Толкование Евангелия от Луки



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  

11:1-4
Обратите внимание на то, как построена эта молитва. Вначале Иисус славит Бога, и лишь после этого обращается к Нему с просьбами. Прославление Бога приводит нас в то расположение духа, которое необходимо для общения с Ним. Наши молитвы слишком часто напоминают список покупок, а не беседу.

11:2-13
Эти стихи посвящены трем аспектам молитвы: ее содержанию (2-4), нашей настойчивости (5-10) и Божьей верности (11-13).

11:3
Бог заботится о нас ежедневно. Мы не можем запастись впрок Его милостями, а потом прекратить с Ним отношения. Если вы чувствуете, что теряете силу, спросите себя: «Как долго я находился вдали от Источника?»

11:4
Говоря ученикам о молитве, Иисус особо подчеркнул прощение. Бог простил наши грехи, и теперь мы сами должны простить тех, кто причинил нам зло. В противном случае мы показываем, что не осознали, насколько глубоко мы, как и все люди, нуждаемся в прощении. Подумайте о тех, кто обошелся с вами несправедливо. Действительно ли вы простили им или по-прежнему таите обиду? Как поступит с вами Бог, если Он будет относиться к вам так, как вы относитесь к другим?

11:8
Настойчивость в молитве побеждает не Божье, а наше собственное равнодушие. Оно изменяет наше сердце и ум, а не Его волю. Оно помогает нам осознан и выразить нашу истинную нужду. Полезно молиться так, будто ответ зависит от силы вашей молитвы, но при этом верить, что он зависит только от Бога. Настойчивость в молитве поможет нам узнать Божье действие, когда мы его увидим.

11:13
Хорошие родители, несмотря на то, что и они допускают ошибки, относятся к своим детям с любовью, Насколько же лучше относится к нам наш Небесный Отец, который совершенен! Самым важным из Его даров является Святой Дух (Деян 2:1-4), который был дан всем верующим после смерти, воскресения и вознесения Иисуса (Ин 15:26).

11:14-23
О похожем, но ином событии рассказано в Мф 12:22-45 и Мк 3:20-30. Чудо, описанное Лукой, было совершено в Иудее, а другое произошло в Галилее, У Луки Иисус обращается к народу, а у Матфея и Марка Он обличает фарисеев.

11:19
Существует два наиболее распространенных толкования на эти стихи. (1) Некоторые ученики фарисеев действительно занимались изгнанием демонов. В этом случае обвинения фарисеев становятся еще абсурднее. Обвинить Иисуса в использовании сатанинской силы потому, что Он изгонял демонов, было равнозначно утверждению, что их собственные последователи также были союзниками сатаны. (2) Второе толкование, основанное на других переводах, гласит, что последователям фарисеев не удавалось изгонять демонов. Вначале Иисус отвергает обвинения как явную нелепость (зачем дьяволу изгонять демонов?), а затем задает иронический вопрос: «А что же ваши последователи?» Наконец, Он утверждает, что изгнание демонов свидетельствует о приходе Божьего Царства. Сатана, во власти которого веками находились царства этого мира, теперь потерпел поражение и оказался во власти Иисуса и Его Царства. Царство Иисуса начало набирать силу после Его рождения, укреплялось по мере того, как Он преодолевал испытания, было установлено через Его проповедь и чудеса, оно расцвело в победе Его воскресения и Пятидесятнице и станет всеобщим во время Его Второго пришествия.

11:21
Иисус мог взять эти слова из Ис 49:24-26. Не имеет значения, насколько силен сатана: Иисус свяжет его и навсегда избавит от него мир (Откр 20:2,10).

11:23
Здесь Иисус говорит: «Кто не со Мной, тот против Меня», тогда как ранее Он сказал ученикам: «Кто не против вас, тот за вас». Те, кто относится к христианам нейтрально, по существу скорее помогают, нежели вредят им, так как не ставят им преград. Но если люди могут оставаться нейтральными по отношению к христианам, они не могут быть равнодушными в своем отношении к Христу. Нельзя сохранить нейтралитет в битве между Богом и сатаной. Вы не можете ни уклониться, ни остаться в стороне, так как стороны только две. Если вы не за Христа, вы против Него.

11:24-26
Иисус говорит о печально известной человеческой черте: наш энтузиазм исчезает слишком быстро. В истории Израиля нередко после того, как благочестивый царь уничтожал языческих идолов, следом за ним нечестивый царь восстанавливал их. Недостаточно лишь освободиться от зла: после этого мы должны исполниться Святым Духом, чтобы совершить в своей жизни Божий замысел (см. также Мф 12:43-45; Гал 5:22).

11:27,28
Для современников Иисуса семейные связи были необыкновенно важны. Их родословия служили важным свидетельством того, что они принадлежат к Божьему народу. Положение мужчины определялось именами его предков, а положение женщины - ее сыновьями. Ответ Иисуса этой женщине означал, что личность человека более важна, чем положение или родословие. Этот ответ раскрывает также, что достоинство женщины не определяется ее способностью к деторождению. Лука упоминает этот случай, поскольку он придавал большое значение служению Иисуса женщинам.

11:29,30
Говоря о своей приближающейся смерти и воскресении, Иисус использовал образ Ионы. Бог повелел Ионе проповедовать покаяние язычникам. Иисус учил о том, что спасение даруется всем людям, а не только иудеям.

11:29-32
Жестокие, воинственные ассирийцы покаялись после проповеди Ионы, хотя даже сам Иона не стремился этого добиться. Языческая царица Савы прославила Бога Израиля, послушав мудрости Солом» на, хотя сам Соломон совершил немало ошибок. Но Иисус, совершенный Сын Бога, пришел к людям, которых Он любил, а они отвергли Его. Таким образом избранный Божий народ провинился более, чем печально известный грешный город или языческая царица. (См. также 10:10-15).

11:31,32
Жители Ниневии и царица Савская обратились к Богу, услышав гораздо менее убедительное свидетельство, чем служение Иисуса, которое Он совершал на глазах у людей, и Его учение, которое у нас есть сегодня. Мы располагаем рассказами очевидцев о воскресшем Христе, по-прежнему действующей со дня Пятидесятницы силой Святого Духа, возможностью читать Библию и знанием 2000-летней истории Церкви. Используете ли вы все предоставленные вам возможности познать Бога?

11:33-36 Свет - это Христос, а глаза символизируют духовное понимание и мудрость. Ненасытные или порочные желания делают духовное зрение менее острым и закрывают свет Христова присутствия. Если вам тяжело видеть работу, совершаемую Богом в мире, проверьте свое зрение. Не позволяете ли вы грешным желаниям ослеплять вас?

11:37-39
Это было ритуальное омовение, которое совершалось не из соображений гигиены, а в знак нравственной чистоты. Фарисеи не только выставляли этот ритуал напоказ, но и обязывали исполнять его каждого иудея, хотя изначально он был предназначен только для священников.

11:41
Фарисеям нравилось думать, что они чисты, но жадность как по отношению к Богу, так и по отношению к людям свидетельствовала о том, что это совсем не так. Как вы используете те средства, которые доверил вам Бог? Щедры ли вы к вашим ближним? Щедрость является свидетельством сердечной чистоты.

11:42
Легко извинить отказ в помощи другим тем, что мы уже пожертвовали определенную сумму на церковь; однако тот, кто следует за Христом, должен делиться с нуждающимися. Десятина важна для жизни церкви, но она не должна мешать нам оставаться сострадательными. Там, где мы можем помочь, мы обязаны это сделать. 11:44 В ветхозаветных законах говорилось, что человек, который прикоснулся к могиле, становится нечист (Числ 19:16). Иисус обвинил фарисеев в том, что они оскверняли других своей испорченностью. Подобно скрытым могилам, они делали нечистым всякого, кто с ними соприкасался.

11:46
Эти «ноши» непосильных религиозных предписаний состояли в тех подробностях, которые фарисеи добавили к Божьему закону. Так, например, к заповеди «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх 20:8) они добавили указания о том, какое именно расстояние человек может проделать в субботу и сколько груза он может поднимать в этот день. Исцеление человека было запрещенным видом деятельности в субботу, тогда как помощь животному в некоторых случаях была разрешена (14:5). Не удивительно, что Иисус осуждал эти дополнения к закону.

11:49
Божьих пророков гнали и убивали на протяжении всей человеческой истории. Но это поколение отвергало не просто пророка - оно отвергало самого Бога. Это не цитата из Ветхого Завета. Иисус говорил слова, полученные Им от самого Бога.

11:50,51
О смерти Авеля рассказывается в Быт 4:8.0 смерти пророка Захарии говорится в 2 Пар 24:20-22 (последней книге еврейского канона Библии). Почему все эти грехи были поставлены в вину этому поколению? Потому что они отвергали Христа - того, к кому была устремлена человеческая история, того, о ком свидетельствовали все пророчества.

11:52
Как знатоки закона могли скрывать истину? Из-за своего ошибочного толкования Писаний и добавленных к ним многочисленных предписаний они сделали Божью истину трудной для понимания и исполнения. Более того, они подавали дурной пример, сами отстраняясь от требований, которые налагали на других. Запутавшись в религии, созданной ими самими, они больше не могли вести людей к Богу. Они закрыли перед людьми дверь Божьей любви и потеряли ключ.

11:52
Иисус обличал фарисеев, потому что они (1) заботились о чистоте рук, но не сердец; (2) помнили о десятине, но забывали о справедливости; (3) любили похвалу от людей больше, чем Божью; (4) налагали на людей невыполнимые религиозные обязанности; (5) не только не приняли истину об Иисусе, но и препятствовали другим поверить в нее. Они заблуждались, уделяя чрезмерное внимание внешним проявлениям благочестия и пренебрегая внутренним настроем сердца. Мы подобны им, если наше служение руководствуется желанием хорошо выглядеть в глазах окружающих, а не чистосердечной любовью к людям. Можно обмануть людей, но не Бога. Не будьте христианином лишь внешне. Покорите Богу свою внутреннюю жизнь, и Его присутствие, безусловно, станет заметно окружающим.

11:53,54
Фарисеи надеялись арестовать Иисуса, обвинив Его в богохульстве, лжеучении и нарушении закона. Они были разъярены словами Иисуса о них самих, но это был не повод для ареста. Им было необходимо найти законное основание для того, чтобы разделаться с Иисусом.


вверх   

Толкование Евангелия от Луки, Библия, Новый Завет, Евангелие