Толкование Евангелия от Марка



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  14  15   16  

14:1
На праздник Пасхи все мужчины-иудеи, достигшие 12-летнего возраста, должны были идти в Иерусалим. Пасха (от евр. «лесах» - проходить мимо) праздновалась в воспоминание о ночи избавления евреев из египетского рабства (Исх 12). В ту ночь Бог «прошел мимо» иудейских домов, помеченных кровью ягненка, и погубил сыновей - первенцев в домах египтян. За днем Пасхи следовал недельный Праздник пресных хлебов. Он также напоминал о быстром уходе евреев из Египта, когда у них не было времени ждать, пока поднимется тесто, поэтому хлеб был пресным. В Пасху люди собирались на особую трапезу, состоявшую из мяса ягненка, вина, горьких трав и пресного хлеба. Впоследствии Пасхой стали называть всю праздничную неделю.

14:3
Вифания расположена на восточном склоне Масличной горы. В этом городе жили друзья Иисуса - Лазарь, Мария и Марфа, которые тоже присутствовали на этом обеде. Женщиной, помазавшей ноги Иисусу, была Мария, сестра Лазаря и Марфы (Ин 12:1-3).

14:3-9
Матфей и Марк помещают это событие перед Последней вечерей, тогда как Иоанн относит его на неделю раньше - перед торжественным входом в Иерусалим. Следует помнить, что главной целью евангелистов было не создание хронологического отчета о жизни Иисуса, а изложение сущности Его учения. Матфей и Марк могли поместить это событие в данный контекст, чтобы противопоставить преданность женщины предательству Иуды, рассказ о котором идет сразу вслед за этим в обоих Евангелиях.

14:4,5
Там, где Марк говорит, что «некоторые возмутились», Иоанн особо упоминает Иуду (Ин 12:4). Негодование Иуды было вызвано не заботой о нищих, а жадностью. Поскольку он был казначеем и присваивал общие деньги (Ин 12:6), неудивительно, что он хотел бы, чтобы благовония были проданы, а вырученная сумма передана в доверенную ему кассу.

14:6
Иисус не говорит, что мы можем быть равнодушны к нищим. Он благодарит женщину за ее бескорыстное поклонение. Суть поклонения Иисусу состоит в том, чтобы относиться к Нему с величайшей любовью, уважением и преданностью и быть готовым пожертвовать для Него самым дорогим.

14:10
Почему Иуда решил предать Иисуса? Иуда, как и другие ученики, ожидал, что Иисус возглавит восстание, чтобы свергнуть власть Рима. Будучи казначеем, он предполагал (как и остальные, см. 10:35-37), что займет важный пост в новом правительстве Иисуса. Следуя за Иисусом, Иуда не мог утолить свою безумную жажду денег и высокого общественного положения, поэтому он предал Его в обмен на деньги и расположение религиозных вождей.

14:14,15
Во многих еврейских домах имелась просторная комната на верхнем этаже, куда можно было подняться как по внутренней, так и по наружной лестнице. Приготовиться к Пасхе означало накрыть на стол, купить и приготовить пасхального ягненка, пресный хлеб и другие ритуальные блюда и напитки.

14:19
Иуда, который собирался предать Иисуса, был за столом вместе с другими. Он уже решил, что предаст Его, но будучи хладнокровным лицемером, разделял со всеми трапезу. Поведение Иуды легко может возмутить и поразить нас, однако если мы исповедуем на словах верность Иисусу, но своей жизнью отвергаем Его, мы тоже предаем Его. Мы отрицаем Его истину, так как живем вопреки ей. Мы отрицаем Его любовь, не повинуясь Ему. Мы подчас отрицаем Его божественность, отвергая Его авторитет. Соответствуют ли ваши поступки вашим словам? Если нет, подумайте, что вам следует изменить, чтобы не совершить ужасную ошибку.

14:22-25
Здесь описано происхождение Евхаристии, которая совершается во время богослужения и сегодня. Иисус и Его ученики ели, пели псалмы, читали Писание и молились. Затем Иисус взял две традиционных части пасхальной трапезы: хлеб и вино - и придал им новое значение: Его тела и крови. Он использовал их, чтобы объяснить значение того, что Он должен был совершить на кресте. См. также 1 Кор 11:23-29.

14:24
Смерть Иисуса на кресте, которую Он претерпел за нас, стала печатью, скрепившей новый союз между Богом и человечеством. Прежний союз включал в себя прощение грехов через кровь жертвенных животных (Исх 24:6-8). Но подобно непорочному ягненку на жертвеннике, Иисус пришел как Агнец Божий, чтобы раз и навсегда искупить человеческий грех. Иисус был последней жертвой за грехи, и Его кровь запечатлела новый союз (называемый также заветом). Теперь мы все можем приходить к Богу через Иисуса в полной уверенности, что Он услышит нас и спасет для вечной жизни.

14:26
Ученики, вероятнее всего, пели гимн, составленный из Пс 114-117, который поется в завершение пасхальной трапезы.

14:27
Может показаться, что сатана временно взял верх в этой драме, финалом которой явилась смерть Иисуса. Но позднее мы увидим, что даже смерть Божьего Сына была частью Божьего замысла. Сатана не одержал победы - все произошло именно так, как задумал Бог.

14:27 Уже второй раз за вечер Иисус предсказывает отречение от Него учеников, чем, вероятно, и объясняется их бурная реакция (31). О первом предсказании см. Лк 22:31-34; Ин 13:36-38.

14:35,36
Пытался ли Иисус избежать своей страшной участи? Нет, Он не противился Божьей воле. Он вновь подтвердил свое желание исполнять ее. Его молитва передает волнение, охватившее Его, поскольку Он знал об уготованных Ему страданиях. Он должен был взять на себя грехи мира. Моля Небесного Отца пронести эту чашу мимо Него, Иисус говорил о богооставленности, которая должна была прийти в час распятия (Евр 5:7-9). Безгрешный Божий Сын взял на себя наши грехи и был отделен в этот момент от Бога, чтобы мы могли получить спасение.

14:36-38
Молясь, Иисус ясно осознавал, какие мучения Ему предстоит перенести, исполняя волю Отца. Но Он сказал: «Пусть будет не как Я хочу, а как Ты хочешь». Платим ли мы какую-нибудь цену за нашу преданность Богу? Не скупитесь, ведь вера - это самое дорогое, что у насесть.

14:41
В момент сильных переживаний мы более уязвимы для искушений, даже если твердо намерены исполнять Божью волю. Иисус дал нам пример того, как сопротивляться: (1) молиться (35); (2) искать поддержки друзей и близких (33, 37,40, 41); (3) сконцентрироваться на цели, которую поставил перед нами Бог (36).

14:43-45
Иуда привел солдат и слуг, посланных священниками и фарисеями, в сад, где Иисус часто бывал с учениками (Ин 18:3). Перед воинами стояла задача арестовать Иисуса и привести Его в суд.

14:47
Согласно Ин 18:10, меч обнажил Петр. Лк 22:51 свидетельствует, что Иисус немедленно исцелил слугу первосвященника.

14:50
Всего лишь несколько часов назад ученики клялись, что никогда не оставят Иисуса (31).

14:51,52
Предание гласит, что молодым человеком, с которого сорвали покрывало, мог быть сам Иоанн Марк, будущий автор Евангелия. Более об этом случае нигде не упоминается.

14:53 и далее
Этот процесс в Синедрионе разворачивался в два этапа. Ночью собралась небольшая группа (Ин 18:12-24), а днем - суд в полном составе (Лк 22:66-71). Иисуса обвиняли в религиозных преступлениях, в том числе в богохульстве - за то, что Он называл себя Божьим Сыном. Исход процесса был предрешен, потому что религиозные вожди заранее сговорились.

14:55
Израилем управлял Рим, однако евреям было предоставлено право самим решать свои религиозные и некоторые гражданские споры. Высший суд - Синедрион состоял из 71 человека. Эти религиозные вожди должны были быть справедливыми и беспристрастными. Но в суде над Иисусом они продемонстрировали вопиющую предвзятость, используя против Него даже заведомую ложь (57).

14:58
В этом показании, на котором сошлись лжесвидетели, подлинные слова Иисуса искажены. Он не говорил, что разрушит храм; - Он сказал: «Разрушьте этот храм, и Я в три дня восстановлю его» (Ин 1:19). Иисус имел в виду не храм, построенный Иродом, а свою смерть и воскресение.

14:61-64
На первое обвинение Иисус не ответил, потому что оно было откровенно путаным и лживым. Поэтому Он мудро промолчал, не пытаясь внести ясность. Однако если бы Он отказался отвечать и на второй вопрос, это бы выглядело как отречение от своей миссии. В своем ответе Иисус предсказывает полную перемену ролей. То, что Он будет сидеть по правую руку Бога, означает, что Он придет судить их, и тогда они должны будут ответить на Его вопросы (Пс 109:1; Откр 20:11-13).

14:63,64
Первосвященник и другие религиозные лидеры должны были бы первыми узнать Мессию, потому что хорошо знали Писание. Их служение заключалось в том, чтобы указывать людям путь к Богу, но они были больше озабочены сохранением своей репутации и власти. Земные награды они ценили больше, чем вечную жизнь.

14:66,67
Дом Каиафы, где судили Иисуса, был частью огромного дворца, имевшего несколько внутренних дворов. Иоанн был, очевидно, знаком с первосвященником и некоторыми из его слуг, и поэтому его пустили во внутренний двор вместе с Петром (Ин 18:15,16).

14:71
Слова Петра были настоящим отречением от Иисуса. Он поклялся: «Пусть Бог поразит меня смертью, если я лгу».

14:71
В то время, как Синедрион несправедливо осудил Иисуса, Петр и другие ученики причинили Ему дополнительную боль, бросив Его (51). Большинство из нас похожи не столько на религиозных вождей, сколько на учеников: каждый из нас в той или иной степени повинен в отречении от Иисуса как Господа. Возможно, мы не совершили каких-то определенных грехов, но тем не менее все мы грешны. Не пытайтесь оправдать себя, обличая других, чьи грехи кажутся вам тяжелее ваших собственных.


вверх   

Толкование Евангелия от Марка, Библия, Новый Завет, Евангелие