Толкование Евангелия от Марка



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  15  16  

15:1
Почему иудеи отправили Иисуса к Пилату, римскому наместнику? Римляне лишили евреев права выносить смертный приговор. Поэтому для того, чтобы Иисус был осужден на смертную казнь, приговор Ему должен был вынести римский чиновник. Кроме того, религиозные вожди хотели, чтобы Иисус умер именно на кресте: этот вид казни, по их представлению, навлекал на осужденного Божье проклятие (Втор 21:23). Они надеялись убедить народ в том, что Бог проклял, а не благословил Иисуса.

15:3,4
Чтобы передать Иисуса на суд Пилата, иудеи должны были сфабриковать против Него новые обвинения. Римский правитель наверняка отказался бы рассматривать дело о богохульстве, поэтому Иисуса обвинили в трех других преступлениях: (1) подстрекательстве народа к неуплате римских налогов; (2) претензиях на израильский престол; (3) призыве к бунтам по всей стране. Неповиновение римским законам, государственная измена и терроризм - такие обвинения должны были привлечь особое внимание Пилата.

15:5
Почему Иисус не отвечал на вопросы Пилата? Бесполезно было отвечать на заведомую ложь. Для Иисуса уже пришло время отдать жизнь для спасения мира. Он явил совершенный пример спокойствия и уверенности в себе. Ничто не могло воспрепятствовать Ему завершить ту работу, для исполнения которой Он и пришел на землю.

15:7
Варавва был арестован за участие в мятеже против Рима и, несмотря на совершенное им убийство, в глазах евреев был героем. Евреи ненавидели власть язычников-римлян и стремились к независимости. Им было нестерпимо обидно платить налоги на поддержание ненавистной империи и ее богов. Большинство завоевателей платили евреям столь же неприкрытой ненавистью. В этот период созрели все предпосылки для восстания.

15:8
Собравшаяся толпа состояла, по-видимому, из иудеев, которые с уважением относились к своим религиозным лидерам. Но где же были ученики и те, кто всего несколько дней назад кричали: «Осанна!» (11:9)? Те, кто относился к Иисусу с симпатией, боялись религиозных вождей и потому не выступали публично. Возможно также, что многие из тех, кто прославлял Иисуса в время Его торжественного входа в Иерусалим, разочаровались в Нем, увидев, что Он не собирается становиться царем-освободителем.

15:10
Евреи ненавидели Пилата, но пришли к нему, чтобы добиться осуждения Иисуса на распятие. Пилат, безусловно, мог догадываться, что они сговорились. Иначе зачем люди, ненавидевшие Римскую империю, пришли к нему просить смерти для одного из своих собратьев-евреев?

15:13
Распятие на кресте было одним из видов казни, применяемых римлянами к мятежникам. К нему приговаривали только рабов или тех людей, которые не были римскими гражданами. По представлениям иудеев, на кресте Иисус должен был умереть смертью бунтовщика и раба, а не смертью царя. Вот чего добивались религиозные вожди, разжигая ярость толпы. Кроме того, распятие перекладывало ответственность за смерть Иисуса на римлян, и народ не мог бы винить в ней собственных вождей.

15:15
Иудея - область, которой управлял Пилат, - была не более чем небольшой сторожевой заставой Римской империи. Поскольку она находилась далеко от Рима, в распоряжении Пилата было мало войска. Его главной задачей было поддерживать спокойствие. Исторические источники сообщают, что Пилату уже было известно о других происходивших здесь беспорядках. Хотя он не нашел за Иисусом никакой вины и не видел причин приговаривать Его к смерти, он заколебался, когда ему пригрозили доносом императору (Ин 19:12). В сочетании с возможным бунтом это могло ему стоить потери должности и всяких надежд на продвижение по службе.

15:15
Хотя согласно римским законам за Иисусом не было никакой вины, Пилат, попав под давление, сдался. Он отступился от того, что сам считал справедливым, и принял решение, которое, как он надеялся, удовлетворит всех и будет безопасным для него самого. Когда мы отказываемся отданной нам Богом способности различать добро и зло и принимаем решения, желая угодить кому-либо, мы идем на сделку с совестью и совершаем беззаконие. Бог обещает прославить тех, кто поступает по правде, а не тех, кто всем угождает.

15:15
Кто был непосредственным виновником смерти Иисуса? По существу, вина лежала на каждом. Ученики оставили Его из страха. Петр даже отрекся от Него. Еще недавно следовавшие за Иисусом толпы в решительный момент ничего не предприняли в Его защиту. Пилат старался снять с себя ответственность. Религиозные вожди активно добивались смерти Иисуса. Римские солдаты мучили Его. Не стоит гадать, как повел бы себя каждый из нас, окажись он в той толпе. Но сегодня, зная всю истину о Нем и все же продолжая грешить, мы снова распинаем Его.

15:21
Еврейские общины существовали во многих областях за пределами Иудеи; Симон прибыл в Иерусалим на праздник Пасхи из Киринеи, области в Северной Африке. Его сыновья, Александр и Руф, упомянуты здесь, по-видимому, из-за того, что они были хорошо известны в ранней Церкви (Рим 16:13).

15:24
Солдаты бросили жребий, чтобы решить, кому из них достанется одежда Иисуса. Римские воины имели право забирать себе одежду тех, кого они казнили. Это событие пророчески предсказано в Пс 21:19.

15:25
Распятие на кресте было страшным и позорным видом казни. Осужденного заставляли нести свой крест к месту казни по длинной дороге, в знак предостережения всему народу. Применялись кресты нескольких форм, и существовало несколько способов распятия. Иногда приговоренных привязывали веревками; других, как Иисуса, прибивали к кресту гвоздями. В любом случае, смерть наступала от удушья: по мере того, как человек терял силы, ему было все труднее приподниматься, чтобы дышать.

15:26
Чтобы предостеречь народ, на крест часто помещали табличку с указанием вины распятого. Поскольку за Иисусом так и не нашли никакой вины, Его преступление состояло в том, что Он «Иудейский Царь».

15:31
Иисус мог спасти себя, но Он претерпел страдания из любви к нам. Он мог бы избежать боли и унижения; Он мог поразить тех, кто издевался над Ним. Но Он вынес все муки, потому что любил даже своих врагов. Мы тоже принимаем участие в драме, происходившей в тот день, потому что Он был распят и за наши грехи. У нас остается единственный ответ - исповедать свой грех, глубоко осознав, что Иисус расплатился за него, освободив нас от уплаты. Не оскорбляйте Бога безразличием к величайшему подвигу любви, когда-либо совершенному в истории.

15:32
Когда Иаков и Иоанн просили Иисуса предоставить им почетные места рядом с Ним в Его Царстве, Он ответил, что они не знают, о чем просят (10:35-39). Теперь, когда Иисус был готов, приняв смерть, установить свое Царство, места на Голгофе справа и слева от Него были отданы умирающим преступникам. Это служит доказательством того, что Иисус умер за всех. Поэтому Он объяснял своим честолюбивым ученикам, что тот, кто хочет быть близко к Нему, должен быть готов страдать и умереть, как страдал и умер Он сам. Путь в Царство - это крестный путь. Если вы жаждете прославиться в нем, вы должны быть готовы соединиться с распятым Христом.

15:32
В Евангелии Луки говорится, что один из разбойников перед смертью покаялся, и Иисус обещал ему, что он будет с Ним в раю (Лк 23:39-43).

15:34
Этим возгласом Иисус в страшных муках повторил строку Пс 21. Этот псалом представляет собой пророчество о страданиях Мессии, принимающего смерть за грех мира. Иисус знал, что когда Он возьмет на себя грехи мира, это на время отделит Его от Бога. Этого Он и страшился больше всего, когда молился в Гефсимании. Физические страдания были ужасны, но ощущение богооставленности приносило Ему самую нестерпимую боль.

15:37
Последнее, что произнес Иисус, было: «Совершилось!», после чего Он уронил голову на грудь и умер (Ин 19:30).

15:38
Тяжелая завеса висела в храме перед комнатой, которая называлась Святое Святых. Это было место, которое Бог избрал для своего присутствия. Символически эта завеса отделяла Бога от грешного человечества. В эту комнату лишь один раз в году, в день Искупления, мог войти первосвященник, совершавший жертвоприношение за грехи всего народа. Когда Иисус умер, завеса разорвалась надвое в знак того, что Его смерть открыла для нас свободный доступ к Богу. См. также Евр 9.

15:42,43
Иудейская суббота - шаббат - начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается с заходом солнца в субботу. Иисус умер в пятницу, за несколько часов до захода солнца. Совершать какую бы то ни было работу и путешествовать в шаббат запрещалось иудейским законом. Запрещено было также оставлять мертвое тело на ночь без погребения (Втор 21:23). Иосиф пришел, чтобы похоронить тело Иисуса до наступления субботы. Если бы Иисус умер позже, когда Иосиф не мог Его похоронить, тело сняли бы с креста римляне. Но тогда евреи не были бы уверены в Его смерти и стали бы оспаривать факт воскресения.

15:42,43
После смерти Иисуса Иосиф из Аримафеи получил разрешение забрать Его тело. Завернув тело в полотно, Иосиф положил его в выдолбленную в скале могилу. Несмотря на свое почетное положение члена Синедриона, Иосиф был тайным учеником Иисуса. Иосиф рисковал своей репутацией, достойно погребая своего Учителя. Людей часто отпугивает риск поплатиться своим положением даже ради того, чтобы совершить правый поступок. Если вы боитесь потерять репутацию из-за свидетельства об Иисусе, вспомните Иосифа. Сегодня его имя знает каждый христианин. А кого еще из членов Синедриона вы можете назвать?

15:44
Пилат был удивлен, что Иисус умер так быстро, и для уверенности послал солдата проверить, так ли это. Сегодня некоторые люди, пытаясь отрицать факт воскресения Иисуса, говорят, что Он не умирал. Однако Его смерть была подтверждена солдатом, Пилатом, Иосифом, религиозными лидерами и женщинами -свидетельницами погребения. Это была подлинная физическая смерть.

15:46
Могила представляла собой, вероятно, выдолбленную в скале пещеру, достаточно большую, чтобы в нее можно было войти. Иосиф обернул тело Иисуса погребальным полотном, положил его в гробницу и закрыл вход тяжелым камнем. Священники и фарисеи, наблюдавшие за похоронами, поставили у гробницы стражу и опечатали вход, чтобы быть уверенными в том, что никто не попытается выкрасть тело и объявить, что Он воскрес (Мф 27:62,66).

15:47
Женщины, присутствовавшие при погребении, могли сделать очень немногое: они не могли выступить в защиту Иисуса перед Синедрионом, не могли обратиться к Пилату, не могли противостать толпе, не могли одолеть римских солдат. Но они сделали то, что могли. Они оставались у креста, когда ученики бежали, они следовали за телом Иисуса до самой гробницы и приготовили необходимые для помазания тела душистые масла. В награду за верность им довелось стать первыми свидетелями воскресения. Бог благословил их преданность и усердие. Мы должны использовать все возможности и делать для Христа все, что можем, не сокрушаясь о том, на что мы не способны.


вверх   

Толкование Евангелия от Марка, Библия, Новый Завет, Евангелие