Толкование Послания к Коллосянам



1   2   3   4  

1:1
Без руководителя в группе нет слаженности; отключите подачу топлива - и автомобиль остановится; выключите электричество - и электроприбор не сможет работать; без головы не может существовать тело.

Письмо колоссянам - это книга о взаимосвязи людей. Павел писал его из римского заключения, желая противостать лжеучениям, проникшим в церковь города Колоссы. Проблемой здесь стало стремление сочетать заимствованные из других философий и религий идеи с христианской верой. Эти чужеродные источники включали в себя язычество, искаженный иудаизм и греческую философию. В результате возникла ересь, позже получившая название "гностицизм", которая придавала основное значение особому знанию (греч. "гнозис") и не признавала Христа Богом и Спасителем. Осуждая это изощренное заблуждение, Павел особо подчеркивает божественность Христа и Его жертвенную смерть на кресте за грех мира. Христос есть воплощенный Бог и единственный путь к прощению и примирению с Богом. В Нем содержится все, в чем мы нуждаемся. Христос превыше всего сущего во вселенной и обладает всем, что нужно христианину. Поэтому в Письме колоссянам Павел дает глубокое, яркое и точное обоснование превосходства и вседостаточности Христа.

Вступление, которым Павел начинает письмо, включает в себя приветствие, благодарность и молитву о духовной мудрости и силе для колосских христиан (1:1-13). Затем Павел переходит к вероучительным вопросам о личности и деле Христа (1:14-23), утверждая, что Христос является "образом невидимого Бога" (1:15), Создателем (1:16), "главой тела - Церкви" (1:18). Его смерть на кресте открыла нам свободный доступ к Богу (1:22).

Затем Павел объясняет, почему мирские учения абсолютно пусты в сравнении с Божьим замыслом, и призывает колоссян отвергнуть поверхностные ответы на важнейшие вопросы бытия и хранить верность своему Спасителю (1:23-2:23).

Заложив богословское основание, Павел переходит к конкретным вопросам: что значат божественность, смерть и воскресение Христа для всех верующих (3:1-4:6). Так как мы уверены в том, что спасены, нам следует помышлять о небесном (3:1-4); нами не должны обладать мирские помыслы и страсти (3:5-8); а наша жизнь должна быть отмечена истиной, любовью и миром (3:9-15). Наша любовь к Христу должна проявляться в любви к ближним: единоверцам, супругам, детям, родителям, слугам, господам (3:16-4:1). Мы должны постоянно поддерживать связь с Богом через молитву (4:2-4) и использовать любую возможность рассказывать другим Радостную весть (4:5,6). Во Христе мы имеем все, что нам нужно для спасения и для христианской жизни.

Вероятно, Павел никогда не бывал в Колоссах, поэтому он заканчивает письмо отзывами об общих с колоссянами знакомых христианах: Тихике, Онисиме, Аристархе, Марке, Юсте, Эпафрасе, Луке, Димасе и других.

Читайте Письмо колоссянам как книгу, написанную для церкви первого века; но читайте его также и как изложение вечных духовных истин, и вы обретете новое понимание Христа как Божьей полноты и как единственного источника христианской жизни.

1:2,3
Во времена Павла письма часто начинались с имени автора, за которым следовало благословение. Павел обычно добавлял к своим приветствиям отличительно христианские элементы, напоминая читателям о том, что он был призван Богом распространять Евангелие, подчеркивая, что его слова подкреплены Божьим авторитетом, и благодаря Бога за Его благословения.

1:4,5
На протяжении всего этого письма Павел сражается против лжеучения, родственного гностицизму (см. комм. к 2:4). Гностики считали, что для того, чтобы быть принятым Богом, необходимо обладать особым знанием; хотя они называли себя христианами, Христос не был для них достаточным путем спасения (1:20). Поэтому в начале Павел хвалит колоссян за веру, надежду и любовь - три главных христианских качества (1 Кор 13:13). Чтобы не давать никакой почвы для развития ереси, он умышленно не упоминает о знании. Человека делает христианином не то, что он знает, а то, кого он знает. Тот, кто знает Христа - знает Бога.

1:6
К кому бы ни шел Павел, он всем проповедовал Евангелие: язычникам, враждебно настроенным иудейским лидерам и даже римским стражникам. И все, кто верит его проповеди, в каком бы веке они ни жили, претерпевают внутреннее изменение. Божье слово служит не только для того, чтобы давать нам знание, но и для того, чтобы преображать нас. Стать христианином - значит вступить в совершенно новые отношения с Богом, а не просто в очередной раз решить стать хорошим. У обращенных изменяются цели, стремления, отношение и поведение. Теперь они стремятся служить не самим себе, а Богу. Знаете ли вы, в чем именно Божье слово изменило вашу жизнь или какая именно сторона вашей жизни особенно нуждается в изменении?

1:7
Вероятно, Эпафрас основал колосскую церковь в то время, когда Павел жил в Эфесе (Деян 19:10). Возможно, он сам был обращен в Эфесе, а затем вернулся в Колоссы, свой родной город. По какой-то причине Эпафрас побывал в Риме и рассказал Павлу о проблемах колосской церкви, что и побудило Павла написать это письмо. Эпафрас упомянут также в Флм 1:23 (так как колосская церковь собиралась в доме Филимона).

1:8
Любовь христиан друг к другу помогает их влиянию распространяться далеко за пределы общины и их ближайшего окружения. Христианская любовь исходит от Святого Духа (Гал 5:22). В Библии под любовью понимается не чувство, а действие и внутренний настрой. Она сопутствует новой жизни во Христе (Рим 5:5; 1 Кор 13). Если христиане не любят своих ближних, им нет оправдания, потому что они должны быть полны решимости действовать во благо других людей.

1:9-14
Павел разоблачает ересь, позднее оформившуюся как гностицизм (см. комм. к 2:4). Гностики высоко ценили знание, но Павел утверждает, что само по себе знание бессмысленно. Для того, чтобы иметь ценность, оно должно вести к духовному возрождению и праведной жизни. В молитве за колоссян Павел просит, чтобы они могли понимать Божью волю и получили силу исполнять ее. Знание не должно просто накапливаться: оно должно руководить нашей жизнью. Павел хочет, чтобы колоссяне были мудры и чтобы они использовали свое знание. Познание Бога - это не тайна, доступная лишь немногим: оно открыто всем. Бог ждет, что мы будем не только больше узнавать о Нем, но и жить для Него и исполнять Его волю.

1:9-14
Иногда мы не понимаем, как можно молиться за миссионеров и других христиан, которых мы никогда не встречали. Павел не был знаком с колоссянами, однако он постоянно молится о них. Его молитва учит нас, как молиться за других, независимо от того, знакомы мы с ними или нет. Мы можем просить Бога, чтобы они (1) понимали Божью волю; (2) приобретали духовную мудрость; (3) жили жизнью, угодной Богу и проспявляющей Его; (4) делали добро; (5) познавали Бога; (6) были исполнены Божьей силы; (7) имели терпение в вере; (8) были полны Божьей радости; (9) всегда были благодарны. Это нужно всем верующим. Когда вы не знаете, как молиться за кого-нибудь, вспомните молитву Павла за колоссян.

1:13
Колоссяне испытывали страх перед невидимыми силами тьмы, но Павел говорит, что истинно верующие перешли из тьмы в свет, из рабства на свободу, из осуждения к прощению и от власти сатаны под власть Бога. Мы спаслись из мятежного царства, чтобы служить праведному Царю.

1:14
Павел перечисляет пять преимуществ, данных нам Богом ценой крестной смерти Христа: (1) Он признал нас достойными войти в Его Царство (см. также 2 Кор 5:2); (2) Он избавил нас от власти сатаны и сделал своими детьми (см. также 2:15); (3) Он ввел нас в свое вечное Царство (см. также Еф 1:5,6); (4) Он выкупил нас на свободу от греха и суда (см. также Евр 9:12); (5) Он простил все наши грехи (см. также Еф 1:7).

1:15-23
Уколосской церкви было несколько заблуждений относительно Христа, которые Павел решительно опровергает: (1) Колоссяне считали, что материя есть зло, и потому думали, что Бог не мог прийти на землю подлинным человеком, в теле. Павел утверждает, что Христос-истинное воплощение Бога, сам Бог, и тем не менее Он жил на земле и умер на кресте, как человек. (2) Они считали, что Бог- не Творец материального мира, поскольку Он не мог сотворить зло. Павел говорит, что Христос, Бог во плоти, является Создателем как неба, так и земли. (3) Они полагали, что Христос- не единственный Божий Сын, а один из посредников между Богом и людьми. Павел объясняет, что Христос существовал прежде всего сущего и является первым из тех, кому предстоит воскреснуть. (4) Они не считали Христа источником спасения, полагая, что Бога можно обрести через тайное знание. Павел утверждает, что человек может получить спасение только через Христа.

1:15,16
Это одно из самых ясных утверждений о божественности Христа в Библии. Иисус не только равен Богу (Флп 2:6), Он - Бог (Ин 10:30,38; 12:45; 14:1-11). Он не только отражение, но и откровение Бога (Ин 1:18; 14:9). Он явился с неба (1 Кор 15:47), и Он - Господь вселенной (Рим 9:5; 10:11-13; Откр 1:5; 17:14). Он абсолютно свят (Евр 7:26-28; 1 Петр 1:19; 2:22) и обладает властью судить мир (Рим 2:16; 2 Кор 5:10; 2 Тим 4:1). Поэтому Он превыше всего творения, включая духовный мир. Мы, подобно колосским христианам, должны верить в божественность Христа, иначе наша вера будет пустой, неправильной и бесплодной. В этом заключена основная истина христианства.

1:16
Так как лжеучителя считали материальный мир злом, они не могли допустить мысли, что он создан Богом. Они думали, что если Христос Бог, Он может повелевать только духовным миром. Но Павел объясняет, что физический и духовный мир равно сотворены Богом и подвластны Ему. Ему нет равных в творении, и Он не имеет соперников. См. также комм. к 1 Кор 6:12,13.

1:18
Воскресение явилось доказательством господства Христа над материальным миром. Все верующие также победят смерть и воскреснут к вечной жизни с Ним (1 Кор 15:20; 1 Фее 4:14). См. также комм. к Лк 24:6,7.

1:19
Христос обладает всей полнотой божественной природы (см. комм. к Флп 2:7,8). Христос всегда был и всегда будет Богом.

1:20
Смерть Христа открыла путь, по которому все люди могут приходить к Богу. Она устранила грех, который препятствовал нам установить с Богом правильные отношения. Это значит, что отныне расчищен путь, которым каждый верующий во Христа получит спасение. Бог даровал нам искупление через смерть Христа.

1:21,22
Нет человека, который был бы настолько хорош, чтобы спасти самого себя. Если мы хотим вечно жить с Христом, мы должны полностью положиться на Божью милость. Это верно как для преступников, так и для добропорядочных людей. Все мы много раз грешили, а любого из грехов достаточно, чтобы наше спасение и жизнь зависели уже не от нас, а только от Христа. Для того, чтобы спастись от греха, нет другого пути.

1:22,23
Единственный способ избавиться от чувства вины заключается в том, чтобы Христос уничтожил наши грехи. Верить - значит быть уверенным в том, что Он простил нам грехи, оправдал нас перед Богом и дал силы жить угодной Ему жизнью. Когда судья провозглашает обвиняемого невиновным, с него снимаются все обвинения. С юридической точки зрения он как будто никогда не был под обвинением. Когда Бог прощает наши грехи, их след стирается. Теперь Он смотрит на нас так, как если бы мы никогда не грешили. Таково Божье решение, которое может коснуться каждого из нас, независимо от нашего прошлого.

1:24
Павел не имеет в виду, что страданий Христа было недостаточно для нашего спасения или же что существует некоторое определенное количество страданий, которое полагается претерпеть всем верующим. Он говорит лишь, что для тех, кто несет миру Радостную весть, страдание неизбежно. Мы связаны с Христом самыми тесными узами. Когда мы страдаем, Христос терпит боль вместе с нами. Но страдание следует переносить с радостью, если оно изменяет жизнь и приводит людей в Божье Царство (см. 1 Петр 4:1,2,12-19). См. также комм. к Флп 1:29.

1:26,27
Лжеучителя полагали, что достижение духовного совершенства возможно только по тайному и сокрытому плану, доступ к которому получают лишь немногие избранные. Павел называет Божий замысел спасения тайной не потому, что его могут постичь лишь немногие, а потому, что он был сокрыт до прихода Христа. Кто мог представить себе, что согласно тайному Божьему замыслу, Его Сын Иисус Христос будет жить в сердцах всех, кто верит в Него?

1:28
Слово "совершенный" означает здесь не "беспорочный", а "зрелый". Павел хочет видеть каждого верующего духовно зрелым. Мы должны достигать зрелости, ежедневно возрастая в вере.

1:28,29
Весть о Христе предназначена для всех; поэтому куда бы ни приходили Павел и Тимофей, они приносили Радостную весть всем, кто желал слушать. Для того, чтобы проповедь Евангелия получила отклик, она должна предупреждать и учить. Предупреждать следует о том, что без Христа люди обречены вечно пребывать вдали от Бога, а учить тому, что спасение достижимо через веру в Иисуса Христа. Если Христос действует в вас, говорите о Нем другим, предупреждая и наставляя их в любви. Знаете ли вы кого-нибудь, кому необходимо услышать эту весть?


вверх   

Толкование Послания к Коллосянам, Библия, Новый Завет