Толкование Евангелия от Матфея



1   2   3   4   5  6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  

23   24   25   26   27   28  

6:2
В данном контексте слово "лицемер" означает человека, творящего добро напоказ, а не из сострадания или иных добрых побуждений. Возможно, его поступки хороши, но побуждения неискренни. Такие дела сами по себе являются единственной наградой этого человека, потому что Бог вознаградит тех, кто служит Ему от чистого сердца.

6:3
Здесь Иисус имеет в виду, что наши побуждения делать добро должны быть искренни. Легко оказывать услугу, рассчитывая в будущем извлечь из этого выгоду. Но верующим следует избегать подобной расчетливости. Мы должны творить добро лишь из той чистой радости, которую это приносит.

6:3,4
Легко делать добро в обмен на признательность и похвалу. Для того, чтобы быть уверенными, что наши действия не продиктованы эгоизмом, нам следует творить добро тайно, не рассчитывая ни на какую награду. Иисус говорит нам проверять свои побуждения великодушием (6:4), молитвой (6:6) и постом (6:18). Эти дела должны совершаться не для себя, но для Бога, чтобы прославить Его. Награда, которую Бог обещает нам, не материальна и никогда не дается тем, кто добивается лишь ее. Делать что-либо в расчете на награду - это не жертва любви. Совершив доброе дело, спросите себя: "Сделал бы я это при условии, что никто никогда не узнал бы об этом?"

6:5-15
Иисус учит о молитве также в Лк11:1-13.

6:5,6
Некоторые люди, особенно религиозные вожди, хотели, чтобы люди считали их праведниками, и молитва в людном месте была одним из способов привлечь к себе внимание. Однако для Иисуса внешние проявления благочестия не имеют никакого значения, так как суть молитвы, согласно Его учению, заключается не в том, что и как именно говорится, но в живой связи человека с Богом. Места для общей молитвы, безусловно, нужны, но если вы молитесь только там, где вас могут заметить - значит, вашим подлинным слушателем является вовсе не Бог.

6:7,8
Многие думают, что постоянное, подобно магическому заклинанию, повторение в молитве одних и тех же слов обеспечит им внимание Бога. Иисус одобряет настойчивую молитву, но осуждает пустое повторение фраз, идущих не от чистого сердца. Прежде, чем начать молиться, убедитесь, что вы действительно имеете в виду именно то, что произносите.

6:9
Эта молитва часто называется Господней молитвой, так как она была дана ученикам самим Христом. Она может стать образцом для наших молитв. Мы должны славить и благодарить Бога, молиться об исполнении Его воли и о наших повседневных нуждах, а также просить Его о помощи для преодоления искушений.

6:9
Выражение "наш Небесный Отец" означает, что Бог не только неприступно велик и свят, но также является личностью и любит нас. Первая строка этой молитвы есть возглас хвалы и призыв славить святое Божье имя. Мы славим Божье имя, относясь к нему с должным благоговением. Произнося его легкомысленно, мы забываем о Божьей святости.

6:10
Выражение "пусть наступит Царство Твое" не означало просьбы об избавлении Израиля от римского гнета, оно относится кдуховной власти Бога. Божье Царство было провозглашено в союзе с Авраамом (8:11; Лк 13:28), осуществляется через господство Иисуса в сердцах верующих (Лк 17:21) и полностью установится, когда все зло будет уничтожено и Бог создаст новые небо и землю (6:10).

6:10
Молясь о совершении Божьей воли, мы выражаем веру в то, что спасительный замысел Бога осуществится и в этом, и в грядущем мире.

6:11
Молясь о хлебе на пропитание, мы признаем, что только Бог питает и поддерживает нас, в противоположность заблуждению, что мы способны сами удовлетворить все свои нужды. Этим мы показываем также и веру в то, что Бог каждый день обеспечивает нас именно тем, в чем мы действительно нуждаемся.

6:13
Это отнюдь не означает, что в искушение нас вводит Бог. Иисус учит нас молиться об избавлении от сатаны и его соблазнов. Все христиане борются с искушениями. Порой оно бывает столь тонким, что мы даже не осознаем его. Бог обещал, что не позволит нам быть искушаемыми свыше наших сил (1 Кор 10:13). Просите Бога о том, чтобы Он помог вам распознать искушение и дал вам сил преодолеть его. Также об искушении см. комм. к4:1.

6:14,15
Иисус предупреждает нас: если мы откажемся прощать других, Бог также откажется простить нас. Почему? Потому что отказываясь простить, мы отрицаем, что сами мы тоже грешники, которые нуждаются в Божьем прощении. Божье прощение наших грехов не является прямым результатом того, что мы простили других, однако оно основывается на нашем понимании того, что такое прощение (см. Еф 4:23). Насколько были бы прощены вы сами, если бы Божье прощение исходило из того, как вы простили других? Легко просить Бога о милости, но нелегко даровать ее другим. Прося у Бога прощения своих грехов, мы должны спрашивать себя: "Простил ли я тех, кто обидел меня или причинил мне зло?"

6:18
Пост - это время, когда человек ограничивает себя в пище, чтобы полнее отдаться молитве. Это благое и трудное дело. Пост дает нам время для молитвы, учит нас владеть собой, напоминает нам, без скольких лишних вещей мы могли бы обойтись, и помогает по достоинству оценить Божьи дары. Иисус осуждал не пост, а лицемерие, когда люди демонстрировали, что постятся, ради одобрения окружающих. Для иудеев пост был обязателен раз в году - в День Отпущения (Лев 23:32). Фарисеи добровольно постились дважды в неделю, чтобы произвести впечатление своей праведностью. Иисус одобряет самоограничение, которое не ищет славы и исходит от чистого сердца. Он хочет, чтобы люди служили Ему по любви, а не из тщеславия.

6:22,23
Способность к духовному видению позволяет нам постигать замысел Бога о нашей жизни в этом мире. Однако это духовное зрение легко может быть замутнено нашими мыслями и желаниями. Ему вредят себялюбивые интересы, страсти и цели. Лучшим путем восстановить его является служение Богу.

6:24
Иисус говорит о том, что у нас должен быть только один господин. Мы живем в обществе, где многие служат деньгам, проводя всю свою жизнь в накопительстве, лишь для того, чтобы в конце концов умереть, не взяв с собой ничего. Погоня за деньгами и тем, что на них можно купить, далеко уводит от Бога и духовных ценностей. Что бы вы ни копили, это отнимает у вас время и силы. Не попадитесь в эту ловушку, ведь "любовь к деньгам -это корень всех зол" (1 Тим 6:10). Можете ли вы честно сказать, что ваш господин - Бог, а не деньги? Спросите себя: чему в первую очередь посвящены мои мысли, время и усилия?

6:24
Объясняя, что в первую очередь мы должны приобретать вечные сокровища, Иисус противопоставляет небесные и земные ценности. Мы не должны становиться рабами того, чем мы владеем. Когда наша собственность приобретает для нас слишком большое значение, мы должны от чего-то добровольно отказываться. Иисус призывает нас жить, довольствуясь тем, что у нас есть, так как мы избрали вечное и непреходящее.

6:25
Иисус говорит, что излишнее беспокойство о тех потребностях, которые Бог обещал удовлетворить, наносит вред. Какой? Беспокойство (1) вредит физически, лишая сна и аппетита; (2) приковывает к себе все мысли; (3) отрицательно влияет на взаимоотношения с людьми; (4) подрывает веру в Бога. Разница между здоровой заботой и суетливым беспокойством проста: беспокойство парализует нас, забота побуждает и дает стимул трудиться.

6:33
Отдать Богу первое место в вашей жизни означает обращаться за помощью в первую очередь к Нему, сверять свои желания с Его волей, подражать Ему, служить и быть покорным Ему во всем. Что для вас важнее всего в жизни? Люди, вещи, цели и желания борются в ней за первое место. Если вы не решите отдать его Богу во всем, что-нибудь другое обязательно займет Его место.

6:34
Планировать свой завтрашний день полезно, но беспокоиться о нем - пустая трата времени. Тщательное планирование-это обдумывание наперед своих целей, действий, расписания и вера в Божью помощь. Добротно составленный план может укротить беспокойство. Тому, кто постоянно в тревоге и мучим страхами, трудно верить в Бога. Его планы часто становятся преградой для связи с Богом. Не позволяйте тревогам о будущем нарушить вашу сегодняшнюю связь с Богом!


вверх   

Толкование Евангелия от Матфея, Библия, Новый Завет, Евангелие