить их.

6:39,40
Убедитесь в том, что вы следуете за истинными учителями, так как вы будете равняться на них. Ищите тех лидеров, которые смогут научить вас вере и водительству которых вы можете доверять.

6:41
Иисус имеет в виду не то, что мы не должны замечать зла, а то, что нам следует обращать внимание скорее на собственные грехи, чем на чужие. Мы часто оправдываем себя, указывая на те же самые ошибки у других. Какого рода «сор» в чужих глазах вам легче всего осуждать? Вспомните о собственном «бревне», когда вам захочется осудить, и возможно, вы обнаружите, что ваш пыл угасает.

6:42
Нам не следует настолько бояться репутации лицемера, чтобы перестать жить по-христиански, начать скрывать свою веру и прекратить попытки духовного роста. Человек, который пытается творить добро, но часто терпит неудачу - это не лицемер, равно как и тот, чьи действия идут вразрез с чувствами: часто отложить наши эмоции и делать то, что нужно, оказывается и необходимо, и хорошо. Быть слабым в вере - это не лицемерие. Лицемер - это человек, который надевает маску благочестия, чтобы привлечь к себе внимание, одобрение или восхищение людей.

6:45
Иисус напоминает нам, что наши слова и поступки открывают наши подлинные убеждения. Хорошее впечатление, которое мы пытаемся произвести на людей, не сможет надолго сохраниться, если наши сердца лгут. То, что таится в нашем сердце, обнаружится через речь и поведение.

6:46-49
Послушание Богу сравнивается со строительством дома на прочном, устойчивом фундаменте, благодаря которому постройка сможет устоять во время бури. Когда наша жизнь безмятежна, нам кажется, что основания не имеют значения. Но когда наступает кризис, наши основания подвергаются испытанию. Убедитесь в том, что ваша жизнь строится на твердом основании, заложенном Христом.

6:49
Почему человек может построить дом без основания, на песке? Возможно, он не хочет обременять себя тяжелой работой; возможно, у него не хватает времени. Может быть, жить в легком домике гораздо престижнее, а пейзаж вокруг более привлекателен. Может быть, он хочет присоединиться к своим друзьям, которые живут точно также. Возможно, он никогда не слышал о свирепых бурях или не уделил этим рассказам должного внимания и полагает, что с ним ничего подобного не произойдет. В любом случае, легкомысленные строители имеют сходные черты: они недальновидны, и им придется раскаяться. На какие причины ссылаетесь вы, когда слушаете, но не исполняете?


вверх   

Толкование Евангелия от Луки, Библия, Новый Завет, Евангелие