Толкование Послания к Римлянам



  1   2   3   4   5   6  7  8   9   10   11   12   13   14   15   16  

7:1 и далее
В этой главе Павел продолжает последовательное рассуждение. Он доказывает, что закон не способен спасти ни язычников (7:7-14), ни тех, кто его соблюдает (7:15-22), ни даже людей, рожденных заново (7:23-25). Язычников закон осуждает; те, кто пытается его соблюсти, терпят неудачу; человек, рожденный заново, чувствует давление прежней природы. Эта глава подводит итог всему, что было сказано выше, и Павел вновь провозглашает, что спасение нельзя приобрести, повинуясь закону. Только Иисус Христос может освободить нас.

7:3-6
Павел использует пример брака, описывая отношения людей с законом. Если супруг умирает, брак теряет свою силу. Поскольку мы умерли с Христом, закон больше не может осудить нас. Закон не давал нам возможности жить праведно, но Святой Дух дает нам силы приносить Богу добрые плоды. Новые люди, обладающие новой жизнью в силе Святого Духа, мы связаны с Христом и будем служить Ему всем сердцем и разумом.

7:4
Мы становимся новыми людьми. Что это означает? Когда вы признаете Христа своим Господом, ваша жизнь меняется раз и навсегда. Неверующий стремится к исполнению своих желаний. Источник его силы - в его независимости. Христианская жизнь, напротив, обращена к Богу. Он дает нам силу исполнять в повседневной жизни Его волю. Многие верующие на собственном опыте убеждаются, как меняется их восприятие мира, когда они приходят к Христу.

7:6
Некоторые люди пытаются проложить себе путь к Богу, исполняя определенный набор правил. Результатом их усилий бывает растерянность и разочарование. Для них должно стать облегчением, что жертва Христа уже открыла им путь к Богу и что они могут стать Его детьми одной только верой в Него. Но удивительно то, что как только они обретают уверенность в Божьей любви, им становится легче совершать правильные поступки. Они больше не пытаются достигнуть Бога, соблюдая правила, но тем не менее все больше уподобляются Иисусу, проживая день за днем вместе с Ним. На самом деле, здесь нет ничего удивительного. Когда Святой Дух отводит нас от самоусовершенствования и обращает к любви Иисуса, это неизбежно отражается и на нашей жизни.

7:6
Многие христиане полагают, что под законом имеется в виду только система правил нравственного поведения. Но во времена Павла под законом понимали всю иудейскую религиозную систему в целом. Иудеи полагали, что достигнут вечной жизни не столь потому, что соблюдают субботу, не убивают, не лгут и т.д., сколь потому, что принадлежат к иудаизму: соблюдают обрезание, участвуют в религиозных праздниках, остерегаются ритуального осквернения и пр. Люди думали, что спасены законом, то есть участием в иудейской религиозной и культурной жизни. В истории христианства порой возникает сходная ситуация: люди думают, что их спасает система церковных обрядов. Если они крещены, принимают причастие и ходят на исповедь, они полагают, что это служит залогом их спасения. Но любая религия способна уничтожить грех не больше, чем иудейский закон: это может сделать только Бог в ответ на веру человека.

7:6
Соблюдать определенный свод правил бывает не так уж трудно. Вряд ли за последнюю неделю или год вы буквально поклонялись идолам, убивали или воровали. Но соблюдение законов не спасает нас. Даже если бы мы могли удерживаться от дурных поступков (а мы не можем и этого), наши сердца все равно были бы далеки от праведности, и мы были бы виновны перед Богом. Мы не можем найти опоры в религии, пока не обратимся к самому Иисусу Христу за спасением, которое Он дает нам безвозмездно, каково бы ни было наше прошлое. Если мы обращаемся к Христу, нас наполняет уверенность и благодарность. Тогда наша религиозная жизнь тоже изменится - по крайней мере, мы должны стремиться к этому, особенно если наше поведение оставляет желать лучшего. У нас все равно будут возникать проблемы с некоторыми грехами, даже и тогда, когда мы спасены. Но соблюдение закона не есть цель Христа - напротив, Христос есть цель закона. Когда мы понимаем, что именно Он, а не закон, спасает нас, мы можем меньше задумываться о запретах и обязанностях, и больше - о том, как лучше служить Богу в любви и делах,

7:9-11
Если людям было легче без закона, зачем же Бог дал его? Затем, что грех реален и опасен. Представьте себе солнечный день на пляже. Настроение у вас как нельзя лучше. Вдруг вы замечаете надпись: "Не купаться: акулы!" Прекрасный день пропал. Зря ли сделана эта надпись? Сердитесь ли вы на тех, кто ее сделал? Божий закон подобен такой надписи. Она жизненно важна и нужна, но справиться с акулами она не в состоянии.

7:11
Грех вводил людей в заблуждение и через неверное понимание закона. Когда Ева послушалась змея (Быт 3), тот обманул ее, заставив забыть о данной Богом свободе и сосредоточив ее внимание на единственном запрете. С тех пор мы все склонны к непокорности. Грех кажется нам привлекательным, хотя Бог считает его отвратительным. Вместо того, чтобы внять Его предостережениям, мы нарушаем их. Когда мы склоняемся к греху, нам стоит оглянуться и посмотреть на закон с другой точки зрения: в свете Божьей милости. Если мы вспомним о Его великой любви к нам, мы поймем, почему Он просит нас не делать тех или иных вещей. Он удерживает нас от того, что рано или поздно обязательно причинит нам вред.

7:15
Павел сообщает три открытия, которые он совершил в борьбе со своими греховными желаниями. (1) Знание не дает спасения (7:9). Павел чувствовал себя отлично, пока не понял требований закона. Когда он узнал истину, то понял, что осужден. (2) Человек не в силах управлять собой (7:15). Павел замечает, что совершает даже такие грехи, которые сам считает отвратительными. (3) Даже серьезный христианский опыт не изгоняет грехи из жизни верующего (7:22-25). Постепенное уподобление Христу происходит с верующим на протяжении всей его жизни. Павел уподобляет христианский рост напряженным спортивным состязаниям (1 Кор 9:24-27; 2 Тим 4:7). Итак, как подчеркивает Павел в самом начале письма, никто в этом мире не невинен; никто не заслужил спасения - ни язычник, который не знает Божьих законов, ни иудей или христианин, который знает и стремится соблюдать их. Все мы должны понять, что полностью зависим от труда Христа ради нашего спасения.

7:15
Это нечто большее, чем вопль отчаявшегося человека. Здесь описан опыт борьбы с грехом, известный любому христианину. Мы должны верно оценивать власть греха. Сатана - могучий искуситель, и у нас может быть множество оправданий. Вместо того, чтобы пытаться преодолеть грех собственной силой воли, мы должны принять великую силу Христа, доступную нам. Бог дает нам ее для победы над грехом; Он посылает к нам Святого Духа - источник нашей силы. И когда мы падаем, Он с любовью нисходит на нас и помогает подняться.

7:17
Эти слова звучат неуклюжим оправданием, но это может быть правдой. Если мы лишены помощи Христа, грех сильнее нас, и иногда мы оказываемся беззащитными перед ним. Вот почему мы никогда не должны бороться с грехом один на один. Иисус Христос, раз и навсегда одержавший победу над грехом, обещает нам свою поддержку. Если мы обратимся к Нему за помощью, нам не придется потерпеть поражение.

7:23-25
Глубоко укоренившийся в нас грех Павел называет "законом, который действует в теле". Это наша слабость перед грехом, все, что более послушно этому миру и нашим желаниям, чем Богу.

7:23-25
То глубокое чувство стыда, которое мы испытываем по поводу своих грехов, было знакомо и Павлу. Павел говорит нам, что делать. Когда он бывал в растерянности, он обращался к самому истоку своей духовной жизни, вспоминая, как однажды был освобожден Иисусом Христом. Когда вы в смятении, следуйте его примеру: благодарите Бога за то, что Он дал вам свободу в Иисусе Христе. Пусть реальность Христовой силы возвысит вас до победы над грехом.


вверх   

Толкование Послания к Римлянам, Библия, Новый Завет