Толкование Евангелия от Луки



1   2  3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  

3:1
Римский император Тиберий правил с 14 по 37 г. н.э. Пилат был римским наместником, управлявшим провинцией Иудея. Ирод Антипа и Филипп были сводными братьями, сыновьями Ирода Великого, который к тому времени уже более 20 лет как умер. Антипа, Филипп, Пилат и Писаний, по-видимому, пользовались равной властью над разными областями. Все они были подвластны Риму и отвечали за спокойствие на своих территориях.

3:1,2
Пилат, Ирод и Каиафа были самыми важными людьми в Палестине того времени, однако фигура одинокого пророка из иудейской деревни возвышается над этими вождями. Бог предпочел говорить через Иоанна Крестителя, который занял в человеческой истории гораздо большее место, чем кто-либо из современных ему правителей. Часто мы судим о людях по критериям нашей собственной культуры: силе, здоровью, красоте, - не обращая внимания на истинно великих людей, через которых действует Бог. Величие измеряется не тем, что у вас есть, а тем, что вы делаете для Бога. Подобно Иоанну, посвятите Ему себя, чтобы Его сила могла действовать через вас.

3:1,2
По иудейскому закону первосвященник мог быть только один. Бог избирал его из потомков Аарона на всю жизнь. Однако к этому времени религиозная система находилась в упадке, и римляне сами назначали религиозных вождей, чтобы усилить свою власть над иудеями. По-видимому, поставленный иудеями Анна был смещен, и на его место назначили его зятя Каиафу. Тем не менее, Анна сохранил свой титул (Деян 4:6) и, скорее всего, многие полномочия. Так как иудеи считали, что сан первосвященника сохраняется до самой смерти, они продолжали называть первосвященником Анну.

3:3
Покаяние состоит из двух этапов: оставление грехов и обращение к Богу. Чтобы получить прощение, мы должны совершить и то, и другое. Мы не можем просто сказать, что верим в Бога, и после этого жить, как хотим (см. 3:7,8). Мы не можем также жить нравственно верной жизнью без Бога, так как само по себе это не дает нам прощения грехов. Твердо решитесь очистить свою жизнь от грехов, на которые указывает вам Бог, и верьте, что Он один может спасти вас от последствий греха.

3:4,5
Во времена Иоанна существовал такой обычай: когда царь отправлялся в путешествие, его вестники заранее оповещали тех, кого он хотел посетить, чтобы они приготовили для него дорогу. Иоанн говорил слушателям приготовить жизнь для того, чтобы встретить Господа. Что вы сделали для того, чтобы приготовить путь Иисусу, который хочет прийти к вам?

3:6
Эта книга была написана для греков. Лука приводит цитату из Исайи, чтобы показать, что спасение предназначено не только для иудеев, но для всех людей (Ис 40:3-5; 52:10). Иоанн Креститель призывал все человечество приготовиться к приходу Мессии. Этот призыв обращен и к нам, независимо от того, какие у вас отношения с религиозными организациями. Не позволяйте чувству отчужденности отвратить вас. Никто из тех, кто хочет следовать за Иисусом, не будет чужим в Его Царстве.

3:7
Что направляет вашу веру: страх перед будущим или желание преобразить себя и мир? Некоторые хотели принять крещение Иоанна, чтобы избежать вечного наказания, но не обращались к Богу за спасением. Иоанн резко обличал таких людей. Он знал, что Бог ценит искреннее покаяние выше обряда. Основана ли ваша вера на желании новой, преображенной жизни, или же вы хотите застраховаться от грядущих бедствий?

3:8
Многие из слушателей Иоанна были потрясены, услышав, что происхождения от Авраама недостаточно. В своих отношениях с Богом религиозные вожди придавали больше значения родословию, чем вере. Для них религия имела наследственный характер. Но связь с Богом не передается по наследству. Каждый человек должен найти ее сам. Не полагайтесь ни на кого для своего спасения. Веруйте в Иисуса и поступайте по этой вере в повседневной жизни.

3:8,9
Вера и поступки неразделимы. Вера без дел безжизненна. Резче всего Иисус обличал уважаемых в народе религиозных вождей, не имевших подлинной веры. Покаяние должно проявляться в действии, иначе оно не будет настоящим. Созревает ли плод вашей веры по мере того, как она возрастает, или же гниет из-за того, что вы отказываетесь поступать по истине?

3:12
Сборщики налогов пользовались дурной репутацией за свою нечестность. Римляне доверяли эту работу каждому, кто обещал собрать наибольшую сумму с той или иной области. Сборщик податей зарабатывал на жизнь, значительно завышая сумму налога и оставляя себе разницу. Чтобы не вызвать гнева римлян, иудеи были вынуждены платить, сколько бы у них ни требовали. Конечно, все ненавидели сборщиков податей, жадных, бесчестных и готовых предать соотечественников за лишнюю монету. И все-таки Иоанн обещал, что Бог примет даже их, если они покаются и изменят свою жизнь.

3:11-14
Проповедь Иоанна требовала (1) поделиться своим имуществом с теми, кто нуждается, и (2) добросовестно выполнять порученную работу. В задачу Иоанна не входило обращаться к тем, кто был обеспечен и доволен всем: он призывал людей к праведности. Какие перемены произойдут в вашей жизни, если вы будете делиться своими средствами и хорошо выполнять свою работу?

3:12
Учение Иоанна затрагивало неожиданные группы людей: бедных, мошенников и даже солдат ненавистной народу оккупационной армии. Эти люди остро осознавали потребность в переменах. Мы часто путаем внешнюю порядочность с внутренней праведностью. Но это совершенно разные вещи. Принятые в обществе условности могут даже помешать праведной жизни, если станут преградой для того, чтобы почувствовать острую необходимость в связи с Богом. Если бы вам пришлось выбирать, послушались бы вы своей совести даже при том условии, что это испортит вашу репутацию?

3:14
Эти солдаты римской армии были посланы поддерживать порядок в отдаленной провинции. Они притесняли бедных и злоупотребляли своей властью. Иоанн призвал их покаяться и начать новую, справедливую жизнь.

3:15
Уже более 400 лет в Израиле не было пророков. Но люди верили, что с приходом Мессии пророки появятся вновь (Иоиль 2:28,29; Мал 3:1; 4:5). Когда Иоанн начал свое служение, люди были возбуждены: он несомненно был великим пророком, а значит, долгожданный век Мессии наступил. Иоанн говорил, как пророки древности, призывая отвратиться от греха, чтобы избежать наказания, и обратиться к Богу за благословением. В этом не было ничего нового, но Иоанн проповедовал с особой силой, так как он готовил путь грядущему Мессии.

3:16
Крещение водой, которое совершал Иоанн, символизировало очищение от грехов. Оно согласовывалось с его проповедью покаяния и обновления. Крещение огнем, которое должен был совершить Мессия, давало силу для исполнения Божьей воли. Оно началось в день Пятидесятницы (Деян 2), когда на верующих под видом языков пламени сошел Святой Дух, давая им возможность проповедовать воскресение Иисуса. Крещение огнем символизирует также Божье наказание тем, кто отказывается от покаяния.

3:17
Иоанн предупреждает о неминуемом наказании, сравнивая тех, кто отказывается жить для Бога, с соломой. Но тех, кто кается и меняет свою жизнь, он сравнивает с зерном. Те, кто отказывается довериться Богу, будут отвергнуты, так как они не имеют ценности для исполнения Божьих замыслов. Но те, кто верит, обладают для Бога огромной ценностью, потому что их жизнь наполняется плодотворным служением Ему.

3:19,20
Здесь Лука забегает вперед, чтобы закончить свой рассказ об Иоанне Крестителе и перейти к другой теме. Хронологический порядок событий см. в таблице «Согласование Евангелий».

3:19,20
Это был Ирод Антипа (очерк о нем см. в Мкб). Иродиада была племянницей Ирода и женой его брата. Своим коварством она добилась смерти Иоанна Крестителя (Мф 14:1-12). Потомки Ирода были кровосмесителями, убийцами и лжецами. Обличать деспотичного вельможу, в чьей власти арестовывать и казнить, было чрезвычайно опасно, но Иоанн сделал именно это. Могло показаться, что за Иродом осталось последнее слово, однако история еще не закончилась. На последнем суде в опасности окажется именно Ирод, а не Иоанн.

3:21
Лука подчеркивает важность человеческой природы Иисуса. Он родился в бедной семье, и об этом не узнал никто, кроме пастухов и чужеземцев. Крещение было первым публичным объявлением о начале Его служения. Вместо того, чтобы идти в Иерусалим и занять место среди религиозных вождей, Иисус пошел к Иордану и занял место среди кающихся грешников. Смысл своего служения Он понял, когда посетил храм в возрасте 12 лет (2:49). 18 лет спустя, после крещения, Он начал его исполнение. Когда Он молился, Бог говорил с Ним и утвердил Его решение. Бог вступал в человеческую историю через Иисуса Христа.

3:21,22
Если крещение было знаком раскаяния в грехах, то зачем Иисус просил Иоанна крестить Его? Служение Иисуса на земле заключалось в том, чтобы принять человеческую природу и грех, и крещение было символом Его грядущей смерти и воскресения для нашего спасения. Одобряя обряд крещения, Он также подавал нам пример. Крещение Иисуса было началом Его общественного служения, а так как Он пришел очистить людей от греха, то возможно, своим крещением Он исповедовал грехи всего человечества. Святой Дух, сошедший в виде голубя, подтвердил, что Богу УГОДНО все, что делает Иисус. Иисус был совершенен и не нуждался в крещении для оставления грехов, но тем не менее Он был крещен, чтобы очистить от грехов нас.

3:21,22
Это одно из мест Писания, где упомянуты все ТРИ Лица Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. По определению Церкви, единый Бог существует в трех Лицах, соединенных одним существованием, вечных и равных ДРУГ другу. Никакие объяснения не способны с достаточной полнотой раскрыть силу и сложность этой уникальной связи. В природе не существует убедительных аналогий, потому что не существует другой связи, подобной той, что соединяет Лица Троицы.

3:23
Представьте себе Спасителя мира, забивающего гвозди в маленькой плотницкой мастерской до тех пор, пока Ему не исполняется 30 лет! Кажется невероятным, что Иисус терпеливо оставался в Назарете столько времени, однако Он верил Отцу, установившему для Его жизни и служения определенные сроки. В 30 лет начинали служение священники (Числ 4:3). 30 лет было Иосифу, когда он начал служить египетскому фараону (Быт 41:46), и Давиду, когда он стал царем Иудеи (2 Цар 5:4). Таким образом, у иудеев тридцатилетие считалось достаточно зрелым возрастом для выполнения важной задачи. Подобно Иисусу, мы должны доверять Божьим срокам, противясь искушению устремиться вперед без Его указания. Ждете ли вы терпеливо, рассчитывая сделать тот или иной шаг?

3:23-38
Здесь Лука проводит родословие Иисуса через Марию. Родословие Мф 1:1-17 ведется через Иосифа, законного, но не настоящего отца Иисуса. Родословие Матфея доходит до Авраама, показывая, что Иисус связан родственными узами со всеми евреями. Лука возводит свое родословие до Адама, раскрывая, что Он связан со всеми людьми. Это соответствует образу Иисуса - Спасителя мира, каким изображает Его Лука.

3:23
Илия был тестем Иосифа. Таким образом, это родословие Марии, которое Лука мог узнать от нее самой. Кажется вполне вероятным, что Лука записал родословие Марии, так как в своем Евангелии он уделяет большое внимание роли женщин.


вверх   

Толкование Евангелия от Луки, Библия, Новый Завет, Евангелие