Толкование Евангелия от Марка



1  2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  

2:3
Беда парализованного человека побудила его друзей к действию, и они принесли его к Иисусу. Когда вы узнаете о чьей-либо нужде, как вы поступаете? Многие люди имеют те или иные проблемы, которые вы можете помочь им решить, либо сами, либо с помощью других. Этими людьми двигало желание помочь. Пусть чужое страдание побуждает к делам милосердия и вас.

2:4
В библейские времена дома строили из камня. У них были плоские крыши, сделанные из глины, смешанной с соломой. На крышу можно было подняться по наружной лестнице. Таким образом друзья больного и подняли его на крышу. Затем, сделав в ней отверстие, они смогли опустить через него парализованного к Иисусу.

2:7
Все ожидали, что Иисус скажет парализованному: «Ты исцелен», - но Он сказал: «Прощаются тебе грехи». Для иудейских вождей это было богохульством, потому что прощать грехи может только Бог, и Иисус своими словами объявил себя равным Богу. Согласно иудейскому закону, этот грех карался смертью (Лев 24:15,16). Религиозные вожди правильно поняли, что Иисус объявляет себя Мессией, но их суждение о Нем самом было ошибочным. Иисус не богохульствовал, потому что говорил истину. Он доказал это, исцелив парализованного.

2:9-11
Здесь впервые у Марка Иисус называет себя Сыном Человеческим. Этим подчеркивается, что Иисус был подлинным человеком, тогда как имя «Сын Божий» (см., напр., Ин 20:3) показывает, что Он был подлинным Богом, Как Божий Сын Иисус обладает властью прощать грехи. Как человек Он знает наши самые сокровенные нужды и страдания и помогает нам.

2:14
Левий - другое имя Матфея, автора Евангелия. О Матфее см. посвященный ему очерк в Мф 9.

2:14
Капернаум был стратегически важным пунктом для римской армии, а также оживленным торговым городом. Здесь пересекались несколько крупных дорог, по которым купцы шли на юг, в Египет, и в лежавшую далеко на севере Месопотамию. Матфей был евреем, назначенным римлянами на должность местного сборщика налогов. Он собирал налоги как с горожан, так и с проходивших через город купцов. По закону сборщики могли брать в свою пользу комиссионный сбор с налогов, но большинство из них брали гораздо больше положенного и чрезвычайно обогащались. Евреи ненавидели их, потому что те служили римлянам и пользовались репутацией мошенников. Евреям была также противна мысль о том, что часть собираемых денег идет на поддержку языческих культов и храмов.

2:14,15
Левий устроил в своем доме встречу, на которую пригласил своих друзей, чтобы познакомить их с Иисусом. Сразу же после своего обращения он начал свидетельствовать об Иисусе. Некоторые полагают, что новообращенным стоит подождать определенное время, созреть духовно, получить подготовку, а потом уже начинать говорить другим об Иисусе. Но новообращенные могут, как Левий, рассказывать о своей вере сразу же, используя то знание, искусство и опыт, какими уже обладают.

2:16,17
Люди, с которыми Иисус был за одним столом, считались подонками общества. Но Иисус общался с грешниками, потому что любил их и знал, что им необходимо услышать Его. Он не жалел времени ни на какого человека: бедного, богатого, дурного, хорошего, - который хотел познакомиться с Его учением. Мы тоже должны становиться друзьями тех, кому необходимо услышать о Христе, даже если их общество не кажется нам привлекательным. Есть ли люди, которых вы избегаете из-за их дурной репутации? Может быть, именно им больше всех нужно услышать о том, что Христос любит их.

2:18 и далее
У Иоанна было две цели: привести людей к покаянию и приготовить их к приходу Христа. Это было время трезвого размышления, потому оно включало в себя пост - знак смирения и раскаяния в грехе. Пост ограничивает наше тело в пище, а покаяние очищает душу от греха. Ученики Иисуса не нуждались в посте, потому что Он был с ними. Иисус не осуждает пост. Он сам постился сорок дней (Мф 4:2). Фарисеи же постились лишь для того, чтобы показать свою праведность. Иисус объяснял, что если человек постится для того, чтобы произвести впечатление, его пост теряет смысл.

2:19
Иисус сравнивает себя с женихом, потому что в Ветхом Завете невестой часто называется Израиль, а женихом - любящий Бог (Иер2:2; Иез 16:8-14; Мф 2:1-14).

2:21,22
Бурдюк - это емкость для хранения жидкостей. Он делался из козлиной или овечьей шкуры, сшитой по краям. Молодое вино, которое при созревании увеличивается в объеме, растягивает бурдюк. Поэтому молодое вино нельзя наливать в старый бурдюк, иначе загрубевшая шкура лопнет. Сердца фарисеев были такими же очерствевшими, как старые бурдюки. Они не могли принять учение Иисуса, которое не вмещается в человеческие идеи и правила. Ваше сердце тоже может стать жестким и неспособным принять новую веру, предлагаемую Иисусом. Пусть же сердца будут открыты и восприимчивы для преображающих жизнь истин Его откровения!

2:23
Иисус и Его ученики не совершали кражи, срывая колосья в поле. Лев 19:9 и Втор 23:25 свидетельствуют, что еврейские крестьяне специально оставляли углы и края своих полей, чтобы путники и бедняки могли утолить голод.

2:24
Божий закон гласит, что нельзя убирать урожай в субботу (Исх 34:21). Этот закон заставлял земледельцев помнить об установленном Богом дне покоя, а также защищал работников от непосильных перегрузок. Фарисеи истолковали то, что Иисус и ученики срывали колосья и растирали их в ладонях, как жатву и на этом основании обвинили их в нарушении закона. Конечно, Иисус и ученики вовсе не занимались уборкой хлебов, они лишь хотели утолить голод. Фарисеи же настолько сосредоточились на формальной заповеди, что утратили ее подлинный смысл.

2:24
Религиозные вожди столь усердно следили за соблюдением установленных ими самими правил, что потеряли способность отличать добро от зла. Иисус имеет в виду, что суббота - это день, когда надлежит делать добро (Мк 3:4). Бог установил, что седьмой день недели должен быть днем покоя и поклонения Ему, но Он не имел в виду, что это должно удерживать нас от помощи ближним. Не допускайте, чтобы ваша «суббота» становилась временем потакания эгоистическим желаниям.

2:27,28
Иисус на примере царя Давида показал, как нелепы были обвинения фарисеев. Бог создал субботу для нашей пользы, а не для своей собственной. Не Богу нужно, чтобы мы проводили субботу в покое. Отдыхая и сосредоточивая мысли на Боге, мы восстанавливаем физические и духовные силы. Для фарисеев же субботние правила стали важнее причины, ради которой суббота была установлена. И Давид, и Иисус понимали, что истинная цель Божьего закона о субботе заключается в том, чтобы пробудить любовь к Богу и к ближним. Не становитесь рабом закона, не поняв вначале причины, ради которой он был установлен.


вверх   

Толкование Евангелия от Марка, Библия, Новый Завет, Евангелие