Толкование Евангелия от Луки



1  2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  

2:1
Лука - единственный из новозаветных авторов, который соотносит описываемые события с мировой историей. Его повествование предназначалось в первую очередь для греческих читателей, которым был интересен и важен политический контекст рассказа. Палестина входила в состав Римской империи, которой в то время правил кесарь Август, первый римский император. Римские правители, почитавшиеся своими под данными, как боги, были полной противоположностью новорожденному младенцу, который был истинным Богом, пришедшим во плоти.

2:1
Эта перепись проводилась римскими властями, чтобы облегчить набор в армию и сбор налогов. Иудеи не были обязаны служить в римской армии, но налоги должны были платить. Указ Августа был издан в избранное Богом время, в соответствии с Его совершенным замыслом привести в мир своего Сына.

2:3-6
Правительство вынудило Иосифа проделать долгий путь более чем в 100 км лишь для того, чтобы он смог заплатить налоги. Его жена, ожидавшая ребенка, должна была идти вместе с ним. Но когда они прибыли в Вифлеем, для них не нашлось даже места для ночлега. Исполнение Божьей воли - не залог удобства. Нам обещано лишь, что наши трудности послужат исполнению Божьего замысла.

2:4
История подвластна Богу. Благодаря указу Августа Иисус родился именно в том городе, о котором пророчествовал Ветхий Завет (Мих 5:2), несмотря на то, что Его родители не жили там.

2:4
Иосиф и Мария оба были потомками царя Давида. В Ветхом Завете содержится много пророчеств о том, что Мессией суждено было быть потомку Давида (напр., Ис 11:1; Иер 33:15; Иез 37:24; Ос 3:5).

2:7
Это упоминание о кормушке для скота является основанием для традиционного предположения о том, что Иисус был рожден в хлеву. Скот в те времена часто держали в пещерах, в каменных стенах которых высекались кормушки. В противоположность изображениям ярких рождественских открыток, новорожденного младенца окружала грязь, сырость и темнота. Эта обстановка разительно не соответствовала народным представлениям о том, как должен родиться Мессия. Иудеи полагали, что рождение их Спасителя будет отмечено царским великолепием. Мы не должны ограничивать действия Бога своими ожиданиями. В нашем омраченном грехом и испорченном мире Он действует так, как это требуется.

2:7
Младенец Христос, лежащий в яслях - это привычная рождественская картинка, но мы не должны забывать того, что было дальше. Этот крошечный, беспомощный младенец вырос, прожил совершенную жизнь, умер за нас, вознесся на небеса и вернется на землю Царем царей. Он будет править миром и судить человечество. Вы все еще представляете себе Иисуса младенцем в яслях, или Он уже стал вашим Господом? Убедитесь, что вы верно оцениваете Иисуса. Позвольте Ему расти и взрослеть в вашей жизни.

2:8
Бог продолжал возвещать о своем Сыне, но не тем, кому мы могли бы ожидать. Лука говорит, что рождение Иисуса было возвещено пастухам в поле. Это могли быть те пастухи, которые поставляли ягнят для храмовых жертвоприношений во отпущение грехов. Теперь ангелы зовут их приветствовать Божьего Агнца (Ин 1:36), который навек искупит грехи всего мира.

2:8-11
Пастухи были испуганы, но их страх обратился в радость, когда ангелы возвестили о рождении Мессии. Сперва они поспешили увидеть младенца, а затем принялись рассказывать эту новость. Иисус - это ваш Спаситель. Ждете ли вы каждый день встречи с Ним в молитве и в Его слове? Приносит ли вам связь с Ним столько радости, что вы не можете не поделиться ею с друзьями?

2:9,10
Произошло величайшее событие в истории: родился Мессия! Все иудеи ожидали этого веками, но когда это случилось, первыми об этом узнали простые пастухи. Радостная весть об Иисусе состоит в том, что Он приходит ко всем, включая самых обычных людей. Он достигает всякого человека, чье сердце достаточно смиренно, чтобы принять Его. Кем бы вы ни были, чем бы вы ни занимались, Иисус может войти в вашу жизнь. Не думайте, что для этого нужно обладать особыми качествами: Он принимает вас таким, какой вы есть.

2:11-14
Иудеи ожидали, что Мессия освободит их от римского владычества и от телесных страданий. Но исцеляя болезни и устанавливая свое Царство, Иисус избавлял людей от греха. Он превзошел все ожидания. Люди часто подходят к Иисусу с собственными мерками и поэтому ожидают от Него слишком мало. Он совершил для нас гораздо больше, чем можно было вообразить. Он уплатил цену за искупление от греха и открыл нам доступ к Богу. Он предлагает нам гораздо больше, чем поверхностные политические или физические перемены - Он дает нам новые сердца, которые останутся у нас в вечности.

2:14
История о рождении Иисуса на протяжении двух тысячелетий вдохновляет композиторов. Песнь ангелов находит поклонников во все времена. Часто называемая «Gloria» по первому слову латинского перевода, она является основой многих хоральных произведений, традиционных рождественских песен и богослужебных песнопений.

2:21-23
После рождения ребенка иудейской семье полагалось совершить определенные обряды. (1) Обрезание. Каждый новорожденный мальчик подвергался обрезанию и получал имя на восьмой день после рождения (Лев 12:3; Лк 1:59,60). Обрезание символизировало отделение иудеев от язычников и их особую связь с Богом (см. комм. к 1:59). (2) Искупление первенца. Первый сын приносился в дар Богу через месяц после рождения (Исх 13:2,11-16; Числ 18:15,16). В этот обряд входил «выкуп» ребенка у Бога через жертвоприношение. Таким образом родители подчеркивали, что их дитя принадлежит Богу-тому, кто один властен дать человеку жизнь. (3) Очищение матери. В течение 40 дней после рождения мальчика и 80 дней после рождения девочки женщина считалась ритуально нечистой и не могла входить в храм. По окончании этого срока родители должны были принести ягненка в жертву всесожжения и голубя в жертву за грех. Священник совершал эти жертвоприношения и объявлял женщину чистой. Если у родителей не хватало денег на ягненка, они могли заменить его вторым голубем. Именно так поступили Мария и Иосиф. Иисус был Сыном Бога, и Его семья совершила все обряды, предписанные Божьим законом. Иисус не отменял закона, напротив, Он исполнил Его во всей полноте.

2:28-32
Когда Мария и Иосиф принесли Иисуса в храм, чтобы посвятить Его Богу, они встретились со старцем, который предсказал им судьбу их ребенка. Песнь Симеона часто называется «Nunc Dimittis», по первым словам латинского перевода. Теперь Симеон мог умереть в мире: он увидел Мессию.

2:32
Иудеи хорошо знали ветхозаветные пророчества о тех благословениях, которые Мессия должен будет принести своему народу. Однако они не всегда уделяли равное внимание тем пророчествам, которые свидетельствовали, что Он принесет спасение всему миру (напр., Ис 49:6). Лука объясняет своим греческим читателям, что Иисус пришел спасти всех, кто верит.

2:33
Иосиф и Мария удивлялись словам Симеона о том, что Иисус-это Божий дар, Мессия и свет для всего мира. Здесь Мария по меньшей мере второй раз услышала пророчество о судьбе Иисуса (в первый раз от Елизаветы, 1:42-45).

2:34,35
Симеон пророчествовал о том, что к Иисусу невозможно будет относиться равнодушно: люди либо радостно примут Его, либо отвергнут. Как мать Мария должна была быть опечалена тем отвержением, которое Ему суждено было встретить. Это первое упоминание о скорби у Луки.

2:36
Несмотря на то, что Симеон и Анна были очень стары, они не оставляли надежды увидеть Мессию. Под водительством Святого Духа они оказались одними из первых, кто свидетельствовал об Иисусе. В иудейской культуре старики пользовались особым уважением, и поэтому пророчества Симеона и Анны имели дополнительный вес. Наше общество ценит молодость выше мудрости и часто пренебрегает опытом стариков. Мы должны по возможности менять это отношение. Просите старых людей поделиться с вами мудростью и опытом. Внимательно слушайте, когда они говорят с вами. Предлагайте им свою дружбу и помогайте им продолжать служить Богу.

2:36,37
Анна была названа пророчицей из-за своей особой близости к Богу. Пророки и пророчицы совсем не обязательно предсказывали будущее. Главная цель их служения заключалась в тон, чтобы возвещать Божью истину.

2:39
Вернулись ли Мария и Иосиф в Назарет или остались на время в Вифлееме (см. Мф 2)? По-видимому, между стихами 38 и 40 существует разрыв во времени длиной в несколько лет, в течение которых семья Иисуса поселилась в Вифлееме, бежала в Египет от Ирода и вернулась в Назарет, когда опасность миновала.

2:40
Иисус был мудр не по годам, так как Он был тесно связан со своим Небесным Отцом. Иак 1:5 говорит, что Бог «щедро, ни в чем не упрекая, наделяет мудростью всех», кто бы ни попросил Его. Мы также можем возрастать в мудрости, живя с Богом.

2:41,42
Согласно Божьему закону, каждый совершеннолетний мужчина был обязан посещать Иерусалим три раза в год, чтобы принимать участие в больших религиозных праздниках (Втор 16:16). Пасха праздновалась весной. Сразу же вслед за нею шел недельный Праздник пресных хлебов. Пасха отмечалась в память о ночи бегства израильтян из Египта, когда ангел Господа погубил египетских первенцев, но прошел мимо еврейских домов (Исх 12:21-36). Это был главный из ежегодных праздников.

2:43-45
В возрасте 12 лет Иисус считался уже почти взрослым и был на празднике вместе с родителями. Паломники часто путешествовали караванами, чтобы защищаться от разбойников на палестинских дорогах. Женщины и дети обычно шли впереди, а мужчины сзади. Двенадцатилетний мальчик мог находиться в любой группе, и Мария с Иосифом думали, что Иисус идет с другими. Но когда караван покинул Иерусалим, Иисус остался, увлеченный беседой с учителями закона.

2:46,47
Храмовая религиозная школа славилась по всей Иудее. В ней под руководством раввина Гамалиила, одного из самых выдающихся ее учителей, обучался апостол Павел (Деян 22:3). Во время Пасхи здесь, как правило, собирались самые ученые раввины страны для бесед о великих истинах. Грядущее пришествие Мессии было, без сомнения, одной из главных тем для тех, кто ожидал Его со дня на день. Иисус, должно быть, внимательно слушал и задавал серьезные вопросы. Учителей закона поразила глубина Его мудрости в сочетании с юностью.

2:48
Мария должна была отпустить свое дитя и позволить Ему взрослеть и становиться Мессией. В тревоге за своего богоданного Сына, она изо всех сил старалась найти Его. Однако она искала своего мальчика, а не того юношу, который изумлял в храме учителей закона своими вопросами. Нам тяжело позволять уходить от нас людям, которых мы воспитал и, или трудам, над которыми мы работали. Видеть своих детей взрослыми, своих студентов - учителями, своих подчиненных - начальниками, а свои замыслы завершенными и радостно, и больно. Но когда приходит время, мы должны уступить дорогу и предоставить им свободу, несмотря на боль. Только тогда наши подопечные смогут расправить крылья и подняться к тем высотам, которые предназначил для них Бог.

2:49
Это первое указание на то, что Иисус осознавал себя Божьим Сыном. Но несмотря на то, что Он знал своего истинного Отца, Он не отверг своих земных родителей. Он вернулся с ними домой и подчинялся им еще 18 лет. Верующие не должны презирать человеческих связей и ответственности. Если Сын Бога был послушен своим земным родителям, то мы тем более должны чтить своих близких.

2:50
Родители Иисуса не поняли, что Он имел в виду, говоря о доме Его Отца. Они не сознавали, что Он делает различие между земным отцом и Небесным Отцом. Они знали, что Он Божий Сын, но не понимали, в чем будет заключаться Его земное служение. К тому же, они, скорее всего, растили Его вместе с другими своими детьми (Мф 13:55,56), как обыкновенного ребенка. Они помнили, что Он особенный, но не знали, о чем Он думает и что переживает.

2:52
Библия ничего не говорит о последующих 18 годах жизни Иисуса, кроме того, что Он учился и взрослел. Как старший сын в большой семье, Он помогал Иосифу плотничать. В какой-то момент Иосиф, по-видимому, умер, оставив Иисуса заботиться о семье. Близкое знакомство Иисуса с бытом и повседневной жизнью помогало Ему понимать народ.

2:52
Эта глава Евангелия Луки показывает нам, что несмотря на то, что Иисус был совершенно особенным, у Него было обычное детство и юность. Он развивался точно так же, как все, взрослел физически и духовно, общался с другими людьми, и Его любил Бог. Гармонично развиваться в каждом из основных измерений человеческой личности - в физической, умственной, общественной и духовной жизни - было важно для Иисуса и должно быть важно для Его последователей.


вверх   

Толкование Евангелия от Луки, Библия, Новый Завет, Евангелие