Толкование Евангелия от Матфея



1   2   3   4   5   6   7   8  9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  

23   24   25   26   27   28  

9:1
Капернаум хорошо подходил для роли главного города Иисуса во время Его земного служения. Это был богатый город, живущий рыболовством и торговлей. Капернаум был расположен в густонаселенной местности на берегу Галилейского озера, и поэтому в нем постоянно находился римский гарнизон, следивший за поддержанием порядка. Весь строй местной жизни испытывал здесь сильное влияние римских и греческих нравов, стилей, архитектуры и политики.

9:2
Первым, что сказал Иисус парализованному, было: "Грехи твои прощены!" Вслед за этим Он исцелил больного. Мы должны более молить Бога о том, чтобы Он исцелил нас от духовных недугов - грехов, чем об избавлении от физических страданий. Иисус видел, что помимо телесного здоровья этот человек нуждался и в духовном. Духовное здоровье приходит лишь от целительного прикосновения Иисуса.

9:2
У этого человека парализовано было как тело, так и душа: он не мог ходить и не знал Иисуса. Но первой заботой Иисуса было исцелить его духовно. Если Бог не избавляет от болезни нас или любимого нами человека, нам следует помнить, что Христос заботится не только о физическом здоровье. Все мы будем совершенно исцелены в грядущем Царстве Христа, но вначале нам нужно познать Его.

9:3
Богохульство заключается в том, чтобы объявить самого себя Богом и претендовать на Его права. Религиозные вожди правильно поняли, что Иисус объявляет себя Богом. Однако они не понимали того, что Он действительно Бог, а потому обладает властью исцелять и прощать грехи.

9:5,6
Иисус отвечает своим противникам, подкрепляя свои слова действием: исцеляя парализованного. Сказать - не сделать. Наши слова теряют всякое значение, если их не подтверждают действия.

9:9
Матфей был евреем, нанятым римлянами на должность сборщика налогов в этой местности. Он брал налоги как с граждан, так и с купцов, проходивших через город. Сборщики налогов должны были начислять в свою пользу комиссионные, но большинство из них чрезмерно завышали причитавшуюся им сумму. Поэтому иудеи презирали сборщиков налогов за пособничество врагам и мошенничество.

9:9
Когда Иисус призвал Матфея стать одним из Его учеников, Матфей вскочил и последовал за Ним, оставив свою прибыльную службу. Когда Бог призывает вас следовать за Ним или повиноваться Ему, делаете ли вы это с таким же энтузиазмом? Решение следовать за Иисусом может поставить нас перед трудным или болезненным выбором. Подобно Матфею, мы должны решиться оставить все, что может помешать нам.

9:10-13
Посетив Матфея, Иисус повредил своей репутации. Матфей обманывал людей, но Иисус призвал и изменил его. Мы не должны бояться общения с теми, кто живет вразрез-с нашими нормами: Божье слово может изменить каждого.

9:11,12
Фарисеи постоянно пытались найти повод, чтобы обвинить Иисуса. Они решили, что Его общение со сборщиками налогов и грешниками является удобной возможностью. Они больше заботились о своем авторитете перед людьми, чем о том, чтобы помочь им, и были готовы скорее осудить, нежели ободрить. Но Бог заботится обо всех людях, включая грешных и отверженных. Следуя примеру Иисуса, мы должны делиться Благой вестью с бедными, одинокими и отверженными людьми, а не только с благополучными, талантливыми и известными.

9:13
Первый шаг в следовании за Иисусом заключается в том, чтобы признать свою несостоятельность и допустить мысль, что мы отнюдь не знаем ответов на все вопросы.

9:14
Ученики Иоанна постились в знак покаяния, готовясь к приходу Мессии. Ученикам Иисуса не было нужды поститься, ведь Он был уже с ними! Иисус не осуждал поста - Он сам постился (4:2). Он лишь подчеркивал важность того, что поститься нужно по верным причинам.

9:15
Небесное Царство подобно радостному пиру, а на землю его принес Иисус. Поэтому Его ученики были исполнены радости. Было бы безрассудно плакать или поститься на свадьбе в присутствии жениха.

9:17
В те времена вино хранилось не в бутылях, а в прочных бурдюках, изготовленных из кож животных. Налитое в бурдюк молодое вино бродило, распирая и растягивая его. Старый, уже растянутый бурдюк мог лопнуть, поэтому молодое вино всегда наливалось в новые бурдюки.

9:17
Иисус пришел не для того, чтобы "подправить" прежнюю религиозную систему с ее установлениями и традициями. Его целью было внести нечто новое и в то же время предвозвещенное за века до этого. Новое провозвестие - Евангелие - заключается в том, что Иисус Христос, Божий Сын, пришел на землю, чтобы предложить людям прощение грехов и восстановление мира с Богом. Эта новая проповедь веры и любви не укладывалась в прежнюю религиозную схему. Она всегда будет новой, потому что она должна быть услышана и воспринята каждым поколением. Следуя за Христом, мы должны быть готовы жить совершенно по-новому, по-новому смотреть на людей и по-новому служить им.

9:18
Марк и Лука говорят, что этот человек был одним из начальников синагоги, и называют его имя: Иаир (Мк 5:22; Лк 8:41). Как начальник синагоги он отвечал за управление ее делами, присмотр за зданием, ходом богослужения, посещением по будним дням синагогальной школы и нес обязанность приглашать учителей на субботнюю проповедь. Более подробно о синагоге см. комм. к Мк 1:21.

9:19-22
В наш век безумства и отчаяния нам не нужно беспокоиться о "правильном способе" достичь Бога. Подобно этой женщине, мы можем лишь с верой потянуться к Нему, и Он ответит.

9:22
Бог изменил многолетнюю мучительную ситуацию. Подобно прокаженному и одержимому (см. комм. к 8:3 и 8:28), эта женщина также считалась нечистой из-за кровотечения. Двенадцать лет она была "неприкасаемой" и не имела возможности жить полноценной жизнью. Но Иисус изменил положение, исцелив ее. Порой мы испытываем искушение отступить перед ситуациями, которых мы не смогли изменить на протяжении многих лет. Бог способен изменить то, что кажется безнадежным, даруя нам новую жизнь и надежду.

9:23-26
Начальник синагоги обратился к Иисусу не раньше, чем его дочь умерла, и никто другой уже не мог помочь ему. Но Иисус пришел и воскресил девочку. Христос способен помочь нам, когда кажется, что время ждать какой бы то ни было помощи уже прошло. Он может вновь соединить разрушенные браки, освободить от пагубных привычек, простить и преобразить изуродованные души. Если вы отчаялись, помните, что Христос может совершить невозможное.

9:27-30
Иисус не ответил на просьбу слепых немедленно. Он ждал, чтобы увидеть, насколько они искренни: ведь не всякий, кто просит о помощи, действительно нуждается в ней настолько, что примет ее, когда она будет оказана. Иисус мог ждать и задавать вопросы, чтобы укрепить их веру. Если вам кажется, что Бог медлит с ответом на ваши молитвы, подумайте: может быть, Он испытывает вас, как испытывал двух слепцов? Верите ли вы, что Бог может вам помочь? Действительно ли вы нуждаетесь в этой помощи?

9:27
Выражение "Сын Давидов" было способом обращения к Иисусу как к Мессии, так как было известно, что Мессия будет потомком царя Давида (Ис 9:7). Здесь мы впервые встречаемся с этим обращением у Матфея. Способность Иисуса исцелять слепых была предсказана в Ис 29:18; 35:5; 42:7.

9:28
Эти слепые были настойчивы. Они вошли в дом вслед за Иисусом. Они знали, что Он может исцелить их, и потому ничто не могло их удержать. Такова истинная вера. Если вы верите, что Иисус способен помочь вам в любой нужде - не позволяйте чему или кому бы то ни было помешать вам стремиться к Нему.

9:30
Иисус запретил этим людям говорить, что Он исцелил их, потому что не хотел прославиться лишь как чудотворец. Иисус исцелял,потому что сострадал несчастным и больным людям, но Он хотел также принести в этот больной грехом мир и духовное здоровье.

9:32
В то время, когда Иисус жил в этом мире, демонические силы были, по-видимому, особенно активны. Мы не знаем наверняка, почему и каким образом люди попадают под власть демонов, но это затрагивает и физическую, и душевную стороны человеческого существа. В этом случае демон, вселившись в человека, вызвал физическое расстройство, лишив его дара речи. Подробнее о демонах и одержимости см. комм. к 8:28 и Мк1:23.

9:34
В 9 главе фарисеи обвиняют Иисуса в четырех грехах: богохульстве, безнравственности, неблагочестии и одержимости. Матфей показывает, как Иисуса отвергли те, кто должен бы был принять Его первыми. Почему фарисеи отвергали Иисуса? (1) Он не считался с их религиозной властью. (2) Он ослаблял их авторитет перед народом. (3) Он подвергал сомнению их убеждения. (4) Он раскрывал неискренность их побуждений.

9:34
В то время, как фарисеи задавали Иисусу коварные вопросы, спорили с Ним и осуждали Его, Он у них на глазах исцелял больных от телесных и духовных недугов. Неверие фарисеев происходило не из-за недостатка свидетельств, но из-за ревности к славе Иисуса.

9:35
Радостная весть о Царстве заключалась в том, что обещанный и долгожданный Мессия наконец пришел. Исцеления были знаком того, что Его учение истинно.

9:35-38
Иисусу нужны соработники, способные иметь дело с людскими проблемами и трудностями. Мы можем утешать и наставлять других, так как Бог помогает нам самим (2 Кор 1:3-7).

9:36
Иезекииль также сравнивал Израиль со стадом без пастуха (Иез 34:5,6). Иисус пришел, чтобы быть Пастырем, который может указать людям, как жить, избегая ловушек, расставленных этим миром (см. Ин 10:14).

9:37,38
Иисус называл народ, следовавший за Ним, полем, созревшим для жатвы. Многие люди с готовностью посвятят свою жизнь служению Христу, если кто-нибудь укажет им путь. Иисус велит нам молиться, чтобы люди откликнулись на призыв стать Его помощниками. Часто бывает так, что Бог отвечает на наши молитвы через нас самих. Будьте готовы к тому, что Бог может избрать вас, чтобы показать путь к Нему другому человеку.


вверх   

Толкование Евангелия от Матфея, Библия, Новый Завет, Евангелие