Толкование Послания к Филлипийцам



1   2   3   4  

1:1
Что связывается у нас обычно с понятием "счастье"? Развернутые подарки, вручаемые нам в рождественское утро теми, кого мы любим; приятные сюрпризы в день рождения; удовольствие от хорошего фильма; отпуск в живописной местности... Каждый хочет быть счастлив. Мы посвящаем всю жизнь погоне за этим неуловимым идеалом: копим деньги, покупаем вещи, ищем новых волнующих переживаний. Но если счастье зависит от обстоятельств, то что происходит, когда игрушки ломаются, любимые умирают, здоровье уходит, деньги тают, а веселая вечеринка подходит к концу? В таких случаях счастье нередко уступает место отчаянию.

Противоположность счастью представляет радость. Переживаемая гораздо глубже и сильнее, радость - это спокойная уверенность в том, что Бог любит нас и действует в нашей жизни, в том, что Он будет с нами, что бы ни случилось. Счастье зависит от случайностей; радость - от Бога.

Письмо филиппийцам - самое радостное из всех посланий Павла. Церковь этого македонского города была для павла великим утешением. Между ними были совершенно особые отношения, поэтому Павел выражает в письме к ним свою искреннюю любовь и привязанность. Они доставляли ему огромную радость (4:1). Письмо филиппийцам - радостная книга еще и потому, что в ней особым образом выражена радость христианской жизни. Слова "радость", "радоваться" и т.п. встречаются здесь 16 раз, и страницы буквально лучатся ею, достигая кульминации в восклицании: "Всегда радуйтесь в Господе, и я еще раз говорю: радуйтесь!"

В своей жизни, посвященной служению Христу, Павел сталкивался и с нищетой, и с богатством, и с самыми разнообразными ситуациями. Это радостное письмо он пишет из заключения. Но Павел умел быть довольным любыми обстоятельствами (4:11,12), находя истинную радость в посвящении всех своих сил и энергии познанию Христа (3:8) и послушанию Ему (3:12,13).

Стремление Павла познавать Христа ярче всего выражено в таких словах:

«И не только это, но и все прочее я считаю вредным в сравнении с бесценным познанием моего Господа Христа Иисуса! Ради Него все остальное в мире потеряло для меня свою ценность, и все я отбросил прочь ради приобретения Христа, ради того, чтобы быть с Ним и не иметь уже своей праведности по закону, но иметь праведность, которую человек получает от Христа, праведность, которая приходит от Бога по вере. Я хочу познать Христа и ту силу, что воскресила Его, я хочу разделить с Ним Его страдания и стать как Он в Его смерти» (3:8-10). Разделяем ли мы эти чувства Павла и его стремление все полнее познавать Христа? В этом заключается секрет радостной христианской жизни.

1:1
В отличие от Письма эфесянам, это послание адресовано только филиппийцам и не предназначалось для чтения в других церквах. Павел хотел поблагодарить верующих за помощь в трудную минуту. Он хотел также рассказать им, почему, несмотря на заключение и предстоящий суд, он исполнен радости. Лишь небольшую часть этого вдохновляющего письма он посвятил замечаниям и предупреждениям о возможных проблемах.

1:1
Во время первого миссионерского путешествия Павел посетил города, расположенные неподалеку от места его постоянного пребывания - Сирийской Антиохии. Во время второго и третьего путешествий он продвинулся гораздо дальше. Ввиду больших расстояний, отделявших основанные Павлом общины друг от друга, он не мог лично руководить всеми ими. Поэтому для наставления и ободрения верующих он писал им письма. К счастью, у Павла было много добровольных помощников (например, Тимофей, Марк и Эпафрас), которые доставляли эти послания и часто оставались с общинами на некоторое время, чтобы учить и поддерживать их.

1:1
0 Павле см. посвященный ему очерк в Деян 9. Очерк о Тимофее см. в 1 Тим 1.

1:1
Первые христианские церкви возглавлялись пастырями и диаконами. Их профессиональные обязанности подробно объясняются в 1 Тим 3:1-7; Тит 1:5-9, а также в1 Тим 3:8-13.

1:1
Римская колония Филиппы находилась на севере Греции, которая во времена Павла называлась Македонией. Этот оживленный торговый центр был расположен на пересечении дорог, связывавших Европу с Азией. Около 50 г. н.э. Павел, Сила, Тимофей и Лука, отправившись из Малой Азии, пересекли Эгейское море и высадились в Филиппах (Деян 16:11-40). Церковь в Филиппах состояла в основном из обращенных язычников. Поскольку они не были знакомы с Ветхим Заветом, Павел не цитирует его в этом письме.

1:4
Здесь, впервые за долгое время, Павел употребляет в своем письме слово "радость". Он говорит, что всегда радуется, молясь за филиппийцев. Помогая Павлу, они помогали делу Христа. Филиппийцы были исполнены готовности для решения любой задачи, которую Бог мог поставить перед ними. Что думают о вас другие - являетесь ли вы для них источником радости? 1:4,5 Филиппийцы впервые услышали Радостную весть приблизительно 10 годами раньше, когда Павел и его спутники посетили Филиппы в ходе второго миссионерского путешествия и основали там церковь.

1:6
Бог, начавший в нас свою благую работу, продолжает ее в течение всей нашей жизни и завершит, когда мы встретимся с Ним лицом к лицу. Божья работа для нас началась, когда Христос умер на кресте ради прощения наших грехов. Его работа в нас начинается, когда Святой Дух наполняет наши сердца, день за днем уподобляя нас Христу. Павел описывает процесс христианского роста и взросления, который начинается в тот момент, когда мы принимаем Иисуса, и будет длиться до Его возвращения.

1:6
Возникает ли у вас порою чувство, что вам никогда не добиться прогресса в духовной жизни? Если Бог начинает какое-либо дело, Он обязательно доводит его до конца. Он будет действовать в вашей жизни и помогать вам возрастать в благодати, пока не сделает вас совершенным. Если вы разочарованы, вспомните, что Бог никогда не оставит вас. Он обещал завешить начатую Им работу. Доверьтесь Ему.

1:7
Возможно, Павел имеет здесь в виду свое тюремное заключение в Филиппах, о котором говорится в Деян 16:22-36. В стихах 13,14 он говорит о своем заключении в Риме. При любых обстоятельствах Павел верно проповедовал Радостную весть.

1:7,8
Возникало ли у вас когда-нибудь сильное желание увидеть старого друга, с которым вас связывает множество воспоминаний? Именно так Павел желал встретиться с филиппийскими христианами. Его любовь и привязанность к ним основывалась не только на прошлом, но на единстве, которое возникает между верующими, соединенными Христовой любовью. Все христиане-члены Божьей семьи и потому получают равную долю от преобразующей силы Его любви. Пусть Христова любовь к вам побуждает вас любить других и свободно проявлять эту любовь.

1 ;10
Павел призывает филиппийцев к проницательности: способности отличать истину от лжи, добро от зла, важное от пустого. Это помогает избежать критики со стороны неверующих и удерживает от компромиссов в том, что касается христианской жизни и ценностей (Евр 5:14).

1:12-14
Тюремное заключение многих ожесточает и заставляет отказываться от своих убеждений. Но Павел видел в нем еще одну возможность распространять Радостную весть о Христе. Он понимал, что важны не обстоятельства, а то, как он их использует. Обратив трудную ситуацию в благоприятную, он достиг своей проповедью сердец римских солдат и воодушевил тех христиан, которые страшились гонений. Даже если мы никогда не окажемся в тюрьме, в жизни всегда бывает немало причин пасть духом: беспокойство, финансовые трудности, семейные и служебные конфликты, безработица. То, как мы воспринимаем подобные ситуации, зависит от нашей веры. Ищите, подобно Павлу, возможности проявлять веру даже в самых трудных обстоятельствах. Тогда она станет крепче.

1:13
Как Павел оказался в римском заключении? Когда он был в Иерусалиме, некоторые иудеи добились его ареста за проповедь Евангелия, но он потребовал, чтобы его дело было представлено на суд императора (Деян 21:15-25:12). Под конвоем его доставили в Рим, где, в ожидании суда, поместили под домашний арест -не за нарушение законов, а за проповедь Радостной вести. В то время римские власти не рассматривали проповедь Евангелия как преступление. Однако несколькими годами позже Рим переменил отношение к христианству и приложил все усилия, чтобы положить ему конец. Домашний арест оставлял Павлу определенную степень свободы. Он мог принимать гостей, проповедовать и писать письма. О пребывании Павла в Риме см. Деян 28:11-31.

1:15,16
Павел был совершенно чужд тщеславия. Он знал, что многие проповедуют для того, чтобы создать себе репутацию, но радовался тому, что независимо от мотивов, они проповедуют Евангелие.

1:19-21
Это было не последнее заключение Павла в Риме. Ожидая суда, он знал, что его могут либо освободить, либо казнить. Однако произошло, видимо, так, что он был освобожден, а через два или три года вновь арестован.

1:20,21
Для тех, кто не верит в Бога, жизнь на земле - единственная реальность, поэтому для них естественно стремиться к тому, что представляет в этом мире ценность: деньгам, власти, силе, престижу. Для Павла, однако, жизнь - это стремление к высшим ценностям и проповедь о Христе, который один только может помочь нам увидеть мир в перспективе вечности. Целью всей жизни Павла было говорить о Христе и уподобляться Ему. Поэтому Павел мог совершенно искренне сказать, что умереть для него лучше, чем жить, ибо после смерти он избавится от страданий мира и увидит Христа лицом к лицу (1 Ин 3:2,3). Если вы боитесь смерти - значит, вы боитесь жизни. Если вы сознаете свою вечную цель, вы свободны, чтобы служить Богу, посвящая свою жизнь тому, что действительно имеет ценность, и не испытывать страха смерти.

1:29
Страдание само по себе не заслуга. Но когда мы страдаем за верную христианскую жизнь, это значит, что наши слова и наш пример действенны и что Бог считает нас достойными своими представителями (Деян 5:41). Страдание может принести пользу: (1) оно отвлекает наше внимание от земных удовольствий; (2) оно выявляет тех, кто выглядит верующим лишь внешне; (3) оно укрепляет веру тех, кто его переносит; (4) оно служит примером для других, кто может последовать за нами. Страдание за веру не является наказанием за какой-либо грех. Напротив: это свидетельство нашей верности.

1:30
На протяжении всей своей жизни Павел страдал за распространение Божьего слова. Подобно филип-пийцам, мы боремся против сил зла, которые стремятся извратить спасительную весть о Христе. В этой битве все верующие сражаются вместе, за общее дело, против общего врага.


вверх   

Толкование Послания к Филлипийцам, Библия, Новый Завет