Толкование Послания к Ефесянам



  1   2   3   4  5  6  

5:1,2
Мы должны подражать Христу подобно детям, которые подражают своим родителям. По своей великой любви к нам Он пожертвовал собой, чтобы мы могли жить. Такова должна быть и наша любовь к другим: не простая привязанность, а самоотверженное служение.

5:4
Грязные разговоры о постыдных вещах так обычны, что мы начинаем относиться к ним, как к чему-то само собой разумеющемуся. Однако Павел предупреждает, что непристойности не место в речи христианина. Как мы можем славить Бога и говорить другим о Его милости, если наша речь груба и вульгарна? См. также Кол 3:15.

5:7
Павел не имеет в виду, что христианам не следует общаться с неверующими. Иисус учил своих последователей дружески относиться к грешникам и приводить их к Нему (Лк 5:30-32). Но Павел выступает против попустительства тем, кто любит, оправдывает и толкает других на зло, вне зависимости от того, принадлежат эти люди к Церкви или нет. Такие люди могут осквернить Церковь и создать угрозу ее единству и целям. Мы должны дружить с неверующими, если хотим привести их к Христу, но следует быть осторожными с тем, кто откровенно порочен, безнравствен и противится всему, что дорого христианам. Такие люди могут оказать на нас дурное влияние скорее, чем мы научим их добру.

5:8
Поступки должны отражать нашу веру. Наша жизнь должна соответствовать столь высоким моральным требованиям, чтобы окружающие могли видеть в нас доброту Христа. Иисус подчеркивал это в Нагорной проповеди (Мф 5:15,16).

5:10-14
Избегать порока самому важно, но это еще не все. Павел учит нас обличать и разоблачать греховные дела, поскольку наше молчание может быть истолковано как одобрение. Мы должны твердо отстаивать истину. В любых обстоятельствах открыто и убежденно высказывайтесь в поддержку всего, что истинно и справедливо.

5:14
Эти слова не являются прямой цитатой из Писания, а взяты, видимо, из хорошо знакомого эфесянам гимна, основанного на Ис 26:19; 51:17; 52:1; 60:1 и Мал 4:2. Павел призывает эфесян бодрствовать и сознавать, какой опасностью грозит состояние духовной летаргии.

5:15,16
Павел ощущает тревогу, вызванную распространением зла в мире. Ту же тревогу должны испытывать и мы в наше время. Мы должны соответствовать высоким моральным нормам, поступать мудро и использовать любую возможность творить добро.

5:17
Недостаточно понимать, каких поступков ждет от нас Бог. Важно совершать такие поступки. Дела должны соответствовать нашим убеждениям.

5:18
Павел противопоставляет опьянению, которое влечет за собой губительные последствия, исполнение Духом, приносящее только благо. Важно не то, как много Святого Духа мы имеем, а то, насколько Он руководит нашей жизнью. Мы должны всегда повиноваться Его водительству и принимать Его силу.

5:19
На собраниях первых христиан верующие учили друг друга. Содержание их речей было основано на Писаниях Ветхого Завета, в первую очередь книге Псалмов. Они не только говорили о псалмах, но и пели их, а также сочиняли собственные гимны и песнопения. На протяжении веков христиане радуются, воспевая гимны хвалы Богу.

5:20
Когда вы переживаете падение, вам может быть трудно благодарить Бога. Мужайтесь - Бог все обращает ко благу, если мы любим Его и призваны по Его замыслу (Рим 8:28). Благодарите Бога не за ваши трудности, но за силу, которую вы приобретаете через опыт своей жизни. Вы можете быть уверены, что совершенная Божья любовь поможет вам в нужде.

5:21,22
Слово "подчинение" часто понимают неправильно. Подчиняться не значит "превращаться в тряпку". Сам Христос, перед чьим именем "преклонятся все на небесах, на земле и под землей" (Флп 2:10), подчинился Отцу, и мы чтим Христа, следуя Его примеру. Подчиняясь Богу, мы становимся более способны исполнять Его заповеди и ограничивать свои права в пользу прав других людей. В браке и муж и жена призваны к подчинению. Для мужа это означает жертвовать своими интересами ради заботы о жене. Для жены это означает добровольно следовать руководству мужа. Подчинение редко становится проблемой в тех семьях, где оба супруга прочно связаны с Христом и где каждый заботится о счастье другого.

5:22-26
Почему Павел говорит, что жены должны подчиняться, а мужья - любить? Возможно, для христианок, лишь недавно обретших свободу во Христе, подчиняться было труднее, а мужья-христиане, привыкшие! римскому обычаю, дававшему им неограниченную власть, нечасто относились к своим женам с должным уважением и любовью. И мужья, и жены должны и любить, и подчиняться друг другу.

5:22-24
Во времена Павла женщины, дети и рабы находились во власти главы семьи: рабы - до освобождения, мальчики - до совершеннолетия, а девочки и женщины - всю жизнь. Павел подчеркивал равенство всех верующих во Христе (Гал 3:28), но не предполагал совершать революцию в римском обществе. Он советует всем верующим добровольно подчиниться друг другу: мужья должны подчиняться женам, а жены - мужьям, рабы - хозяевам, а хозяева - рабам, дети - родителям, а родители -детям. Взаимное подчинение создает порядок и гармонию, а любовь и уважение друг к другу от этого возрастают.

5:22-24
Многие люди извращают учение Павла о подчинении, присваивая мужьям неограниченную власть. Согласно Библии, мужчина является духовным главой семьи, а жена следует его водительству. Но подлинное духовное руководство - это служение. Христос служил ученикам, даже омывая им ноги; так и муж должен служить своей жене.

5:25 и далее
Некоторые полагают (на основании совета, данного Павлом в 1 Кор 7:32-38), что Павел отрицательно относился к браку. Но эти стихи показывают, что Павел высоко ценил семейную жизнь. Он рассматривает брак не как физическую или практическую необходимость, а как образ отношений между Христом и Его Церковью. Чем вызвано такое кажущееся противоречие? Совет, который Павел дает в 1 письме коринфянам, относится к конкретной ситуации, возникшей в период гонений и неустойчивости, тогда как слова, обращенные к эфесянам, следует рассматривать как богословие брака. Брак для Павла - святой союз, живой символ, драгоценная связь, которую нужно беречь любовно и самоотверженно.

5:25-30
Призывая мужей любить жен, Павел тратит в два раза больше слов, чем призывая жен подчиняться мужьям. Что значит для мужа любить жену? (1) Он должен быть готов пожертвовать всем ради нее. (2) Ее благополучие должно быть его первейшей заботой. (3) Он должен заботиться о ней, как о себе саном. Любая жена будет с радостью подчиняться мужу, который относится к ней подобным образом.

5:26
Иисус Христос очищает Церковь через действие Святого Духа, который приближает людей к Нему. Здесь Павел говорит о воде крещения в значении омы-тия от греха. Верующий всем сердцем жаждет стать участником этого очистительного процесса. Тот самый Дух, который вдохновлял библейских писателей, созидает Христову Церковь. Подобно тому, как Христос привлекает людей к себе в Церковь, а затем совершенствует ее, так любящий муж должен заботиться о жене, чтобы она была счастливой.

5:31-33
Брачный союз связывает людей настолько прочно, что все, что касается одного из них, не может не коснуться и другого. Единство в браке не значит отказа от нашей индивидуальности. Напротив, оно означает, что мы призваны заботиться о своих супругах, помогая им становиться такими, какими они могут быть. В истории творения повествуется, что согласно Божьему замыслу, муж и жена должны составлять одно целое (Быт 2:24). Иисус подтвердил это в Мф 19:4-6.


вверх   

Толкование Послания к Ефесянам, Библия, Новый Завет