Толкование 1 Послания к Тимофею



  1  2  3   4   5   6  

2:1-6
Хотя Бог всемогущ и всеведущ, Он предоставил нам возможность помогать Ему изменять мир, в том числе молитвами. Из-за нашей человеческой ограниченности для нас остается тайной, как это происходит, однако это факт. Павел призывает нас молиться друг задруга и за нашу страну. Искренние молитвы приводят к действенным результатам (Иак 5:16).

2:2
То, что Павел говорит молиться за власти, особенно примечательно, если учесть, что в то время императором был Нерон (54-68 гг. н.э.), прославившийся своей жестокостью. Когда ему потребовалось возложить на кого-нибудь ответственность за грандиозный пожар, уничтоживший большую часть Рима в 64 г., и отвести волну народного негодования от себя самого, он обвинил в поджоге римских христиан. По всей империи вспыхнули гонения. Христиане не только были лишены некоторых гражданских прав, но многие из них были публично зарублены, сожжены или скормлены диким животным. По отношению к христианам широко распространилось общественное отчуждение. Когда Павел писал это письмо, опасность гонений становилась все более серьезной.

2:4
И Петр, и Павел говорили, что Бог желает спасения всех людей (2 Петр 3:9). Эти стихи показывают всемирный охват Евангелия; оно не ограничено одной расой, полом или национальной культурой. Бог любит весь мир и послал своего Сына спасти его. Каждый человек, отвергающий Бога, причиняет Ему боль.

2:2-6
Все люди отделены от Бога грехом, и только одна личность во вселенной может примирить нас - Иисус Христос, Бог и человек одновременно. Жертва Иисуса принесла новую жизнь всему человечеству. Позволили ли вы Ему примирить вас с Богом?

2:8
Когда мы чувствуем гнев или обиду, нам трудно молиться. Вот почему Иисус говорил, что лучше прежде примириться с другими (Мф 5:23,24). Наша задача - поддерживать правильные взаимоотношения с Богом и людьми.

2:9-15
Для того, чтобы правильно понять эти стихи, нужно знать ситуацию, в которой трудились Павел и Тимофей. В иудейской культуре женщинам не позволялось учиться. Словами о том, что женщины могут "тихо" учиться, Павел открывал для них новые возможности. Он не хотел, чтобы эфесские женщины учили сами, потому что у них не было для этого достаточных знаний и опыта. К тому же, в этой церкви особой проблемой были ложные учения. Очевидно, женщины были особенно восприимчивы к ним (2 Тим 3:1-9), так как им не хватало знания Библии для того, чтобы различать ложь. Помимо этого, очевидно, некоторые христианки злоупотребляли новообретенной свободой и вели себя нескромно. Павел имеет в виду, чтобы Тимофей не доверял руководства в церкви никому, кто еще недостаточно созрел в вере (см. 5:22) - в данном случае, женщинам. Этот принцип применим и сегодня (см. комм. к 3:6).

2:9,10
Если женщина хочет выглядеть привлекательной, это нисколько не противоречит Писанию; даже святой город описан в нем, как "невеста, украшенная для своего жениха" (Откр 21:2). Однако истинная красота исходит из души человека. Мягкий, скромный, нежный характер придает лицу свет, которого невозможно добиться при помощи косметики и украшений.

2:12
Некоторые понимают этот стих так, что женщинам вообще нельзя учить на церковных собраниях. Однако другие комментаторы считают, что исходя из формы глагола, которую употребил Павел, этот запрет относится к данному конкретному случаю. Павел не считал, что женщины не могут учить мужчин. Его сотрудница Прискилла, о которой он отзывается с большой похвалой, учила талантливого проповедника Аполлоса (Деян 18:24-26). Кроме того, Павел часто упоминает других женщин, которые занимали ответственное положение в церкви. Фива была диакониссой (Рим 16:1), Мария, Трифена и Трифоса усердно трудились для Господа (Рим 16:6,12), равно как Эводия и Синтихия (Флп 4:2). Так что в этом стихе Павел, скорее всего, запрещает учить эфесским женщинам по конкретным причинам. Что касается мнения, будто женщины должны соблюдать безмолвие в церковных собраниях, то эти слова можно перевести как "соблюдать тишину", то есть они означают, что женщины должны вести себя спокойно и скромно. Значение "полное молчание" обычно передается другим греческим словом. Кроме того, для самого Павла было естественно, что женщины публично молятся и пророчествуют (1 Кор 11:5). Очевидно, эфесские христианки злоупотребляли своей новообретенной свободой, не имея ни опыта, ни необходимого образования, ни знаний, чтобы учить.

2:13,14
В предыдущих письмах Павел затрагивал тему супружеских взаимоотношений (Еф 5:21-33; Кол 3:18,19). Здесь он говорит о роли мужчины и женщины в церкви. Некоторые комментаторы рассматривают эти слова об Адаме и Еве как иллюстрацию того, что происходило в эфесской церкви. Как Ева была обманута в Эдемском саду, так и эфесские христианки были обмануты лжеучителями. И так же, как Адам был сотворен первым, так мужчины должны были играть ведущую роль в эфесской церкви, поскольку у них было больше опыта. Согласно такому мнению, учение Павла на эту тему не универсально, а применимо к тем церквам, где существуют подобные проблемы.

2:14
Павел не оправдывает грехопадения Адама из-за его пассивной роли (Быт3:6,7,17-19). Напротив, в Письме римлянам он возлагает на Адама вину за греховность человеческой природы (Рим 5:12-21).

2:15
Буквальный перевод этого стиха: "Но женщины будут спасены через деторождение". Существует несколько истолкований этих слов: (1) Мужчина согрешил и был приговорен к тяжелому труду. Женщина согрешила и была приговорена к мукам деторождения. Однако и женщина, и мужчина будут спасены через веру во Христа и послушание Ему. (2) Одна из важнейших задач женщины - забота о семье. Исполняя роль, доверенную ей Богом, женщина демонстрирует преданность Ему. (3) Упомянутое здесь деторождение может относиться к рождению Христа. И женщины, и мужчины спасены благодаря самому важному рождению - рождению Спасителя. (4) Испытания при рождении детей могут научить женщину вере, любви, покорности и служению.


вверх   

Толкование 1 Послания к Тимофею, Библия, Новый Завет