Толкование Евангелия от Марка



1   2   3   4   5   6   7   8  9  10   11   12   13   14   15   16  

9:1
Что имел в виду Иисус? Существует несколько предположений. Он мог предсказывать свое преображение, воскресение или вознесение, сошествие Святого Духа или свое Второе пришествие. Вероятнее всего, здесь речь идет о преображении, потому что рассказ о нем следует непосредственно за этими словами. В чуде преображения (9:2-8) Петр, Иаков и Иоанн увидели истинную сущность и власть Иисуса как Божьего Сына (2 Петр 1:16).

9:2
Мы не знаем, почему это особое откровение получили именно Петр, Иаков и Иоанн. Возможно, они были более других готовы понять и принять великую истину об Иисусе, открывшуюся им в преображении. Эти три ученика были наиболее близки Иисусу: они в числе первых услышали Его призыв (1:16,19); их имена стоят во главе списка учеников, приведенного в Евангелии (3:16); они присутствовали при некоторых чудесах, наблюдать которые не было позволено другим (Лк 8:51).

9:2 Иисус взял учеников либо на гору Ермон, либо на гору Фавор. Горы часто избирались местами Божьих откровений. И Моисею (Исх24:12,18), и Илии (3 Цар 19:8,18) Бог являлся на горах.

9:3 и далее
В преображении открылась истинная сущность Христа как Бога Сына. Божий голос объявил Иисуса долгожданным Мессией, обладающим полнотой божественной власти. Моисей представлял здесь закон, а Илия - пророков. В их присутствии Иисус предстает как исполнения ветхозаветного закона и пророческих обетовании. Иисус не был воплощением Илии или Моисея. Не был Он и одним из пророков. Как единородный Божий Сын, Он бесконечно превосходит всех Божьих служителей своим авторитетом и могуществом. Множество голосов внушают нам, как нужно жить и познавать Бога. Некоторые из этих советов полезны, некоторые нет. Мы должны в первую очередь прислушиваться к самому Иисусу и только затем оценивать все другие авторитеты в свете Его откровения.

9:9,10
Иисус предупредил Петра, Иакова и Иоанна не рассказывать о том, что они видели, потому что они не могли до конца понять это до тех пор, пока Иисус не воскрес из мертвых. Только позднее ученики смогли осознать, что пройдя через смерть, Он должен был воскреснуть, показав свою власть над смертью и свое право быть Царем всего творения. Ученики не могли быть свидетелями Божьей истины, не усвоив ее полностью. Ученики были смущены словами Иисуса о Его смерти и воскресении, потому что не могли заглянуть в будущее. Но мы располагаем открытым Божьим словом, Библией, которая объясняет нам значение совершенного Иисусом. Поэтому у нас не может быть извинения за неверие.

9:11-13
Иисус имел в виду Иоанна Крестителя (Мф 17:11-13).

9:12,13
Ученикам было трудно принять мысль о страдающем Мессии. Иудеи полагали, что Мессия будет великим царем наподобие Давида, который одержит победу надо всеми врагами Израиля. Их представления были ограничены современностью и их собственным жизненным опытом. Они не могли постигнуть, что ценности вечного Божьего Царства отличаются от ценностей этого мира. Они хотели избавиться от своих насущных проблем, однако освобождение от греха значительно важнее, чем освобождение от физического страдания или угнетения. Наше отношение к Иисусу не должно зависеть только от того, что Он может сделать для нас здесь и сейчас.

9:18
Почему ученики не смогли изгнать нечистого духа? В Мк 6:13 говорится, что они изгоняли демонов, когда обходили галилейские деревни. Возможно, им была дана власть лишь на некоторое время; а может быть, у них иссякла вера. Марк рассказывает эту историю, чтобы показать, что борьба с сатаной – трудный и продолжительный подвиг. Победа над грехом и искушением дается через веру в Иисуса, а не через наши собственные усилия.

9:23
Эти слова не означают, что мы можем автоматически получить все, что хотим, лишь благодаря своим убеждениям. Это скорее утверждение, что Бог силен сокрушить все препятствия, мешающие осуществлению Его замысла. Мы не можем получить все, о чем молимся, но веруя, мы получим все, что нам действительно необходимо.

9:24
Веру нельзя принять, как лекарство. Вера -это внутреннее чувство убежденности и доверия (Евр 11:1,6). Но даже сама способность к вере является Божьим даром (Еф 2:8,9). Как бы много ни было у нас веры, мы никогда не должны успокаиваться. Веру нельзя хранить, словно деньги в банке. Возрастание в вере - непрерывный процесс постоянного обновления нашего доверия к Иисусу.

9:29
Иисус предупреждал учеников, что им придется столкнуться с трудностями, справиться с которыми можно лишь с помощью молитвы. Молитва -это ключ, который открывает нашу жизнь навстречу вере. Для того, чтобы молитва была действенной, требуется как полное упование на Бога, так и способность просить. Когда мы смиренно просим Бога наполнить нас верой и силой, это показывает, что мы полагаемся на Него. Молитва незаменима, особенно в тех обстоятельствах, которые кажутся нам непреодолимыми.

9:30,31
Иногда Иисус ограничивал свое общественное служение, чтобы уделить время ученикам. Он знал, как важно подготовить их, чтобы они могли продолжать Его дело после Его возвращения на небеса. Мы не можем достигнуть глубокого духовного развития мгновенно, независимо от жизненного опыта или качества преподавания. Если ученики нуждались в том, чтобы периодически откладывать работу и учиться у Господа, то и мы должны, чередуя работу с учебой, возрастать в вере.

9:30,31
Покинув Кесарию Филиппову, Иисус начал свое последнее путешествие через Галилею.

9:32
Почему ученики боялись спросить Иисуса о Его смерти? Возможно, потому, что Иисус упрекнул Петра за его излишнее беспокойство (8:32,33). Им казалось, что мысли о предстоящей смерти мешают Иисусу. На самом же деле именно ученики были чрезмерно поглощены ошибочными размышлениями о царстве, которое, как они надеялись, принесет на землю Иисус, и о своем положении в нем. Они беспокоились, что будете ними, если Иисус умрет, и потому предпочитали не говорить о Его предсказаниях.

9:34
Иисус уличил учеников в тщеславии, и потому им было стыдно ответить на Его вопрос. Всегда бывает стыдно сравнивать наши побуждения с побуждениями Христа. В усердии и честолюбии нет ничего плохого, но гордость может привести нас к тому, что престиж станет для нас важнее, чем служение. Подобные побуждения действуют разрушительно. Наше честолюбие должно служить славе Божьего Царства, а не нашей собственной карьере.

9:36-42
Наша забота о других служит мерой нашего величия в Царстве. В глазах Иисуса тот, кто принимает ребенка, принимает Его самого; тот, кто подает жаждущему чашку холодной воды, совершает дар Богу. И напротив, вред или даже отказ в помощи другим есть грех. Случается, что эгоцентричные люди представляются миру великими, но подлинное, непреходящее величие принадлежит только верным Божьим слугам. Что служит для вас мерой величия - личные достижения или бескорыстное служение Господу?

9:36,37
Иисус учил радушно принимать детей. Важно не только хорошо относиться к детям, но и говорить им об Иисусе. Воскресные школы никогда не должны считаться менее важными, чем библейские курсы для взрослых.

9:38
Ревность учеников к человеку, исцелявшему во имя Иисуса, была вызвана тем, что они больше заботились о собственном авторитете, чем о благе людей. Мы подобны им, если отказываемся принимать участие в достойных делах потому, что (1) в них не участвует наша церковь; (2) к ним привлечены не те люди, с которыми нам хотелось бы сотрудничать; (3) это делается не так, как привыкли мы; (4) наши усилия не получат достаточного признания. Изучение богословия важно, но оно не оправдывает нас, если мы отказываем в помощи нуждающимся.

9:40
Иисус не говорит, что равнодушие к Нему так же хорошо, как и преданность. Он учит, что за Ним следует много разных людей, и всем им следует терпимо относиться друг к другу. Единоверцы должны уметь сотрудничать друг с другом. Для того, чтобы следовать за Иисусом, люди не обязательно должны быть похожи на нас самих.

9:42
Это предупреждение о том, чтобы не повредить чьей-либо вере, относится как к нашей учительской деятельности, так и к тому, какой пример мы подаем окружающим в нашем следовании за Христом. Наши мысли и дела должны быть движимы любовью (1 Кор 13), мы должны быть осторожны в суждениях о других (Мф 7:1,5; Рим 14:1-15:4). Однако мы обязаны противостоять вопиющему греху внутри церкви (1 Кор 5:12,13).

9:43 и далее
Желая подчеркнуть, как важно отказаться от греха, Иисус использовал резкие выражения. От Его верных последователей требуется строгий самоконтроль. Порвать с какой-либо связью, работой или привычкой, противоречащей Божьей воле, бывает так же мучительно, как отрубить себе руку. Но наша цель достойна любой жертвы, и ради Христа можно решиться на любую утрату. Ничто не должно быть помехой вере. Нам следует безжалостно вырвать грех из своей жизни, чтобы он не связал нас навсегда. Делая свой выбор, помните о вечности.

9:48
Этими странными словами Иисус описывает вечные последствия греха. Черви и огонь символизировали для иудеев душевные и физические муки.

9:49,50
Соль служит для Иисуса символом трех качеств, которыми должен обладать Его народ: (1) Мы должны помнить о Божьей верности, подобно тому, как соль, приносимая вместе с жертвой, согласно закону Моисея, служила напоминанием о завете Бога с Его народом (Лев 2:13). (2) Как соль придает вкус пище, так и вера должна придавать новый смысл жизни христианина (см. Мф 5:13). Утрачивая желание «сдабривать» мир любовью и Божьей вестью, мы становимся бесполезны для Бога. (3) Мы должны вести нравственную жизнь, чтобы противостоять разложению общества, подобно тому, как соль предохраняет продукты от гниения.


вверх   

Толкование Евангелия от Марка, Библия, Новый Завет, Евангелие