Толкование 1 Послания к Коринфянам



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  11  12   13   14   15   16  

11:1 и далее
В этом отрывке Павел говорит о непорядках при богослужении. Нам нужно понимать его слова в контексте обстановки в Коринфе тех лет. Вопрос о головных уборах, сам по себе незначительный, стал серьезной проблемой на перекрестке двух культурных традиций. Иудейские женщины всегда покрывали голову во время богослужения. Для них обнажить голову на людях было признаком нравственного падения. Гречанки же, напротив, участвовали в богослужениях с непокрытыми головами. В этом письме Павел уже затрагивал тему разделений и раздоров в церкви. Он предлагает решение, исходя из стремления к церковному единству и подобающему порядку при богослужении. Он оставляет Богу право определять, как человек должен строить свои отношения с Ним.

11:1
Почему Павел призывает следовать своему примеру? Он не был тщеславным и не считал себя совершенным. Но в то время коринфские верующие многого не знали о жизни и служении Христа. Павел не мог посоветовать им подражать Иисусу, потому что они не были с Ним знакомы, а Евангелия еще не были написаны. Поэтому лучшим способом было показать им на христианина, которому они доверяли (см. также Гал 4:12; Флп 3:17; 1 Фее 1:6; 2:14; 2 Фее 3:7,9). Павел провел в Коринфе почти два года и установил дружеские отношения со многими людьми.

11:2-16
В этой части письма говорится о вопросах богослужения, а не о браке или роли женщины в Церкви. Специфика наставлений Павла объясняется культурными традициями тех лет (обычай женщинам покрывать голову во время богослужения), но стоящие за этими наставлениями принципы непреложны: почтение и пристойность в богослужении, уважение к супругу, обращение всей полноты жизни к Богу. Если какой-либо ваш поступок может задеть других членов церкви и вызвать разделения, иногда лучше отказаться от него ради единства. Поэтому Павел советует женщинам носить головной убор: причиной было не повеление Писания, а стремление уберечь общину от разделения по незначительному поводу, который отвлекал людей от Христа.

11:3,4
Умение подчиняться очень важно в деловой, государственной или семейной жизни. В некоторых случаях Бог определил порядок подчинения, чтобы избежать хаоса. Подчинение не есть угнетение, подавление или унижение. Находиться в подчинении вовсе не означает иметь меньшую ценность или находиться в худшем положении, поскольку Бог создал всех людей по своему образу и подобию, и все равно ценны для Него. Подчинение состоит во взаимной преданности и сотрудничестве.
Бог призывает к добровольному подчинению равных равным. В браке Он не ставит мужчину на первое место: Он указывает мужчине и женщине путь к гармонии. Иисус Христос равен Отцу, но Он подчинился Ему, чтобы осуществить замысел спасения. Подобным образом женщина, равная мужчине перед Богом, подчиняется ему ради благополучия семьи; а каждый член церкви служит Богу, добровольно подчиняясь другим.

11:9-11
На примере первых мужчины и женщины Павел утверждает, что Бог создал определенную иерархию, чтобы упорядочить сотворенный Им мир. В любых взаимоотношениях бывает определенная иерархия, но не должно быть неравноправия. Бог создал мужчину и женщину разными, даровав им особые и взаимодополняющие свойства. Но неравенства полов не существует. Мы не должны позволять борьбе за власть разрушать личность и брак. Напротив, мы должны использовать свои уникальные дарования для того, чтобы укреплять единство и прославлять Бога.

11:14,15
Павел имеет в виду, что внешний вид и поведение верующих должны вызывать уважение у окружающих. Во многих культурах длинные волосы у мужчин считаются вполне пристойным и мужественным обликом; в Коринфе же они были признаком половой извращенности, так же как коротко стриженые женщины выглядели проститутками. Поэтому Павел утверждал, что в Коринфе женщинам следует носить длинные, а мужчинам короткие волосы. Если короткая стрижка у женщин выглядела непристойно, то стриженая христианка встречала бы недоверие. То же самое относилось и к головным уборам. Павел не считал, что мы должны принимать все условности нашей культуры, но нам следует избегать внешнего вида и поведения, которые могут помешать нам успешно свидетельствовать о Христе и защищать свою веру.
11:17-34
Господня Вечеря - символическое провозглашение Евангелия, смерти Христа за наши грехи. Ее средоточие - воспоминание о распятии Христа и ожидание Его славного возвращения. В ней проявляется братство верующих. Она укрепляет нашу веру через единение с Христом и с другими верующими.

11:21
Ранняя Церковь, совершая Господню Вечерю, соединяла дружескую трапезу с последующим причастием. В Коринфе эта трапеза вместо подготовки к причастию стала праздником обжорства и неумеренного винопития. Хотя трапеза готовилась вскладчину, на ней мало делились и заботились друг о друге. Так не могла проявляться любовь, которая должна характеризовать Церковь, как не могла и совершаться достойная подготовка к причастию. Павел осуждал эту практику и напоминал церкви истинный смысл Господней Вечери.

11:24,25
Что означает Господня Вечеря? Ранняя Церковь помнила, что Иисус учил о ней в пасхальную ночь (Лк 22:13-20). Как ветхозаветная Пасха была праздником освобождения от египетского рабства, так Господня Вечеря означала освобождение от греха через смерть Иисуса. Христиане расходятся во мнениях относительно того, что имел в виду Иисус, говоря "это тело Мое; это кровь Моя". Одни христиане верят, что хлеб и вино мистическим образом становятся истинными телом и кровью Христа. Другие считают, что хлеб и вино не изменяются, но Христос присутствует в них духовно. Третьи полагают, что вино и хлеб служат символами крови и тела Христа, Но все христиане согласны, что причастие - это таинство, и в нем участвует сам Бог, благословляя нас, когда мы вспоминаем о смерти Христа и ожидаем Его возвращения.

11:25
Что представляет собой этот новый завет (союз)? В прежнем, ветхом завете люди могли приближаться к Богу только через священников и систему жертвоприношений. Смерть Иисуса на кресте установила новое соглашение между Богом и нами. Теперь каждый человек может непосредственно приближаться к Богу и общаться с Ним. Прежний договор был заключен на горе Синай между Богом и Израилем (Исх 19,20), и целью его было указать на день пришествия Христа. Новый союз скорее дополняет прежний, чем отменяет его, и воплощает в реальность все, на что он указывал. Причастие служит знаком нашей верности этому договору. См. Иер31:31-34.

11:25
Как мы вспоминаем Христа за Господней Вечерей? Мы думаем о Его служении для нашего спасения. Если Евхаристия превращается в пустой обряд или благочестивую привычку, она перестает служить напоминанием о Христе.

11:26 и далее
Павел дает конкретные наставления о Господней Вечере. (1) Мы должны участвовать в ней в покаянном настроении, потому что помним, что Христос умер за наши грехи. (2) Мы должны проверить свою совесть. Нам нужно приготовиться, чтобы совершить ее в духе любви и веры в Христа. (3) Нам нужно сознавать любовь Христа, которую Он явил, избавив нас от заслуженного наказания. (4) Мы должны проявлять заботу друг о друге и принимать причастие в определенном порядке и благопристойно.

11:26
Когда Павел говорит, что никто не должен вести себя недостойно на Господней Вечере, он обращался к тем, кто являлся на нее, не осознавая ее значения. Участвовать в Господней Вечере не достоин никто; все мы грешники, спасенные по Божьей милости. Поэтому мы должны готовиться к причастию, исследуя свою совесть, исповедуя грехи и решая конфликты с другими людьми, чтобы удалить препятствия для добрых отношений с Христом и верующими. Осознание своей греховности должно не удерживать от причастия, а побуждать к нему.

11:30
Такое мнение подчеркивает всю серьезность богослужения и причастия. Нельзя относиться к Господней Вечере легкомысленно; заключение нового завета стоило Иисусу жизни. Это не ритуал, а таинство, данное Христом.


вверх   

Толкование 1 Послания к Коринфянам, Библия, Новый Завет