Толкование Евангелия от Марка



1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11   12   13   14   15   16  

10:2
Своим вопросом фарисеи пытались поймать Иисуса в ловушку. Если бы Он одобрил развод, это означало бы, что Он принимает процедуру развода, разработанную фарисеями. Если бы Он выступил против развода, народу бы вряд ли это понравилось. Более того, Он мог бы навлечь на себя гнев Ирода, который уже казнил Иоанна Крестителя за его мнение о супружеской неверности (6:17-28). Для фарисеев это был вопрос скорее юридический, нежели нравственный. Но Иисус использовал его, чтобы рассказать о цели брака, установленного Богом, а также разоблачить тайные побуждения фарисеев. В своих рассуждениях они исходили не из Божьего замысла, а из соображений собственного удобства, и для этого цитировали Моисея недобросовестно и в отрыве от контекста. Иисус продемонстрировал всем их поверхностные знания.

10:5-9
Бог разрешил разводиться; это была уступка человеческой греховности. Развод не одобрялся, но допускался в целях защиты оскорбленной стороны, когда ситуация становилась неразрешимой. Фарисеи использовали текст Втор 24:1 как оправдание развода. Иисус объяснил, что установление развода не было Божьим желанием, напротив, Бог задумал брак как вечный союз. Мы не должны вступать в брак с мыслью о возможности его расторжения. Имейте в виду, что вы на всю жизнь связываете себя со своим избранником. Будьте тверды в своем решении с Божьей помощью всегда оставаться вместе с тем, кого вы назвали мужем или женой.

10:6,7
Женщин часто рассматривали как собственность. На брак и на развод смотрели как на сделку, вроде купли-продажи. Иисус осудил такой подход, прояснив первоначальное Божье намерение о том, что в браке муж и жена должны составлять единое целое (Быт 2:24). Иисус принимал идеал брака, установленный Богом, и призывал своих последователей соответствовать ему.

10:13-16
Иисуса осуждали за то, что Он проводил много времени с людьми, вроде бы недостойными внимания - детьми, грешниками (Мф 9:11), сборщиками налогов (Лк 15:1,2; 19:7). Некоторые, в том числе и Его ученики, полагали, что Ему следовало бы уделять больше внимания уважаемым людям и тем, кто предан Ему, тогда Его положение в обществе было бы прочнее. Но Иисус всегда общался прежде всего с теми, кому это было необходимо.

10:14
Маленькие дети доверчивы. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок должен ощущать чью-то любовь и нежность. От детей нельзя требовать полного понимания. Они верят нам, если мы доверяем им. От нас также не требуется постигать все мировые тайны: достаточно знать, что Бог любит и прощает нас. Это не значит, что мы должны оставаться инфантильными, но нам следует доверять Богу с детской простотой.

10:17-23 и далее
Этот человек хотел быть уверен в том, что приобретет вечную жизнь, и поэтому спросил у Иисуса, что он должен делать. Он утверждал, что никогда не нарушал ни одной упомянутой Иисусом заповеди. Но Иисус обнажил истинные побуждения этого человека: Он предложил ему распродать имущество и раздать деньги бедным. Именно здесь стоял барьер, отделявший его от Божьего Царства: любовь к богатству. Любопытно, что таким образом юноша никак не мог оставаться верным первой заповеди, согласно которой ничто не должно быть для нас важнее Бога (Исх 20:3). Он не мог исполнить требование Иисуса -посвятить Богу всю свою жизнь. Он пришел к Иисусу, чтобы узнать, как ему спастись, и ушел, поняв, что сделать этого не может. Какие препятствия мешают вам посвятить Христу всю свою жизнь?

10:18
Задавая этот вопрос, Иисус хотел уточнить, понимает ли этот человек, с кем он говорит. Поскольку один лишь Бог воистину добр, юноша обратился к Иисусу, как к Богу. Это было правдой, но сам он вряд ли это понимал.

10:18
Что значат для вас деньги? Хотя Иисус предложил этому юноше продать все свое имущество, это не означает, что так должны поступить все верующие. Большинству последователей Иисуса нет нужды лишаться всего, что у них есть: они могут использовать свои средства, чтобы помогать другим. Но эта история учит нас, что ничто не должно удерживать нас от следования за Христом. Мы должны удалить все барьеры, мешающие нам полностью посвятить себя служению Ему.

10:21
Иисус проявил подлинную любовь к богатому юноше, хотя и знал, что тот не сможет следовать за Ним. Подлинная любовь может заставить давать неприятные советы, она не уклоняется от правды. Христос любит нас так сильно, что умер за нас, но Он продолжает давать нам советы, которые могут нам не понравиться. Поскольку Его любовь совершенна, Он обращается к нам с призывом полностью изменить нашу жизнь.

10:23
Иисус сказал, что богатому трудно войти в Божье Царство. Состоятельные люди без всяких усилий удовлетворяют многие свои материальные желания и поэтому становятся самонадеянными. Почувствовав внутреннюю пустоту, они покупают что-нибудь новое, чтобы заглушить боль, которая могла бы привести их к Богу. Изобилие становится для них преградой, которую они не в силах преодолеть. Человек, который владеет многим, может лишиться самого главного: вечной жизни.

10:26
Ученики сомневались, не является ли благополучие благословением от Бога, наградой за праведность? Их ошибочное представление живет и сегодня. Многие верующие располагают материальным достатком, другие живут в нужде. Богатство - это отнюдь не признак особой милости Бога.

10:29,30
Иисус сказал ученикам, что любой, кто расстанется ради Него с чем-то ценным, получит во много раз больше, хотя и не обязательно в той же форме. Однако эти награды приходят вместе с преследованиями, потому что грешный мир ненавидит Бога. Иисус особо подчеркивал это, чтобы лишить нас соблазна следовать за Ним лишь в расчете на награды.

10:31
Иисус объясняет, что в грядущем ценности этого мира подвергнутся переоценке. Тот, кто ищет высокого положения на земле, на небесах не будет значить ничего. Тот, кто здесь последний, на небесах может стать первым. Существующее искажение системы ценностей вызвано порочностью человеческого общества. Нам часто помогают почувствовать себя ценным и значительным, учение же Иисуса о служении другим кажется нам чуждым. Однако те, кто посвящает свою жизнь служению, обретут величие на небесах.

10:32
Ученики боялись того, что ожидало их в Иерусалиме, потому что Иисус только что говорил им о надвигающихся гонениях.

10:33
Смерть и воскресение Иисуса не должны были стать для Его учеников неожиданностью. Он ясно предсказал им, что именно должно с Ним случиться. Но они по существу так и не услышали того, что Он им говорил. Иисус сказал, что Он - Мессия, но они думали, что Мессия будет победоносным царем. Он говорил им о воскресении, а они недоумевали, как человек может ожить после смерти. Так как Иисус часто говорил притчами, они могли решить, что Его слова о смерти и воскресении - это еще одна притча, которую они не могут понять. Евангелия включают предсказания Иисуса о Его смерти и воскресении, чтобы показать, что это был продуманный Божий замысел.

10:35
В Евангелии Марка сказано, что Иоанн и Иаков обратились к Иисусу с просьбой, а у Матфея говорится, что о том же просила их мать. Возможно, мать и сыновья вместе просили Иисуса о почетных местах в Его Царстве.

10:37
У учеников, как и у большинства иудеев того времени, было неправильное представление о Царстве Мессии, предсказанном в Ветхом Завете. Они полагали, что это будет могущественное земное царство, которое освободит Израиль от римского владычества. Поэтому Иаков и Иоанн хотели обеспечить себе почетные места в этом царстве. Но Царство Иисуса не имеет отношения к дворцам и тронам, а живет в сердце Его последователей. Ученики поняли это только после воскресения Иисуса.

10:38
Иоанн и Иаков сказали, что готовы выпить ту же чашу, что пьет Иисус. Оба они пострадали: Иаков принял мученическую смерть (Деян 12:2), а Иоанн был сослан (Откр 1:9). Легко сказать, что мы готовы страдать за Христа, однако большинство людей жалуются, столкнувшись с самыми банальными неприятностями. Если мы утверждаем, что готовы ради Христа на большие страдания, то должны терпеливо переносить хотя бы малые.

10:38
Иисус не высмеял Иакова и Иоанна за их притязания, Он просто отклонил их просьбу. Мы можем свободно просить Бога о чем угодно, однако наши просьбы могут и не быть исполнены. Бог дает нам то, что лучше, а не то, что мы хотим. Некоторые наши просьбы отклоняются для нашего же блага.

10:42-44
Иоанн и Иаков хотели занять высокие посты в Царстве Иисуса. Однако Иисус объяснил, что истинное величие заключается в служении другим. Петр, один из учеников, слышавших это, развивает данную мысль (1 Петр 5:1-4). Большинство людей измеряют величие человеческими достижениями. Но в Царстве Христа преуспеть можно лишь путем служения ближним. Желание быть «наверху» в земной жизни послужит вам не помощью, а препятствием в грядущем.

10:45
Выкуп в древнем мире - это цена, которую нужно было уплатить за освобождение раба. Иисус заплатил за нас, поэтому мы свободны от долгов. Его смерть освободила нас от рабства греху. Ученики полагали, что Христос избавит их от власти римлян, но Иисус спас их от гораздо худшего рабства. См. также 1 Петр 1:18,19.

10:46
Город Иерихон был известным курортным местом. Он был заново отстроен Иродом Великим в Иудейской пустыне, неподалеку от переправы через Иордан. Иисус, по дороге в Иерусалим, переправился через Иордан с Перейского берега и должен был пройти через Иерихон.

10:46
Нищие были обычным явлением на улицах палестинских городов. Поскольку в то время в большинстве профессий преобладал физический труд, больные и инвалиды находились в бедственном положении. Обычно они были вынуждены просить милостыню, несмотря на то, что Божий закон повелевал заботиться о нуждающихся (Лев 25:35,38). Слепота и другие физические недостатки рассматривались как Божье наказание за грехи; однако Иисус опроверг такое мнение, исцеляя слепых. Способность Христа возвращать зрение слепым была предсказана в Ис 29:18; 35:5; 42:7.

10:47
«Сыном Давида» часто называли Иисуса, потому что было известно, что Мессия должен быть потомком Давида (Ис 9:7). То, что Вартимей назвал Иисуса Сыном Давида, показывает, что он признавал Его Мессией. Его вера принесла ему исцеление.


вверх   

Толкование Евангелия от Марка, Библия, Новый Завет, Евангелие