Толкование Послания к Филимону



1  

Подан сигнал, и огромный тяжелый шар ударяет в стену. Камни брызгами летят в разные стороны. Шар раскачивается с могучей силой, удар следует за ударом, и вскоре от стены остается груда обломков. Преграда устранена, можно начинать строительство.

В жизни существует множество преград и барьеров, которые разобщают, разъединяют и разделяют людей. Они построены не из дерева и камня, а из предрассудков и обычаев, отделяющих людей друг от друга и от Бога. Но Христос сокрушил эти стены, смел нагромождения греха и барьеры, мешающие нам приближаться к Богу и друг к другу (см. Еф 2:14-16).

В римской, греческой и еврейской культурах люди принадлежали к различным социальным классам, которые определяли их жизнь: рабы и свободные, богатые и бедные, мужчины и женщины, иудеи и язычники, эллины и варвары, религиозные и не знающие Бога. Во Христе эти разделявшие людей барьеры рухнули, и Павел мог с уверенностью сказать: "В этой природе уже не существует ни грека, ни иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, ни язычника, ни скифа, ни раба, ни свободного, но все и во всем Христос" (Кол 3:11).

Эта преображающая жизнь истина послужила причиной, по которой было написано Письмо Филимону. Оно является личным ходатайством Павла за раба. Онисим принадлежал другу Павла Филимону - вероятно, члену колосской церкви. Но Онисим бежал от него, и возможно, даже украл что-нибудь. В Риме он встретил Павла и, откликнувшись на Радостную весть, обратился к Христу (1:10). Поэтому Павел пишет Филимону письмо и словно заново знакомит его с Онисимом: он отправляет его назад уже не только как раба, но и как брата во Христе (1:11,12;15,16). Он мягко просит Филимона принять своего слугу обратно (1:10;13-16;20). Различные барьеры, как прежние, так и новые, воздвигнутые проступком Онисима, не должны больше разделять их: они стали едины во Христе.

Это короткое письмо является памятником милосердия и такта, служит убедительной демонстрацией силы Христа и подлинного христианского братства в действии. Какие барьеры препятствуют единству в вашей семье, в кругу ваших знакомых, в вашей церкви? Какие предрассудки мешают вам сближаться с людьми: раса, национальность, общественное положение, материальное положение, уровень образования, личные черты? Как Филимона, Бог призывает вас к единству: преодолейте эти преграды и обнимите своих братьев и сестер во Христе.

1:1
Павел написал это письмо около 60 г., находясь под домашним арестом в Риме (Деян 28:30,31). Онисим был домашним рабом, принадлежавшим Филимону, богатому члену колосской церкви. Убежав от хозяина, Онисим направился в Рим, где встретил Павла, который, очевидно, привел его кХристу (1:10). Павел убедил Онисима, что бегство не решит его проблем, и уговорил вернуться к хозяину, а затем написал письмо Филимону с просьбой примириться со своим беглым рабом, который теперь стал его братом-христианином.

1:1,2
О Павле см. посвященный ему очерк в Деян 9. Тимофей упоминается во 2 Кор, 1 и 2 Фее, Флп, Кол и Фил (последние три принадлежат к так называемым "тюремным посланиям", как и Еф). Он был одним из верных товарищей Павла; ему адресованы 1 и 2 письма Павла Тимофею.

1:1,2
Филимон был греческим землевладельцем и жил в Колоссах. Он обратился в христианство благодаря служению Павла. В его доме собиралась колосская церковь. Онисим был одним из его рабов.

1:1,2
Архип мог быть сыном Филимона либо старшим колосской церкви. Павел включает его в число адресатов письма, возможно, для того, чтобы Архип помог ему убедить Филимона.

1:1,2
Раннехристианские общины часто собирались в частных домах. Ввиду преследований и недостатка средств, специальных церковных зданий в то время не строили.

1:7
Размышления о доброте и любви Филимона утешают Павла. Филимон открыл для церкви свой дом и свое сердце. Мы должны поступать так же, открывая свои двери и душу для христианского общения.

1:8,9
Будучи старшим и апостолом, Павел имел власть приказать Филимону. Но он предпочел просить его, основываясь не на своем авторитете, а на христианской вере Филимона. Павел хотел искреннего, а не вынужденного согласия. Когда вы уверены в своей правоте и имеете власть настаивать, к чему вы скорее взываете: к своему авторитету или к доброй воле другого человека? Павел дает хороший пример того, как вести себя в спорной ситуации с друзьями.

1:10
Хозяин имел законное право убить бежавшего раба. Онисим боялся за свою жизнь. Поэтому Павел пишет Филимону, чтобы помочь ему установить новые отношения с Онисимом. Они были теперь братьями по вере.

1:10 и далее
Павел просит Филимона простить беглого раба, который стал христианином, и принять его, как брата. Мы должны прощать других, потому что мы сами были прощены (Мф 6:5-15; Еф 4:31,32). Истинное прощение означает, что мы готовы относиться к человеку так, как хотели бы, чтобы люди относились к нам. Бывает ли, что вы прощаете кого-либо на словах, но в душе все еще храните обиду?

1; 13-16
Какие изменения внесло обращение Онисима в христианство в его взаимоотношения с Филимоном? Он стал теперь не только его рабом, но и братом. Оба они присоединились к Божьей семье, равные во Христе. Членство в Божьей семье превосходит любые различия. Относитесь ли вы к некоторым христианам высокомерно? Помните, что они ваши братья и сестры и что вы равны перед Христом (Гал 3:28). Ваше отношение к членам Христовой семьи отражает вашу христианскую любовь.

1:15,16
Рабство было широко распространено по всей Римской империи. В эти ранние годы Церкви христиане не обладали политической властью, чтобы уничтожить систему рабовладения. Павел не борется с системой рабства, а исполняет свою задачу, которая ведет к изменению отношений между людьми. Евангелие может менять общество, преображая людей, составляющих его (1 Кор 7:20-24; Еф 6:5-9; Кол 3:22-4:1).

1:17-19
Павел искренне любил Онисима. Он проявил это тем, что обещал заплатить его долги. Участие, проявленное Павлом к новообращенному, несомненно поддержало Онисима и укрепило его веру. Знакомы ли вы с верующими, которые нуждаются в такой же жертвенной любви? Будьте чутки, когда вам предоставляется возможность проявить участие к другим.

1:19
Павел напоминает Филимону, что именно он привел его к Христу. Будучи духовным отцом Фипимона, он надеется, что тот из благодарности к нему примет и простит Онисима.

1:22
Вскоре после написания этого письма Павел был освобожден из тюрьмы, однако в Библии не говорится, посетил ли он Колоссы.

1:23
Эпафрас был хорошо знаком колоссянам, так как именно он основал их церковь (Кол 1:7). Благодаря его усилиям верующие хранили единство, несмотря на рост преследований и проблемы сложным учением. Искренние молитвы за колосских христиан показывают его глубокую любовь к ним (Кол 4:12,13). Возможно, он был в тюрьме вместе с Павлом за проповедь Евангелия.

1:24
Марк, Аристарх, Димас и Лука упомянуты также в Кол 4:10,14. Марк некоторое время сопровождал Павла и Варнаву в первом миссионерском путешествии (Деян 12:25 и далее); он стал также автором Евангелия Марка. Лука был спутником Павла в третьем миссионерском путешествии и написал Евангелие Луки и книгу Деяний. Димас был с Павлом некоторое время, но затем оставил его (2 Тим 4:9,10).

1:25
Павел призывает Филимона помириться со своим рабом, приняв его, как брата и члена Божьей семьи. Примирение означает восстановление отношений. Христос примирил нас с Богом и с людьми. Нас разделяет множество барьеров: расовых, национальных, социальных, половых, личных - но Христос разрушил все эти преграды. Он изменил отношения Онисима и Филимона, сделав их братьями. Только во Христе наши самые безнадежные отношения могут быть удивительным образом преображены.


вверх   

Толкование Послания к Филимону, Библия, Новый Завет