Толкование Евангелия от Луки



1   2   3  4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  

4:1
Порой мы думаем, что если нас ведет Святой Дух, то наш путь будет удобным и безопасным. Однако это вовсе не всегда верно. Он повел Иисуса в пустыню, где Ему предстояло пережить время испытаний; Он может вести через трудности и нас. Встретившись с тяжелыми испытаниями, сперва убедитесь, что вы не навлекли их на себя сами своими грехами или неразумным выбором. Если вы не видите за собой греха, чтобы исповедовать его, или неразумных поступков, чтобы изменить свою жизнь, тогда просите Бога укрепить вас в вашем испытании. И наконец, всегда стремитесь точно следовать водительству Святого Духа.

4:1
Искушение часто приходит после того, как мы преодолеваем какой-либо духовный рубеж (см., напр., 3 Цар 18,19). Помните, что сатана тщательно выбирает время для нападения. Нам необходимо стоять на страже во времена побед точно так же, как и во времена слабости. См. также комм. к Мф 4:1 и далее. 4:1,2 Сатана искушал Еву в саду, и он же искушал Иисуса в пустыне. Сатана - это реальное духовное существо, а не символ или идея. Он постоянно воюет против Бога и тех, кто послушен Богу. Иисус являлся главной мишенью его искушений. Сатана одержал победу над первыми людьми и надеялся победить и Иисуса.

4:1-13
Знание Божьего слова и послушание ему является действенным оружием против искушения, единственным наступательным оружием христианского арсенала (Еф 6:17). Иисус использовал Писание, отражая нападения сатаны, и вы можете следовать Его примеру. Но для того, чтобы это оружие было действенным, вы должны верить в Божьи обещания, потому что сатана также знает Писание и искусно искажает его, чтобы оно соответствовало его цели. Слушаться слов Писания гораздо важнее, чем просто знать, какой стих подходит к той или иной ситуации. Поэтому его следует читать ежедневно и применять в своей жизни. Тогда ваш «меч» будет острым.

4:3
Почему для Иисуса было необходимо пройти через искушения? Во-первых, искушение является частью человеческого жизненного опыта. Для того, чтобы быть человеком во всей полноте, Иисус должен был встретить искушение (см. Евр4:15). Во-вторых, Иисус должен был исправить то, что совершил Адам, который, хотя и был сотворен безгрешным, уступил искушению и передал свой грех всему человеческому роду. Иисус же, напротив, преодолел искушения сатаны. Его победа дарует спасение всем потомкам Адама (см. Рим 5:12-19).

4:3
Сатана часто задает вопросы о том, что сказал Бог. Он знает, что когда мы начинаем испытывать Бога, то ему гораздо легче подчинить нас своей власти. Времена сомнений способны помочь нам определить ценность наших убеждений и укрепить веру, но они могут быть опасны. Если вас посетило сомнение, имейте в виду, что теперь вы особенно уязвимы для искушения. Даже в поисках ответов защищайте себя размышлениями о незыблемых истинах Божьего слова.

4:3
Порой то, что нам хочется совершить, само по себе не греховно. Превратить камни в хлеб не было бы грешно само по себе: грех заключался не в действии, а в его основании. Сатана пытался заставить Иисуса сократить дорогу, разрешив временную трудность за счет далеко идущих целей. Сатана часто прибегает к этому способу, убеждая нас совершить тот или иной даже добрый поступок, руководствуясь неверными основаниями. Тот факт, что та или иная вещь не греховна сама по себе, не означает, что она хороша для нас в данное время. Сперва спросите: ведет ли вас к этому поступку Святой Дух? Или дьявол толкает вас на это, чтобы сбить с пути?

4:3 и далее
Часто сатана искушает нас не через наши слабости, а через нашу силу. Он искушал Иисуса там, где Он был силен. Иисус обладал властью над камнями, царствами мира и даже над ангелами, но сатана хотел добиться от Него, чтобы Он использовал свое могущество на цели, не предусмотренные Его земным служением. Когда мы уступаем сатане и неправильно используем свою силу, мы становимся гордыми и самонадеянными. Полагаясь на собственные способности, мы удаляемся от Бога. Чтобы обойти эту западню, мы должны сознавать, что все наши умения являются Божьими дарами, и нам следует посвятить их служению Ему.

4:6,7
Сатана самонадеянно рассчитывал одержать победу в своем восстании против Бога, отвратив Иисуса от Его служения и заставив Его поклониться себе. Он пытался убедить Иисуса, что мир принадлежит ему, дьяволу, а не Богу, и поэтому с ним стоит вступить в союз. Иисус не спорил с сатаной о том, кто владеет миром, но отказался поклониться ему. Иисус знал, что Ему нужно искупить мир, отдав свою жизнь на кресте, а не через союз с падшим ангелом.

4:9-11
В этом месте сатана верно цитирует Писание, но придает ему искаженное истолкование. Смысл Пс 90 состоит в том, чтобы показать, что Бог защищает верующих в Него, а не в том, чтобы побудить их использовать Божью силу для эффектных и безрассудных поступков.

4:13
Поражение сатаны, нанесенное ему Иисусом, было смертельным, но не окончательным. В течение всего своего служения Иисус постоянно противостоял сатане. Слишком часто мы рассматриваем искушение как нечто приходящее ненадолго и затем исчезающее навсегда. В действительности нам необходимо все время стоять на страже, чтобы отражать постоянные нападения дьявола. В чем вы наиболее уязвимы для искушения сейчас? Как вы готовитесь противостоять ему?

4:16
В иудейской религиозной жизни синагоги играли важную роль. Они были учреждены во время плена, когда у иудеев не было своего храма, для субботних богослужений и для обучения мальчиков в течение всей недели. Синагоги продолжили свое существование и после того, как был восстановлен храм. Синагога могла быть открыта в любом городе, где жило не менее десяти иудейских семей, и управлялась старейшиной и его помощником. Начальник синагоги часто приглашал странствующих раввинов читать Писание и проповедовать в синагоге.

4:16 Иисус пошел в синагогу, «как обычно». Несмотря на то, что Он был совершенным Божьим Сыном, а Его местная синагога наверняка оставляла желать лучшего, Он посещал службы каждую неделю. Его пример показывает, что большинство оправданий для непосещения церкви являются слабыми и неубедительными. Сделайте регулярное участие в богослужении частью своей жизни.

4:17
Иисус прочитал текст Ис 61:1,2, остановившись на середине второго стиха, перед словами «и день мщения Бога нашего». Он сделал это потому, что время Божьих благословений исполнилось в Его первом пришествии, но время Божьего гнева еще лишь должно настать при Втором пришествии. Слушатели ждали от Мессии противоположного: по их представлениям, Он вначале должен был сокрушить их врагов, а затем возвестить о Божьих благословениях.

4:22
Знать Христа - значит знать истину, а познание истины - это именно то, в чем нуждается мир. Люди нашего времени испытывают чувство смятения и потерянности. Если мы хотим, чтобы они обратились к Богу, мы должны показать им истину, которая живет в нас. Исполнена ли ваша жизнь Христовой любви настолько, что другие видят это по вашим словам и поступкам?

4:24
Даже сам Иисус не был принят в своем родном городе. С нами бывает точно так же: чтобы приобрести авторитет, необходимо уйти за много километров от дома. Поэтому не удивляйтесь, если ваша христианская вера и жизнь не найдут понимания у тех, кто хорошо вас знает.

4:28
Эти слова привели жителей Назарета в ярость, потому что Иисус противопоставил им язычников. Иисус обвинил иудеев в таком же неверии, которым были поражены жители Северного Израильского царства во дни Илии и Елисея - время, стяжавшее себе дурную славу за великое беззаконие.

4:31
Иисус недавно переселился в Капернаум из Назарета (Мф 4:13). Капернаум был многолюдным и богатым, но порочным городом. Так как в нем стояли римские войска, языческое влияние империи проникало здесь повсюду.

4:31
Если религиозные вожди были так враждебно настроены по отношению к Иисусу, то почему же Ему позволяли проповедовать в синагогах? Иисус пользовался обычаем, который позволял проповедовать гостям. Странствующих учителей часто приглашали в синагоги в субботу. Апостол Павел также использовал этот обычай (см. Деян 13:5; 14:1).

4:33
Человек, одержимый демоном, находился в синагоге, где учил Иисус. Он пришел на место богослужения и оскорбил самого Иисуса. Наивно полагать, что находясь в церкви, мы защищены от зла. Сатана рад нападать на нас при любой возможности. Но власть Иисуса несравнимо больше, и там, где присутствует Иисус, демоны долго оставаться не могут.

4:34,35
Люди удивлялись власти Иисуса изгонять злых духов, подвластных сатане и посылаемых им искушать людей. Подобно своему властелину, они, вероятно, являются падшими ангелами, которые присоединились к нему в его восстании против Бога. Демоны способны сделать человека немым, глухим, слепым или безумным. Во время своего земного служения Иисус много раз сталкивался с бесами и всегда изгонял их, демонстрируя свою власть над ними. Демон не только оставил человека, но, по свидетельству Луки, даже не повредил ему.

4:36
Наш мир насквозь проникнут злом, и поэтому неудивительно, что люди часто боятся. Но сила Иисуса гораздо больше силы сатаны. Первым шагом к тому, чтобы преодолеть страх перед злом, должно стать признание власти Иисуса. Он победил все зло и самого сатану.

4:39
Иисус исцелил тещу Петра полностью: у нее не только прошел жар, но и восстановились силы, и она смогла сразу же подняться и накрыть на стол. Бог дает нам здоровье для того, чтобы мы могли служить другим.

4:40
Люди начали приходить к Иисусу на закате, так как это была суббота (4:31), день покоя. Еврейская суббота длилась от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Люди не хотели нарушать закон, запрещающий путешествовать в субботний день, и ждали его окончания, чтобы прийти к Иисусу. После этого, сообщает врач Лука, они стали приносить к Иисусу больных, и Иисус всех исцелил.

4:41
Почему Иисус запрещал демонам рассказывать, кто Он? (1) Он приказывал им молчать, чтобы показать свою власть над ними. (2) Он хотел, чтобы слушатели уверовали, что Он Мессия, благодаря Его собственным словам. (3) Он намеревался открыть свою подлинную сущность в установленный Богом срок и отвергал коварные планы сатаны, который старался вынудить Его сделать это раньше времени. До того, как явить себя Царем, Иисус должен был стать страдающим рабом. Раскрыть свое царское достоинство преждевременно означало бы возбудить в народе ошибочные ожидания относительно Его служения.

4:42
Иисус должен был подниматься очень рано, чтобы побыть одному. Если сам Иисус нуждался в уединении для молитвы и отдыха, то это тем более нужно нам. Не перегружайте себя заботами настолько, чтобы они не оставляли вам времени для уединенного общения с Богом. Не имеет значения, как много нам нужно сделать: время для молитвы можно найти всегда.

4:43
Почему весть о Божьем Царстве - это Радостная весть? Со времен вавилонского плена иудеи ожидали прихода обещанного Мессии. Весть о Божьем Царстве была для них радостной потому, что это означало осуществление их ожиданий. Эта весть является радостной и для нас, так как означает свободу от рабства греху. Божье Царство присутствует здесь и сейчас, так как Святой Дух живет в сердцах верующих. Но полностью оно установится лишь в будущем, когда Иисус вернется владыкой совершенного Царства, где уже не будет ни греха, ни зла.

4:44
Матфей и Марк говорят, что Иисус продолжал путешествовать по Галилее, а не по Иудее. Адресуя свое Евангелие неевреям, Лука мог специально использовать слово «Иудея», чтобы обозначить всю Палестину (см. Деян 10:37; 26:20). Возможно также, что Лука имеет в виду служение Иисуса в Иудее (см. Ин 2:12-4:3), происходившее до того.


вверх   

Толкование Евангелия от Луки, Библия, Новый Завет, Евангелие