Толкование Послания к Коллосянам



  1  2  3   4  

2:1
Лаодикия была расположена в нескольких километрах к северо-западу от Колосс. Как и церковь в Колоссах, лаодикийская церковь, вероятно, была основана одним из обращенных Павлом во время его пребывания в Эфесе (Деян 19:10). Город был богатым торговым центром. Позднее апостол Иоанн обличал здешних верующих за недостаточную преданность Христу (Откр 3:14-22). Желание Павла, чтобы это письмо было прочитано и в лаодикийской церкви (4:16), свидетельствует о том, что лжеучение распространилось и там. Павел хотел, чтобы узы взаимной любви объединили эти две церкви в противостоянии ереси и помогли им сохранить веру в Божий замысел о спасении во Христе.

2:4
Лжеучение, с которым боролся Павел, было сродни гностицизму (от греч. "гнозис" - знание). Эта ересь угрожала христианству сразу с нескольких сторон: (1) Еретики настаивали, что некое важное тайное знание остается сокрытым от большинства верующих. Однако Павел утверждает, что Христос явил нам все, что необходимо знать о Божьем замысле спасения. (2) Еретики учили, что тело есть зло. Павел возражает, что сам Бог пребывал в теле, когда был воплощен в Иисусе Христе. (3) Еретики считали, что Христос лишь казался человеком, но не был им на самом деле. Павел настаивает, что Иисус был полностью человеком и полностью Богом. Во II веке н.э. гностицизм получил широкое распространение. Но уже во времена Павла эти идеи звучали привлекательно для многих и могли легко сбить с пути церковь, которая была недостаточно хорошо знакома с христианским учением. Некоторые аспекты этой ранней ереси все еще ставят серьезные проблемы перед многими сегодняшними христианами. Противоядием от ложных идей служит глубокое знание Божьего слова, приобретаемое через изучение Писания и библейскую проповедь.

2:6,7
Принятие Христа Господом является лишь началом христианской жизни, которая должна быть подчинена Его водительству. Он желает каждый день руководить вами и помогать вам решать повседневные проблемы. Вы можете жить для Христа, (1) посвятив Ему себя и подчинив Ему свою волю (Рим 12:1,2); (2) стремясь больше узнать о Его жизни и учении (3:16); и (3) позволяя действовать в вас силе Святого Духа (Деян 1:8;Гал5:22).

2:7
Павел использует яркую метафору, чтобы показать нашу связь с Христом. Как растения получают питание из почвы через корни, так и мы принимаем животворную силу от Христа. Чем больше наша жизнь будет зависеть от Него, тем меньше нас смогут обмануть те, кто утверждает, будто имеет ответы на все вопросы.

2:8
Павел противостоит любой мирской философии, основанной только на человеческих идеях и опыте. Павел сам был выдающимся философом, и он не осуждает философию как таковую. Он осуждает учение, которое ищет ответов на важнейшие вопросы бытия у людей, а не у Бога, и таким образом превращается в ложную религию. Отказ от использования своего разума и отступление - это не способ противостоять ереси; следует прежде всего сосредоточить внимание на Божьем слове как на основании нашей веры.

2:9
Павел еще раз утверждает божественность Христа. Во Христе воплощена вся полнота Бога. См. комм. на 1:15,16.

2:10
Если мы знаем Иисуса Христа, нам нет нужды исследовать другие религии, культы и философии подобно тому, как это делали колоссяне. Один лишь Христос может дать ответ на вопрос об истинном смысле жизни, потому что Он сам есть жизнь. Он - единственный источник христианской силы, и потому христианин не нуждается ни в чем кроме того, что приготовил для нас Бог.

2:11,12
Еврейских мужчин обрезали в знак союза иудеев с Богом (Быт 17:9-14; Втор 10:16). После смерти и воскресения Христа обрезание перестало быть необходимостью. Теперь наше посвящение Богу запечатлевается в нашей душе, а не на теле. В крещении мы даем Богу возможность очистить нашу душу - удалить прежнюю природу и освободить место для новой.

2:12
В Церкви времен Павла обычной формой крещения было полное погружение - христианин был как бы "погребен" под водой. Это символизировало смерть и погребение нашего прежнего образа жизни, за которыми следует воскресение и жизнь с Христом. Если мы считаем нашу прежнюю греховную жизнь мертвой и похороненной, у нас есть мощный стимул противостоять греху. Если мы не хотим, чтобы эта прежняя жизнь вновь обрела над нами власть, мы должны сознательно считать ее мертвой. Тогда мы сможем продолжать радоваться своей новой жизни с Христом (см. также Гал 3:27; Кол 3:1-4).

2:12-15
Дотого, как мы уверовали в Христа, наша природа была порочна. Однако христианин получает новую природу. Бог распял прежнюю мятежную природу (Рим 6:6) и заменил ее новой, способной любить (Кол 3:9,10). На кресте Христос принял на себя наказание за наш грех. Бог объявил нас невиновными, и мы больше не обречены жить под властью греха. Бог не уводит нас из мира и не манипулирует нами, мы встречаемся с искушениями и часто грешим. Но до того, как мы были спасены, мы были в рабстве у греховной природы, теперь же мы свободны избрать жизнь для Христа (Гал 2:20).

2:15
Мы можем радоваться новой жизни во Христе, потому что соединены с Ним в Его смерти и воскресении. Наши порочные желания, привязанность и любовь к греху умерли вместе с Ним. Теперь, соединившись с Ним в воскрешенной жизни, мы можем обрести постоянное общение с Богом и свободу от греха. Наш долг за грех полностью уплачен, наши прегрешения стерты и преданы забвению. Мы можем чувствовать себя чистыми и обновленными перед Богом. См. также Еф 4:23,24; Кол 3:3-15.

2:16,17
Павел говорит колоссянам, чтобы они никому не позволяли упрекать себя за несоблюдение законов о пище или религиозных обрядов. Они должны были не угождать окружающим, а сосредоточить внимание на Христе. Богослужение, традиции и обряды могут помочь нам приблизиться к Богу, но не следует осуждать тех христиан, чьи традиции и обряды отличаются от наших. Библия говорит не столько о том, как мы должны поклоняться, сколько о том, кому принадлежит наше поклонение.

2:17
Цель ветхозаветных законов, особых дней и праздников заключалась прежде всего в том, чтобы указывать на Христа. Павел называет их отблесками истинной реальности - самого Христа. Явившись в мир, Христос затмил эти отблески.

2:18
Лжеучителя утверждали, что Бог слишком далек от людей, и к Нему можно приблизиться только через посредничество ангелов. Они учили, что люди должны поклоняться ангелам и через них достигать Бога. Это противоречит Писанию; Библия учит, что ангелы -Божьи творения, и запрещает поклоняться им (Исх 20:3,4; Откр 22:8,9).

2:18
Лжеучителя гордились своим смирением. Целью этого ложного смирения было добиться внимания и хвалы для них самих, а не для Бога. Истинное смирение ведет к тому, чтобы видеть себя такими, какие мы есть в глазах Бога, и действовать соответствующим образом. Сегодня некоторые по-прежнему проявляют ложное смирение, принижая себя на словах, чтобы другие восхищались их духовностью. Ложное смирение эгоистично, подлинное исходит от Бога.

2:18
Этими словами Павел хочет сказать, что ложная религия создается людьми. Он указывает, что лжеучителя пытаются отречься от тела, утверждая, что оно есть зло, но их стремление добиться внимания показывает, что ими движут вполне земные побуждения. Философия, утверждавшая, что материя есть зло, исходила из самой материи: они создали ее сами.

2:19
Основная проблема лжеучителей состояла в том, что они не имели связи с Христом. Если бы они были связаны с Ним, то не стали бы проповедовать ложные идеи и вести дурную жизнь. Любой, кто учит о Боге, не будучи связан с Ним верой, неизбежно будет говорить ложь.

2:20; 3;1
Каким образом мы умираем с Христом и воскресаем с Ним? Человеку, который становится христианином, дается новая жизнь силой Святого Духа. См. также комм. к2:12; 2:12-15.

2:20-23
Люди должны видеть различие между христианской и нехристианской жизнью. Однако мы не можем ожидать духовной зрелости от новообращенных. Христианская жизнь - это процесс. Становясь новыми людьми во Христе, мы получаем новую природу, но это не значит, что все наши мысли и чувства автоматически становятся добрыми. Однако если мы внимательны к Божьей воле, мы будем постоянно меняться. Можете ли вы заметить в себе перемены к лучшему, оглядываясь на прошедший год? Они могут быть медленными, однако если вы доверите Христу изменить вас, ваша жизнь значительно преобразится.

2:20-24
Мы не можем достигнуть Бога через исполнение правил, соблюдение обрядов или заявления о своей вере. Павел не говорит, что все правила плохи (см. комм. на 2:16), но никаким соблюдением законов нельзя заработать спасение. Сущность Радостной вести состоит в том, что Бог предлагает человеку свою любовь, которую мы можем с благодарностью принять. В религиях, созданных людьми, основное внимание уделяется усилиям человека; христианство же основано на труде Христа. Павел соглашается, что христиане должны бороться с греховными желаниями, но это является лишь результатом новой жизни во Христе, а не ее источником. Спасение зависит не от нашей дисциплины и соблюдения правил, а от могущества смерти и воскресения Христа.

2:22,23
Мы можем распознать человеческую религию, задавая следующие вопросы: (1) Придает ли она больше значения человеческим правилам или же Божьей благодати? (2) Питает ли она дух осуждения других или поддерживает дисциплину с чуткостью и любовью? (3) Придает ли она больше значения магическим формулам, тайному знанию и особым видениям, чем Божьему слову? (4) Поощряет ли она тех, кто добивается праведности собственными усилиями, или прославляет Христа? (5) Не пренебрегает ли она вселенской Церковью, объявляя себя избранной? (6) Не учит ли она о строгом аскетизме как о способе духовного роста, вместо того чтобы заботиться о развитии человеческой личности в целом? (7) Не умаляет ли она значения семьи, вместо того чтобы относиться к ней с глубоким уважением?

2:23
Дисциплина, которой требовали лжеучителя, казалась колоссянам благом. Законничество и сегодня остается для многих привлекательным. Соблюдение сложной системы религиозных правил требует силы воли, и человек, которому это удается, может выглядеть праведным, однако никакие правила не могут изменить сердце человека. Это по силам лишь Святому Духу.


вверх   

Толкование Послания к Коллосянам, Библия, Новый Завет