Толкование Евангелия от Луки



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  22  23   24  

22:1
Все иудейские мужчины, достигшие 12-летнего возраста, должны были приходить в Иерусалим на праздник Пасхи и следовавший за ним недельный Праздник пресных хлебов. Иудеи со всей Римской империи собирались в Иерусалиме, чтобы отметить одно из важнейших событий в их истории. См. также прим. к Мк 14:1.

22:3
Участие сатаны никоим образом не снимает ответственности за предательство с самого Иуды. Разочарованный в Иисусе, который готовился умереть вместо того, чтобы установить свое Царство, Иуда, возможно, пытался заставить Его проявить свою силу, чтобы доказать свое мессианское достоинство. Возможно также, что Иуда, не понимая миссии Иисуса, больше не верил, что Он Божий избранник. (Об Иуде см. также посвященный ему очерк в Мк 14). В любом случае, сатана предполагал, что смерть Иисуса положит конец Его миссии и помешает осуществлению Божьего замысла. Как и Иуда, он не знал, что смерть Иисуса была самой важной частью Божьего плана.

22:7,8
Частью пасхальной трапезы был ягненок, потому что когда евреи собирались покинуть Египет, Бог сказал им заколоть ягненка и помазать кровью дверные косяки своих домов, а мясо приготовить для трапезы. Петр и Иоанн должны были купить и приготовить ягненка, а также пресный хлеб, вино и другие ритуальные блюда.

22:10
Обычно за водой к колодцу ходили женщины, а не мужчины. Таким образом, этого человека легко было заметить.

22:16
Праздник Пасхи отмечался в память об исходе израильтян из Египта, когда кровь ягненка на дверных косяках спасла их от ангела смерти, который убивал всех первенцев в египетских домах. Это событие является прообразом служения Иисуса, совершенного Им на кресте. Кровь непорочного Божьего Агнца пролилась, чтобы спасти Его народ от смерти, принесенной в мир грехом.

22:17
Лука упоминает о двух чашах вина (22:17-20), тогда как Матфей и Марк говорят только об одной. По традиции, во время пасхальной трапезы вино подавалось четыре раза. Христос произнес слова о своей крови, когда предлагал четвертую и последнюю чашу.

22:17-20
Христиане разнятся в своем понимании заповеди Христа о воспоминании этой Вечери. Существует три основных взгляда: (1) хлеб и вино мистическим образом становятся подлинными плотью и кровью Христа; (2) хлеб и вино остаются хлебом и вином, но Христос духовно присутствует в них; (3) хлеб и вино, которые остаются хлебом и вином, являются вечным напоминанием о жертве Христа. Не так важно, какого взгляда придерживаетесь вы: все христиане согласны в том, что Господня Вечеря напоминает о крестной смерти Христа за наши грехи и указывает на приход Его Царства во славе. Участвуя в ней, мы показываем, что принимаем Его дар, и наша вера укрепляется.

22:20
Во времена Ветхого Завета Бог отпускал людям грехи, если они приводили к священникам животных для жертвы. Когда этот завет был установлен, он был скреплен кровью жертвенных животных (Исх 24:8). Но кровь животных не изглаживает греха сама по себе, и жертвы необходимо было совершать постоянно. Иисус заключил новый договор между человеком и Богом. По этому договору Иисус должен был умереть вместо грешников. Его кровь полностью изглаживает грехи тех, кто верит в Него, и Его жертва действенна во веки веков. Пророки ожидали этого нового завета, который должен был стать завершением прежней системы жертв (Иер 31:31 -34). Иоанн Креститель назвал Иисуса «Жертвенным Агнцем, который берет на себя грех мира» (Ин 1:29).

22:21
Из повествований Матфея и Марка мы знаем, что это был Иуда Искариот. Хотя другие ученики были изумлены словами Иисуса, Иуда знал, что Он имел в виду.

22:24
Важнейшее событие в человеческой истории должно было вот-вот произойти, а ученики по-прежнему обсуждали свое положение в Царстве. Нам легко сказать, что тогда было не время делить места, но ученики, занятые своими заботами, не постигли того, что Иисус пытался сказать им о своей близкой смерти и воскресении. Что в первую очередь заботит вас сегодня? Не покажутся ли вам эти заботы мелкими и неуместными через несколько лет? Оторвитесь от повседневных дел и посмотрите на знаки Божьего Царства, которое готово прийти на землю.

22:24-26
Мирские мерки величия отличаются от тех, которые будут установлены в Царстве Бога. Мирские лидеры, прокладывающие себе путь наверх, часто себялюбивы и горды. Но среди христиан лидером должен быть тот, кто лучше всех служит другим. Для этого могут быть использованы различные способности: например, общаться с людьми или управлять делами, но главное - готовность постоянно служить людям. Спросите тех, кого вы ведете, как вы можете служить им еще лучше.

22:31,32
Сатана хотел «рассеять» Петра, как пшеницу зерно. Он надеялся найти лишь шелуху и развеять ее по ветру. Но Иисус предсказал, что вера Петра, хотя и дрогнет, но не будет уничтожена. Она должна была обновиться, и ему суждено было стать одним из вождей Церкви.

22:33,34
Иисус предсказал, что Иуда предаст Его, и сказал о том горе, которое ждет предателя (22:22). Затем Он предсказал также, что Петр отречется от Него, но после этого покается и возглавит Церковь. Предательство и отречение равно ужасны, но этих людей ждали разные судьбы, потому что один уверовал и покаялся.

22:35-38
Теперь, говоря о том, как отправляться в путь, Иисус дает совет, противоположный прежнему (9:3). Ученикам нужно было брать с собой и сумку, и деньги, и оружие. Им суждено было встретить противодействие, к которому они должны были быть готовы. Когда Иисус сказал: «Достаточно», - Он мог иметь в виду, что двух мечей довольно, или то, что они уже достаточно говорили. В любом случае, необходимость иметь меч ярко свидетельствовала о том, что им предстоит столкнуться с суровыми испытаниями.

22:39
Масличная гора находилась к востоку от Иерусалима. Иисус поднялся на юго-западный склон, где была оливковая роща, называемая Гефсимания, что означает «пресс для выжимания масла».

22:40
Иисус просил учеников молиться, чтобы не поддаться искушению, потому что знал, что скоро оставит их. Еще Он знал, что им потребуются новые силы, чтобы перенести грядущие испытания: искушение бежать прочь или отречься от Него. Кроме того, вскоре им предстояло увидеть Его смерть, и их вера в Него должна была подвергнуться серьезной проверке. Самым сильным искушением для них должна была стать мысль, что они обмануты.

22:41,42
Пытался ли Иисус избавиться от своей миссии? Открывать Богу наши истинные чувства никогда не грешно. Иисус откровенно выразил тот ужас, который Он испытывал перед лицом грядущих страданий, но вместе с тем Он еще раз подтвердил свою готовность исполнять Божью волю. Чаша, о которой Он говорил, означает страшные муки, которые Ему предстояли: не только ужас распятия, но и полное отделение от Бога, которое Ему надлежало испытать, чтобы умереть за грехи мира.

22:43,44
Только Лука упоминает о кровавом поте Иисуса. Иисус испытывал страшную муку, но не отступил и не поддался. Он пошел вперед, исполняя миссию, ради которой пришел. Автор Письма евреям говорит, что мысль о Христе, перенесшем такие мучения, поможет нам не терять силы духа: ведь никто из нас не сражался с грехом до смерти (см. Евр 12:3,4).

22:47
Поцелуй был и по-прежнему остается в некоторых странах традиционным приветствием между мужчинами. В данном случае он служил также условным знаком для того, чтобы указать на Иисуса воинам (Мф 26:43).

22:50
В Евангелии Иоанна сказано, что человеком, доставшим меч, был Петр (Ин 18:10).

22:53
Религиозные вожди не арестовали Иисуса в храме, боясь народного возмущения. Вместо этого они пришли ночью, тайно, по внушению князя тьмы - самого сатаны. Несмотря на то, что события выглядели, как победа дьявола, все происходило в соответствии с Божьим замыслом. Иисусу пришло время умереть.

22:54
Иисуса сразу же отвели в резиденцию первосвященника, несмотря на то, что была глубокая ночь. Иудейские вожди торопились: они хотели казнить Иисуса до наступления субботы. Слуги и солдаты грелись у огня во внутреннем дворе.

22:55
Переживаниям Петра в течение нескольких следующих часов суждено было изменить его жизнь. Подробнее о Петре см. посвященный ему очерк в Мф 26.

22:62
Петр горько плакал не только от сознания, что он отрекся от Господа, но и потому, что он отвернулся от любимого друга, человека, любившего и учившего его на протяжении трех лет. Петр говорил, что никогда не отречется, несмотря на предсказание Иисуса (22:34,35), но от страха забыл все свои обещания. Он не сумел постоять за своего Господа даже короткое время и потерпел поражение как ученик и как друг. Нам необходимо сознавать, насколько мы слабы, и не поддаваться самонадеянности и самодовольству. Если мы терпим поражение, нам следует помнить, что Христос может простить того, кто сознает свое падение. Этот тяжелый опыт научил Петра многому, что впоследствии помогло ему исполнять обязанности лидера.

22:70
Формально Иисус не сказал, что Он Бог, - Он просто утвердительно ответил на вопрос первосвященника, сказав: «Это Я» («Я есмь» в Исх 3:14). Первосвященник понял утверждение Иисуса и обвинил Его в богохульстве. Грех богохульства состоял в притязании на то, чтобы быть Богом, в оскорблении Бога и в попытке приписать себе Его свойства. Для любого человека это утверждение действительно было бы богохульством, но в данном случае оно было правдой. Богохульство каралось смертью. Иудейские вожди располагали теперь необходимой уликой.


вверх   

Толкование Евангелия от Луки, Библия, Новый Завет, Евангелие