Толкование Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис)



1  2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  

2:1
Эфес был столицей Малой Азии, центром сухопутной и морской торговли и, вместе с Александрией и сирийской Антиохией, одним из самых влиятельных городов в восточной части Римской империи. В этом городе находился храм Артемиды - одно из древних чудес света, а промыслом множества эфесских ремесленников было изготовление макетов этого зрама (см. Деян 19:21-41). Павел совершал служение в Эфесе на протяжении трех лет. Он предупреждал эфесян о том, что к ним придут лжеучителя, которые попытаются увести людей от веры (Деян 20:29-31). В эфесской церкви действительно возникли подобные проблемы (Еф4:14; 1 Тим 1:3,4), однако церковь сопротивлялась им, как мы можем видеть из письма Павла эфесским верующим. Иоанн много лет нес служение в этом городе и знал, что эфесская церковь успешно борется с ложным учением.

2:1
Здесь имеется в виду Иисус (1:11-13). Он держит лидеров церквей "в своей правой руке", что указывает на Его силу и власть над церквами и их руководителями. Эфесская церковь стала сильной и гордой, и Иисус напоминает ей, что Он и никто иной является главой всех верующих.

2:1 и далее
Все письма семи церквам следуют, в основном, единому образцу: приветствие, оценка, наставление, утверждение о возвращении Христа и обещание наград.

2:1 и далее
Заботится ли Бог о вашей церкви? Если вы не уверены, посмотрите пристальнее на эти семь писем. Господь вселенной знал каждую из этих церквей и точную ситуацию, которая в ней сложилась. В каждом письме Иоанн по повелению Иисуса упоминает о конкретных людях, местах и событиях. Иисус хвалит верующих за успехи и говорит, как им исправить недостатки. Так же, как о каждой из тех церквей, Он заботится и о вашей. Он хочет, чтобы она полностью использовала свои возможности. Община верующих, вместе с которой вы молитесь и поклоняетесь Богу, - это орудие, при помощи которого Бог исполняет свой замысел. Относитесь к ней так же серьезно, как к ней относится Бог.

2:2
Эфесская церковь упорно боролась с грехом в своей среде. Это было нелегко в городе, который славился своими пороками и развратом, связанными с культом богини Артемиды. Мы тоже живем в грешном и порочном обществе. Но когда сообщество верующих начинает терпимо относиться к греху внутри церкви, ее свидетельство теряет свою мощь. Помните, что одобрение Бога гораздо важнее, чем одобрение мира.

2:2,3
Церковь в Эфесе получила похвалу за (1) усердный труд, (2) терпение, (3) сопротивление греху, (4) твердость по отношению к лжеучениям и (5) стойкость в испытаниях. Этими качествами должна обладать каждая церковь. Но все они являются результатом любви к Иисусу Христу. Эфесяне потеряли свою первую любовь, и теперь им угрожала опасность впасть в закон-ничество. Чтобы избежать осуждения, мы должны возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом (см. Мф 22:37-40).

2:4
Церковь Эфеса уже получила однажды похвалу за свою любовь к Богу и ближним (Еф 3:17-19), но новому поколению верующих, по-видимому, не хватало былого пыла. Они много трудились для церкви и общества, но у них была неправильная цель. Труд для Бога бесплоден, если он не основан на любви.

2:4,5
Когда новообращенные осознают значение полученного ими прощения, они испытывают энтузиазм, сравнимый с влюбленностью. Но забывая о серьезности греха, мы начинаем терять это чувство (см. 2 Петр 1:9). На первых порах вашей христианской жизни у вас, возможно, был энтузиазм, но не было знания. Не сменился ли он теперь знанием без энтузиазма? Если мы хотим сохранить свою любовь к Богу и ближним непотускневшей, нам необходимо и рвение, и знание (см. Евр 10:32,35). Любите ли вы сейчас Бога так же трепетно, как в те времена, когда только что обратились к Нему?

2:5
Если "светильник" церкви сдвинут с места, это означает, что она (1) перестала приносить плод, или же (2) что она вообще перестала быть церковью. Так же, как семисвечник освещал храм, так церкви должны светить миру. Иисус предупреждает их, чтобы их огонь не угас и чтобы они не переставали исполнять свое предназначение.

2:6
Николаиты были готовы поставить под угрозу свою веру ради того, чтобы не отказываться от некоторых греховных эфесских обычаев. Возможно, это название происходит от еврейского слова, означающего "последователи Валаама". Валаам был пророком, который побудил израильтян дать волю своим порочным желаниям (см. Числ 31:15,16). Когда нам хочется участвовать в чем-либо, что мы сами считаем неправильным, мы часто извиняем свое поведение, говоря, что это не так уж плохо и что это не повредит нашей вере. Испытываете ли вы порой соблазн пойти на компромисс со своей верой? Христос резко обличает тех, кто стремится оправдать грех.

2:6
Иисус хвалит эфесскую церковь за то, что она ненавидит нечестие николаитов. Обратите внимание, что эфесяне ненавидели не людей, а их поступки. Мы должны принимать и любить всех людей, но нетерпимо относиться к злу. Бог не терпит греха и ожидает, что мы тоже будем бороться против него. Мир нуждается в том, чтобы христиане отстаивали Божью истину и указывали людям путь к праведной жизни.

2:7
Быть победителем - значит верить, быть стойким, хранить преданность и жить как истинный последователь Христа. Тот, кто поступает так, получит великие награды (21:7).

2:7
В Эдемском саду росли два дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла. Адам и Ева ели плоды с дерева познания добра и зла, которые Бог запретил им есть, и потому были изгнаны из Эдема, и есть плоды дерева жизни им было запрещено. В конце мира зло будет уничтожено, и верующие войдут в обновленный рай. На новой земле ничто не будет соблазнять их к греху. Каждый будет есть плоды с дерева жизни и жить вечно.

2:8
Город Смирна находился примерно в 40 км к северу от Эфеса. Его называли "воротами Асии", потому что у него была прекрасная гавань на Эгейском море. Церкви Смирны приходилось бороться с двумя враждебными силами: иудеи города энергично противились распространению христианства, а остальные жители поддерживали культ императора. В таком окружении гонения и страдания были неизбежны.

2:9-11
Каждый желал бы наслаждаться жизнью и ее радостями, но страдание - неотъемлемая часть земной жизни. Какова бы ни была их причина, их всегда тяжело переносить. Иисус хвалит смирнскую церковь за веру среди страданий. Затем Он ободряет верующих, что им нечего бояться будущего, если они останутся верны Ему. Церкви Смирны и Филадельфии - единственные, письма к которым лишены упреков. Если вы переживаете трудные времена, не позволяйте им отвратить вас от Бога. Напротив, пусть они укрепят вашу верность. Верьте Ему и помните о небесной награде (см. 22:12-14). Бог всегда рядом с теми, кто страдает за Него.

2:10
Страдания исходят от сатаны - противника Бога. Властью сатаны верующих могут преследовать и даже убивать. Но им не стоит бояться, потому что в результате они получат венец вечной жизни. Сатана может повредить им на земле, но он не в силах нанести вечный ущерб. Слова "десять дней" означают, что гонение будет сильным, но кратковременным. Оно начнется и кончится в определенное время, установленное Богом.

2:10
Суть послания к смирнской церкви заключается в том, что она должна хранить верность, несмотря на испытания, потому что Бог-верховный владыка, а Его обетованиям можно доверять. Иисус не говорил, что Его последователи избегнут страданий, забот и преследований. Напротив, мы должны быть верны Ему в страданиях. Так мы сможем доказать истинность своей веры. Мы сумеем сохранить преданность, если будем помнить о Нем и о том, что Он обещал нам в настоящем и будущем (см. Флп 3:13,14; 2 Тим 4:8).

2:11
Всех людей ждет физическая смерть, и все будут воскрешены. Однако верные воскреснут для вечной жизни с Богом, тогда как мятежным суждена гибель и вечное отделение от Него (см. также 20:14; 21:8,27; 22:15).

2:12
Город Пергам стоял на холме, который на 300 м возвышался над окружающей местностью, представляя собой естественную крепость. В этом городе ценили знания; он был центром греческой культуры и образования, его библиотека насчитывала 200000 томов. Но это был также центр четырех языческих культов, соперничавший с Эфесом в поклонении идолам. Главным богом города считался змей - бог врачевания. Люди приходили со всех концов света, ища у него исцеления.

2:12
Для римлян меч служил символом власти и суда. Обоюдоострый меч Иисуса (1:16) символизирует абсолютность власти Бога и Его право вершить суд. Меч может также означать будущее отделение спасенных от погибших.

2:13
Как центр четырех языческих культов, Пергам назван городом, где "сатана поставил свой престол". Окруженная идолопоклонниками, церковь Пергама не отреклась от Христа, даже когда был замучен один из ее членов. Возможно, николаиты учили, что христианам позволено участвовать в языческих обрядах на том основании, что это широко распространено в окружающем обществе. Подобно пергамской церкви, мы должны хранить верность Христу, вопреки всем попыткам дать оправдание греху. Выстоять против искушений сатаны всегда было нелегко, но ложный выбор ведет к смерти.

2:14
Различия во мнениях между христианами вполне допустимы - недопустимы только грех и порок. Скорее всего, в вашем городе не устраивают пиров в честь идолов, но вполне возможно, что в нем процветают ложь, мошенничество, порнография и сплетни. Не будьте терпимы к греху лишь ради того, чтобы показаться человеком "широких взглядов".

2:14,15
Быть христианином в Пергаме было нелегко. Верующие испытывали сильное давление, принуждавшее их приспособить свою веру к обстоятельствам или вовсе оставить ее. Об Антипе нам не известно ничего, кроме того, что он не пошел на компромисс. Он остался верен и умер за свою веру. Однако очевидно, что некоторые члены церкви потакали тем, кто учил и поступал вопреки заповедям Христа. Компромисс - это смешение качеств двух различных вещей или уступка в принципах. Когда добро смешивается со злом, оно перестает быть чистым. Не позволяйте греху пятнать вашу веру.

2:14-16
Валак был царем, который испугался, что такое множество израильтян проходит через его страну,и нанял Валаама проклясть их. Сперва Валаам отказался, но жажда денег заставила его передумать (Числ 22-24). Позднее он склонил своим влиянием израильтян к идолопоклонству (Числ 31:16; см. также 2 Петр 2:15; Иуд 1:11). Здесь Иисус упрекает церковь за то, что она терпит тех, кто, подобно Валааму, уводит людей от Бога.

2:16
Это меч Божьего суда, которым Он покарает мятежников (19:15,21) и всякое зло. См. также комм. на 2:12.

2:17
Выражение "сокровенная манна" может означать некую духовную пищу, которую получат верующие. Когда израильтяне шли к Обетованной земле, Бог посылал с небес манну им в пищу (Исх 16:14-18). Иисус-Хлеб жизни (Ин 6:51) - предлагает духовную пищу, которая утолит наш глубочайший голод.

2:17
Неясно, что это за белые камни и какие имена будут на них стоять, однако это, видимо, символизирует, что каждый верующий получит вечную жизнь. В те времена людям давали камни, удостоверяющие их право прийти на званый ужин (наподобие пригласительных билетов). Возможно, этот образ использован для обозначения мессианского пира (19:9). Эти таинственные камни имеют большое значение, поскольку на них будут написаны новые имена каждого истинно верующего. Они являются свидетельством того, что человек принят Богом и признан достойным получить вечную жизнь. В те времена имя имело большое значение, по нему судили о сущности человека. Бог даст нам новые имена и новую природу.

2:18
Фиатиры были рабочим городом. Здесь существовало много ремесленных гильдий, изготовлявших одежду, красители и гончарные изделия. Лидия, первая женщина, обращенная Павлом в Филиппах, была торговкой из Фиатир (Деян 16:14). Ни одна из религий не занимала в городе ведущего положения.

2:19
Верующие Фиатир получили похвалу за возрастание в добрых делах. Нам не следует останавливаться, совершив доброе дело: мы должны постоянно совершенствоваться. Последний день близится, и у нас нет времени любоваться собой.

2:20
Некая женщина в Фиатирах учила, что безнравственность не имеет для верующих серьезного значения. Возможно, ее звали Иезавель, но вероятнее, Иоанн использует это имя как символ неправды, которую творила эта женщина. Язычница Иезавель, древняя царица Израиля, -одна из самых нечестивых женщин в истории (см. ЗЦар 19:1,2; 21:1-15; 4 Цар 9:7-10,30-37).

2:20
Почему грех разврата столь серьезен? Поскольку он всегда причиняет вред. Он оскорбляет Бога, поскольку показывает, что мы предпочитаем следовать собственным желаниям, а не Его воле. Он вредит людям, поскольку нарушает человеческие взаимоотношения. Он неблагоприятно воздействует на личность, и к тому же часто приводит к различным заболеваниям (см. 1 Кор 6:12-20). Разврат оказывает разрушительное воздействие, поскольку подрывает отношения, на которых строятся все общественные институты. Бог хочет предохранить нас от этого вреда, и потому мы не должны участвовать в разврате, даже если в окружающем обществе это считается допустимым.

2:20
В языческих храмах в жертву идолам часто приносили мясо. Потом то, что не было сожжено, продавали на храмовом дворе. Брать мясо, принесенное в жертву идолам, не было грехом само по себе, но это могло оскорбить чувства и принципы более слабых христиан, которым это казалось недопустимым (1 Кор 8; см. также комм. к Рим 14:2). Иезавель, очевидно, больше заботилась о собственных интересах и о своей свободе, чем о нуждах и проблемах собратьев-верующих.

2:21
Послушание Христу всегда предполагает перемену взглядов. Когда мы обращаемся к Богу, внутри нас начинается война, так как сатана стремится удержать нас от изменений. Иоанн приводит этот пример для того, чтобы подчеркнуть важность перемены мировоззрения. Наши убеждения сильно влияют на наши поступки. Какие из ваших взглядов Иисус порекомендовал бы вам изменить?

2:23
То, что мы пытаемся скрыть от Бога, - это и есть грехи, которые нужно исповедать. Мы не можем ничего скрыть от Христа, потому что Он знает все, что в наших сердцах. Иисус будет судить и наши поступки, и побуждения.

2:24,25
Христос повелевает фиатирским верующим держаться своей веры и позволить Божьему слову руководить ими. Подобным образом и нам следует крепко держаться Библии, чтобы избегнуть многих заблуждений, которые могут проповедоваться под видом глубоких истин. Мы должны внимательно слушать поучения и проповеди в церкви и читать Библию каждый день.

2:26,27
Христос обещает, что победители - те, кто останутся верными Ему до конца - будут царствовать с Ним и вместе с Ним вершить суд над злом (см. также Пс 2:8,9; Ис 30:14; Иер 19:11,1 Кор 6:2,3; Откр 12:5; 19:15:20:3,4).

2:28
Христос назван Утренней звездой в 2 Петр 1:19 и Откр 22:16. Утренняя звезда появляется перед самым рассветом, когда еще холодно и темно. Когда мир достигнет самого крайнего состояния, Бог снова вступит на сцену мировой истории, ослепляя зло светом своей истины и неся обещанные награды. 3:1 Богатый город Сардис состоял из двух частей. Старая часть города стояла на горе, и когда там перестало хватать места, внизу, в долине, были построены новые кварталы.


вверх   

Толкование Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис), Библия, Новый Завет