Толкование Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис)



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  13  14   15   16   17   18   19   20   21   22  

13:1 и далее
В этой главе появляются два сообщника сатаны: зверь, выходящий из моря, и зверь, выходящий из земли. Вместе они образуют нечестивую троицу -прямую противоположность святой Троице: Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Искушая Иисуса в пустыне, сатана предлагал Ему доказать свою силу, превратив камни в хлеб, совершить чудо, спрыгнув с высоты, и приобрести земную власть, поклонившись сатане (Мф 4:1-11). Замысел дьявола заключался в том, чтобы самому править миром через Иисуса. Но Иисус поборол искушения. Теперь сатана прибегает к помощи страшных существ, описанных в книге Откровения. Зверю, выходящему из моря, он дает власть, зверю из земли - силу творить чудеса. Сообща они добиваются господства над миром. Нечестивая троица - сатана, богохульный зверь и лжепророк - объединяется в отчаянной попытке свергнуть власть Бога, но все их усилия обречены на провал.

13:1
Первоначально этого зверя отождествляли с Римом, потому что Римская империя в определенный период преследовала верующих и противилась Богу и Его последователям. На протяжении истории было много и других держав, боровшихся с Христом. Но зверь также символизирует Антихриста - некого служителя сатаны, направляемого им и исполняющего его волю. Многие верят, что в этой могущественной личности найдет свое высшее воплощение сатанинское зло. Антихрист представлен здесь как смесь четырех зверей, явленных в видении Даниилу (Дан 7). Подобно дракону, который постоянно борется с Богом, зверь выступает противником Христа.

13:3 и далее А
нтихрист будет ложным Мессией и даже совершит ложное воскресение. Люди устрашатся его силы и чудес, последуют за ним и поклонятся ему. Он захватит власть над миром и будет управлять им. Но те, кто последует за "зверем", будут обмануты: он использует свою власть, чтобы манипулировать людьми и исполнять свои нечестивые замыслы. Бог, напротив, использует свою безграничную силу для любви и служения. Не обманывайтесь слухами о великих чудесах, совершаемых тем, кто выдает себя за Христа. Когда Христос вернется, Он откроется всем (Мф 24:23-28).

13:5
Сила зверя ограничена Богом. Он позволит зверю властвовать на земле лишь краткое время. Но и тогда он будет находиться под Божьим контролем (11:15; 12:10-12).

13:5-7
Зверь завоюет Божий народ и будет править им, но не сможет победить его духовно. Он установит мировое господство и потребует, чтобы все поклонялись ему. И многие поклонятся зверю, но только не истинные верующие (см. 2 Фее 2:3,4). Божий народ пострадает, но в конце получит вечную награду.

13:8
О книге жизни см. комм. к 3:5.

13:10
Оставаться верным Христу во времена гонений -значит рисковать свободой, а то и жизнью. Но зверь и его сторонники могут нанести лишь физический вред; никакого духовного ущерба невозможно причинить искренне верующему в Христа.

13:10
Это образы, смысл которых в том, что во дни великого гонения одним верующим суждено попасть в руки врагов, а другим принять смерть. Однако все они войдут в Божье присутствие совершенными и очищенными кровью Агнца (7:9-17).

13:10
Времена великого гонения, которые предвидит Иоанн, дадут верующим возможность проявить терпение и духовно возрасти. Не попадайтесь в ловушку сатаны и не отвращайтесь от Бога в тяжелые времена. Напротив, используйте эти трудности как возможность для духовного роста.

13:11 и далее
Первый зверь вышел из моря, а этот выходит из земли. Позднее он будет назван лжепророком (16:13; 19:20) и станет ложным двойником Святого Духа. Его дела будут казаться добрыми, но их цель -ввести людей в заблуждение.

13:14
Библия полна чудес, совершаемых в доказательство Божьей силы, любви и власти. Но здесь мы видим ложные чудеса, совершаемые ради обмана. Это напоминает нам о египетских чародеях, которые повторяли чудеса Моисея (Исх 7-12). Истинные знамения и чудеса указывают на Христа, а чудеса, совершаемые с неясной целью, могут служить обману. Видя чудо, мы всегда должны задавать вопрос: как это согласуется с Божьим откровением в Библии? Здесь мы видим, что зверь сперва приобретает влияние благодаря чудесам, а затем приказывает людям поклоняться идолу первого зверя (см. комм. к Мф 24:15-18), что является прямым нарушением второй заповеди (Исх 2:4-6). Если Писание руководит нашей верой и нашими поступками, это убережет нас от обмана ложных знамений, какими бы убедительными они ни казались. Любое учение, противоречащее Божьему слову, ложно.

13:16-18
Эта печать, которую иногда называют "знаком зверя", противопоставляется печати, которую Бог налагает на своих последователей (7:2,3). Также, как Бог запечатлевает своих, чтобы спасти их, так и сатанинский зверь отмечает своих, чтобы сохранить их от гонений, развязанных сатаной против Божьих последователей. Не так важно знать, что именно имеется в виду под этой печатью: гораздо важнее понимать ее цель. Те, кто принимают ее, изъявляют свою предан- | ность сатане, готовность подчиняться его системе, а ' также открыто объявляют о своем бунте против Бога. Отказаться от печати - значит полностью довериться Богу, предпочтя гонения измене.

13:18
Значение этого числа вызывало множество споров. Чаще всего три шестерки пытались связать с именем того или иного человека или с нечестивой троицей-драконом, зверем и лжепророком (16:13). Если число семь и три семерки означают в Библии совершенство, то число 666 символизирует полное отсутствие совершенства. Первые читатели книги, вероятно, относили это число к императору Нерону, который воплощал для них все зло Римской империи: сумма числовых значений греческих букв в имени Нерона равняется 666. Но каково бы ни было значение этого числа, оно указывает на мировую власть и абсолютное зло нечестивой троицы, стремящейся разрушить работу Бога и победить Его самого.


вверх   

Толкование Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис), Библия, Новый Завет