Толкование Евангелия от Луки



1   2   3   4  5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  

5:1
Геннисаретское озеро было также известно под названием Галилейского или Тивериадского моря.

5:2
Рыбаки, ловившие рыбу в Галилейском озере, часто пользовались сетями в форме конуса со свинцовыми грузилами по краям. Такая сеть падала на воду плашмя и благодаря грузилам шла ко дну, накрывая попадавшую внутрь рыбу. После этого рыбак тянул за шнур, затягивая сеть. Сети необходимо было держать в хорошем состоянии, поэтому их промывали от застрявших в них водорослей, а затем чинили.

5:8
Петр был так охвачен благоговейным страхом, увидев это чудо, что его первым откликом стало чувство собственной незначительности в сравнении с могуществом Иисуса. Петр знал, что Иисус исцелял больных и изгонял демонов, но был поражен, увидев, что Он заботится о его повседневных делах и понимает его нужды. Бог желает не только спасти нас, но и помочь нам в повседневной жизни.

5:11
Для того, чтобы следовать за Богом, существует два условия. Мы должны осознать свою греховную человеческую природу: мы не в силах спасти себя сами, нас может спасти лишь Бог. Мы должны также осознать тщетность человеческих усилий: эти люди рыбачили всю ночь и ничего не поймали.

5:11
Здесь Иисус призывает учеников во второй раз. После первого (Мф 4:18-22; Мк 1:16-20) Петр, Андрей, Иаков и Иоанн вернулись к рыбной ловле. Однако они продолжали интересоваться деятельностью Иисуса, являвшего свою власть в синагогах, исцелявшего больных и изгонявшего демонов. Теперь Он установил свою власть в их душах: Он со вниманием отнесся к их повседневным заботам и помог им в их труде. После этого они оставили свои сети и последовали за Ним. Для нас следовать за Иисусом означает нечто большее, чем просто признавать Его могущество. Это означает, что мы должны проститься с прошлым и посвятить Ему наше будущее.

5:12
Проказа была страшной болезнью, так как часто была заразна и от нее не было исцеления. (В менее заразной форме, которая поддается лечению, проказа существует и сегодня). Священники боролись с распространением этой болезни, изгоняя из города больных и принимая обратно тех, кто выздоравливал. Болезнь этого прокаженного зашла уже далеко, и его тело, несомненно, было сильно поражено. Однако он верил, что Иисус может исцелить его.

5:13
Прокаженные считались ритуально нечистыми, потому что люди боялись заразиться от них. Но Иисус протянул руку и прикоснулся к прокаженному, чтобы исцелить его. Возможно, мы также брезгуем теми или иными людьми. Но мы не должны бояться коснуться их Божьей любовью. Знаете ли вы человека, который нуждается в прикосновении Божьей любви?

5:16
Люди, слышавшие проповедь Иисуса и видевшие Его исцеления, спешили рассказать о Нем, но Иисус часто удалялся в тихие, уединенные места, чтобы молиться. Многие вещи настойчиво требуют нашего внимания, и поэтому мы часто поступаемся ради них духовными интересами. Однако, подобно Иисусу, мы должны находить время для уединенной молитвы.

5:17
Религиозные вожди проводили много времени, обсуждая вопросы древней религиозной традиции, создававшейся на протяжении 400 лет после возвращения иудеев из плена. Они придавали этим человеческим преданиям такое значение, что часто теряли из виду само Писание. Теперь они чувствовали угрозу, так как Иисус подверг сомнению авторитет их правил, а сам пользовался огромной популярностью.

5:18,19
В библейские времена дома строились из камня и имели плоскую крышу из ила, смешанного с соломой. На крышу вели внешние лестницы. Эти люди подняли своего друга на крышу и разобрали столько смеси ила с соломой, сколько было нужно, чтобы опустить его внутрь, к Иисусу.

5:18-20
На Иисуса произвела впечатление вера не самого больного, а его друзей. Он ответил на их веру и исцелил парализованного. Так или иначе, наша вера затрагивает окружающих. Мы не можем сделать человека христианином, но своими словами, действиями и любовью вполне можем дать ему возможность встретить Христа. Ищите возможности привести ваших друзей к живому Христу.

5:21
Когда Иисус сказал парализованному, что его грехи прощены, религиозные вожди обвинили Его в богохульстве: притязании на место или действия Бога. По иудейскому закону, богохульство каралось смертью (Лев 24:16). Религиозные вожди не понимали, что Иисус действительно Бог и обладает властью Бога исцелять как тело, так и душу. Прощение грехов было знаком того, что мессианский век настал (Ис 40:2; Иоиль 2:32; Мих 7:18,19; Зах 13:1).

5:28
О Левин, который стал апостолом Матфеем и автором Евангелия, см. краткий очерк в Мф 9.

5:28,29
Левий откликнулся на призыв Иисуса так, как должны откликаться все последователи Иисуса: он немедленно последовал за Ним и собрал своих друзей, чтобы познакомить с Ним и их. Левий оставил доходное, но бесчестное занятие сборщика налогов для того, чтобы последовать за Иисусом. После этого он устроил для знакомых - сборщиков налогов и других грешников - большой пир, чтобы и они могли встретиться с Иисусом. Предпочтя духовное богатство земному, Левий гордился своим общением с Иисусом.

5:30-32
Фарисеи скрывали свои грехи под внешним благочестием. Они старались казаться праведными, творя напоказ добрые дела и обличая чужие грехи. Иисус предпочитал уделять внимание не им, а людям, которые чувствовали себя грешными и знали, что они недостаточно хороши для Бога. Для того, чтобы прийти к Богу, вы должны покаяться, а для этого вам необходимо признать свою греховность.

5:35
Иисус знал, что близится Его смерть. После этого должно было наступить время для поста. Будучи полностью человеком, Иисус тем не менее знал, что Он Бог и что пришел Он для того, чтобы умереть за грехи мира.

5:36-39
Бурдюки для хранения жидкостей делались из козьих кож, сшитых по краям. Молодое вино, которое, созревая, распирало стенки бурдюка, наливали в новые, более прочные бурдюки. Старый, жесткий бурдюк мог лопнуть, и вино могло разлиться. Подобно старым бурдюкам, сердца фарисеев слишком очерствели для того, чтобы принять учение Иисуса, которое не вмещалось в их предания и правила. Тот путь, которому учил Иисус, не укладывался на старые пути. Христианство требовало нового подхода, новых традиций, новых структур. Мы тоже должны внимательно следить за тем, чтобы наши души не загрубели и были способны вместить новое восприятие мира, которому учит Иисус.


вверх   

Толкование Евангелия от Луки, Библия, Новый Завет, Евангелие