Толкование Евангелия от Матфея



1   2   3   4  5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  

23   24   25   26   27   28  

5:1
Главы Мф 5-7 называются Нагорной проповедью. Иисус произнес эту проповедь на горном склоне, неподалеку от Капернаума. В ней Он выразил свое отношение к закону. Положение, громкое имя и богатство в Его Царстве не имеют никакого значения. Самое главное -это верность и искреннее послушание. Нагорная проповедь бросила вызов гордым и мелочным религиозным вождям того времени. Она заставила их вспомнить голоса пророков Ветхого Завета, которые, подобно Иисусу, учили о том, что искреннее послушание Богу куда важнее для Него, чем соблюдение ритуалов. Некоторые комментаторы полагают, что эта проповедь соответствует записанной в Лк 6:17-49. Однако повествование Луки, значительно менее подробное, чем у Матфея, сильно отличается от него. Другие толкователи считают, что это две различных проповеди Иисуса, сходные по тематике. Приверженцы второй гипотезы указывают на то, что проповеди были произнесены в разное время: у Матфея - во время первого благовестнического путешествия Иисуса, а у Луки - после избрания двенадцати учеников. Очевидно, Иисус повторял некоторые из своих важнейших изречений по-разному, в соответствии с конкретной ситуацией.

5:1,2
За Иисусом следовали огромные толпы - о Нем говорил весь город, и всякий желал хотя бы раз взглянуть на Него. Ученики, находившиеся к Нему ближе всех, конечно, испытывали искушение возгордиться. Пребывание рядом с Иисусом не только наделяло их значимостью, но и представляло исключительную возможность для приобретения земных благ. Поэтому прежде, чем обратиться к народу, Иисус предостерег своих учеников. Заповеди блаженства (5:1 -12), как и вся Нагорная проповедь, могли быть обращены к ученикам, хотя их слушал весь народ. Ожидайте не славы и удачи, предупреждал Иисус, но слез, страданий и гонений. Однако далее Он утверждает, что Его последователи будут щедро вознаграждены - хотя, возможно, и не в этой жизни. Бывает так, что следуя за Иисусом, мы приобретаем популярность, и если мы забываем Нагорную проповедь, то однажды можем обнаружить, что мы используем Божье учение лишь в своих собственных интересах.

5:3-12
Существует по меньшей мере четыре пути понимания Заповедей блаженства: (1) это своего рода моральный кодекс и мерило поведения для всех верующих; (2) это противопоставление вечных ценностей Царства преходящим ценностям этого мира; (3) это противопоставление поверхностного "благочестия" фарисеев подлинной, глубокой вере, которой хочет Христос; (4) эти заповеди раскрывают, как в грядущем Царстве будут исполнены ветхозаветные ожидания. Заповеди не следует рассматривать как выбор возможностей: возьми то, что больше тебе по душе, и забудь про все остальное. Они должны восприниматься как целое. Они говорят нам, какими должны быть истинные последователи Христа.

5:3-12
Каждая из этих заповедей говорит нам, как быть счастливыми (другие переводы используют здесь слово "блаженны"). Эти слова не означают удовольствия, веселья или мирского преуспеяния. Иисус совершенно переворачивает привычное представление о счастье. Для Него счастье заключается в надежде и радости, которые не зависят от внешних обстоятельств. Найти эту надежду и радость означает приблизиться к Богу, служа и повинуясь Ему.

5:3-12
Когда Иисус провозгласил, что Небесное Царство близко, люди, конечно, спрашивали Его, что нужно совершить, чтобы войти в это Царство? Иисус ответил, что им следует жить не так, как учили религиозные вожди, и искать иных выгод и наград, чем искали фарисеи и саддукеи. Многие ищут счастья, которое скоротечно, но лишь очень немногие стремятся к Божьей радости, которая не кончается никогда. Что управляет вашими поисками? Мирское себялюбие, гордость и ненасытная жажда власти или же тот идеал, к которому призвал Иисус? 5:3-12 Иисус начинает свою проповедь словами, которые кажутся противоречивыми друг другу. Но Божий замысел о человеческой жизни нередко противоречит мирскому. Если вы хотите жить для Бога, вы должны быть готовы говорить и делать то, что покажется миру странным. Вы должны быть готовы отдавать, когда другие берут, любить, когда другие ненавидят, помогать, когда другие презирают. Поступая так, вы обретете все, тогда как другие могут остаться ни с чем.

5:11,12
Иисус сказал нам радоваться, когда нас преследуют. Гонение может обернуться благом, потому что (1) оно отвращает нас от земных наград; (2) оно отсекает тех, кто верит лишь до первого испытания; (3) оно укрепляет веру тех, кто терпелив; и (4) служит примером для тех, кто последует за нами. Мы можем укрепляться тем, что в прошлом величайшие Божьи пророки, такие как Илия, Иеремия, Даниил, также были гонимы. В настоящее время гонения раскрывают глубину нашей веры. В будущем Бог вознаградит верных Ему, позволив им войти в Его вечное Царство, где уже не будет никаких страданий.

5:13
Если соль не имеет вкуса, она не имеет и ценности. Если христиане не пытаются преобразить окружающий их мир, они малоценны для Бога. Если мы слишком любим этот мир, мы можем оказаться недостойны Божьего Царства. Христианам не следует быть в плену ни у какой мирской силы, напротив, мы должны оказывать на окружающих благотворное воздействие, подобно соли, улучшающей вкус пищи.

5:14-16
Возможно ли спрятать город, стоящий на вершине горы? Ночью его огни видны далеко вокруг. Если мы живем для Христа, мы будем светить Его светом, раскрывая окружающим Его образ. Мы скрываем наш свет, если (1) храним молчание, когда нужно говорить;
(2) идем "в ногу" с толпой; (3) позволяем греху затмить его; (4) не делимся им с другими; (5) пренебрегаем нуждами других. Будьте маяком веры, не скрывайте вашего света от окружающего мира.

5:17
Нравственные и обрядовые законы были даны людям Богом, чтобы помочь им полюбить Его всем сердцем и разумом. Однако в течение всей истории Израиля эти законы часто оказывались неверно истолкованы и неправильно применены. Ко времени Иисуса законники и религиозные вожди превратили закон в запутанную и громоздкую систему бытовых предписаний. Когда Иисус говорил о новом понимании Божьего закона, Он пытался обратить людей к его первоначальному предназначению. Иисус никогда не отрицал закона - Он возражал лишь против тех злоупотреблений и крайностей, которые искажали его смысл.

5:17-20
Если Иисус не упразднил закона, означает ли это, что мы и сегодня должны исполнять все ветхозаветные установления? В Ветхом Завете существует три вида законов: обрядовый, гражданский и нравственный.
(1) Обрядовый закон определял характер ветхозаветного богослужения (см., напр., Лев 1:2,3). Его главной целью было предуказать жертву Христа, и поэтому эти предписания перестали быть необходимыми после Его смерти и воскресения. Но хотя мы более не связаны обрядовыми предписаниями Ветхого Завета, принцип, стоящий за ними - любить Бога и поклоняться Ему по-прежнему остается в силе. Фарисеи часто обвиняли Иисуса в нарушении обрядового закона.
(2) Через гражданские установления Божий закон претворялся в повседневную жизнь Божьего народа (см., напр., Втор 24:10,11). Так как современное общество и культура уже слишком сильно отличаются от древнеизраильских, все эти указания просто не могут быть соблюдены. Но принципы, стоящие за ними, непреходящи и должны руководить нашим поведением. Иисус исполнил их своим примером.
(3) Нравственный закон (например, Десять заповедей) прямо выражает Божью волю и недвусмысленно требует повиновения (см., напр., Исх 20:13). Он раскрывает сущность и волю Бога и по-прежнему сохраняет свою силу сегодня. Иисус во всем был послушен нравственному закону.

5:19
Некоторые из тех, кто находился в толпе, должно быть, прекрасно умели учить других, но при этом упускали суть Божьих законов. Религиозные вожди полагали, что главная цель их жизни - поучать. Однако Иисус показал, что высшей целью человеческой жизни должно быть послушание Богу. Гораздо легче изучать Божьи законы и учить им других, чем исполнять их в своей жизни.

5:20
Пытаясь следовать закону, фарисеи были вполне добросовестны и весьма требовательны к себе. Как же Иисус призывает нас к еще большей праведности? Слабостью фарисеев было то, что они удовлетворялись внешним исполнением предписаний закона, не позволяя ему изменить их сердца. Поэтому Иисус говорит о том, что наша праведность должна качественно превосходить праведность фарисеев. Мы можем казаться благочестивыми, и все-таки находиться далеко от Божьего Царства. Бог судит наши сердца так же, как и дела, потому что именно сердце является источником подлинной преданности. Заботьтесь о своих намерениях, которые никому не видны, также, как о поступках, которые открыты всем.

5:20
Иисус говорил своим слушателям, что им необходима добродетель не фарисейская, а совсем иного рода. Наша добродетель (1) основана на том, что Бог совершает в нас, а не на том, что можем совершить мы сами; (2) должна быть сосредоточена на Боге, а не на нас самих; (3) основывается на почитании Бога, а не на людской похвале; (4) должна быть глубже, чем простое подчинение закону: она должна исходить из любви к принципам, на которых основан закон.

5:21,22
Иисус не упразднял закона и не прибавлял к нему ничего нового. Напротив, Он помогал людям полнее понять, почему Бог дал такой закон. Например, Моисей сказал "Не убей", Иисус же говорит, что нельзя даже гневаться на ближнего, потому что этим мы убиваем его в своем сердце. Фарисеи чтили закон и чувствовали себя праведниками, потому что не убивали. Однако они таили в сердце лютую злобу, которая в конце концов вылилась в заговор с целью убить Иисуса, хотя сами они не захотели обагрить рук Его кровью. Мы упускаем истинный смысл Божьего слова, если, читая заповеди, не стремимся понять, почему Бог дал их нам. Бывает ли так, что вы соблюдаете Божьи заповеди, но упускаете их истинный смысл?

5:21,22
Убийство - страшный грех, но то же можно сказать и о затаенной злобе, она также нарушает Божью заповедь о любви к ближнему. Злоба здесь означает глухое, всепоглощающее ожесточение против кого-либо. Это опасное чувство, постоянно грозящее вырваться из-под контроля, ведет к насилию, душевным травмам и другим разрушительным результатам. Она наносит и духовный урон, мешая нам воспитывать характер, угодный Богу. Случалось ли вам гордиться тем, что вы сдержались и не высказали человеку, на которого сердились, того, что вертелось у вас на языке? Внешний самоконтроль полезен, но Христос хочет, чтобы мы добивались контроля и над своими мыслями. Он предупредил, что мы будем держать ответ и за наши намерения.

5:23,24
Нарушенные взаимоотношения с людьми могут стать помехой для нашей связи с Богом. Если мы обижены, нам следует примириться как можно скорее. Мы лицемерим, если говорим, что близки к Богу, но удаляемся от наших ближних. Наши взаимоотношения с людьми отражают нашу связь с Богом (1 Ин 4:20).

5:25,26
Во времена Иисуса того должника, который не мог заплатить долга, сажали в тюрьму до тех пор, пока кто-либо не соглашался заплатить за него. Если этого не происходило, должник мог умереть, так и не выйдя на свободу. Иисус советует нам разрешать все спорные вопросы до того, как гнев других сможет причинить нам неприятности (Притч 25:8-10). Возможно, вам не доведется поссориться ни с кем так сильно, чтобы попасть под суд, но даже небольшие конфликты легче погасить в самом начале. В более широком смысле эти стихи советуют уладить наши отношения с ближними еще до того, как мы должны будем предстать перед Богом.

5:27,28
Ветхий Завет запрещает супружескую неверность (Исх 20:14). Иисус говорит, что уже одно желание нарушить верность есть мысленная измена, что тоже является грехом. Иисус подчеркивает, что грешному поступку предшествует грешное намерение. Быть верным жене или мужу телом, изменяя в глубине души, также означает разрушение брачного союза, так как подрывает самую его основу - доверие друг ко другу. Иисус не осуждает естественного влечения, однако строго запрещает сознательное потакание нечистым мыслям, которые ведут к греху.

5:27,28
Некоторые полагают, что так как развратные мысли уже сами по себе грех, то им не остается ничего другого, как предаться разврату на деле. Это неверно, поскольку (1) влечет скорее к тому, чтобы извинить грех, а не искоренить его; (2) разрушает брак; (3) это сознательное восстание против Божьего слова; (4) это всегда приносит вред окружающим. Желание все-таки не так губительно, как действие, но и оно мешает нам достигнуть праведности. Необузданные греховные желания в конце концов претворяются в действие и уводят вас от Бога.

5:29,30
Иисус часто использовал образные выражения. Он не имел в виду, что нам действительно следует вырывать себе глаза (ведь вожделеть может и слепой). Однако если бы перед нами встал такой крайний выбор, то куда лучше было бы пожертвовать глазом или рукой, чем навек погибнуть. Порой мы терпимо относимся к своим грехам, которые постепенно разрушают нас. Лучше претерпеть мучение, избавляясь от дурной привычки, чем позволить греху погубить вас.

5:31,32
Развод и сегодня столь же пагубен и так же ранит души, как и во времена Иисуса. Бог определил, чтобы брачный союз соединял людей на всю жизнь (Быт 2:24). Вступая в брак, не следует думать, что развод всегда остается запасным выходом для разрешения семейных проблем или для избавления от изживших себя отношений. Иисус обличает и тех, кто оскверняет брак, рассматривая возможность развода при желании жениться на ком-то другом. Укрепляет или разрушает ваш брак то, как вы живете сегодня?

5:32
Иисус запретил развод, за исключением ситуации, когда один из супругов нарушает верность. Однако это вовсе не означает, что развод должен стать автоматическим следствием супружеской измены. Сперва следует попытаться простить, помириться и восстановить прежние отношения. Мы всегда должны искать способов восстановить пострадавшие отношения, а не оправданий для того, чтобы избавиться от них.

5:33
Здесь Иисус подчеркивает, как важно говорить правду. Люди нарушали свои обещания и клялись случайно и легкомысленно. Хранить свое слово очень важно: на этом основывается доверие, это делает возможными надежные взаимоотношения. Если вы даете клятву, помните: Библия сурово осуждает тех, кто клянется, не подумав или заведомо зная, что не сдержит слова, и тех, кто клянется ложно, используя при этом Божье имя (Исх 20:7; Лев 19:12; Числ 30:1,2; Втор 19:16-20). Клятвы уместны лишь в определенных обстоятельствах, и то потому, что мы живем в грешном мире, который насквозь проникнут недоверием.

5:33-37
Клятвы были широко распространены, однако Иисус сказал своим последователям избегать их: одного их слова должно быть вполне достаточно (см. Иак 5:12). Известны ли вы как хозяин своего слова? Честность кажется нам такой редкостью, что мы порой невольно чувствуем необходимость сопровождать свои заявления обещаниями. Если мы всегда говорим правду, нам не нужно будет постоянно подкреплять свои слова клятвой.

5:38
Иисус объяснил, что целью этого закона является милость, а не слепая личная месть (Исх 21:23-25; Лев 24:19,20; Втор 19:21). Эти законы были даны Богом, чтобы ограничить месть и помочь правосудию определить меру наказания, соответствующую провинности. Однако многие пытались оправдать этими принципами свою мстительность и жестокость. Люди и сегодня по-прежнему извиняют свою месть, претендуя на то, что справедливо платят злом за зло.

5:38-42
Когда нам причиняют зло, нашей первой реакцией является желание воздать его вдвойне. Однако Иисус сказал, что тем, кто обидел нас, мы должны платить добром. Мы должны стремиться полюбить и простить, а не таить злобу. Это противоречит естественной реакции, и только Бог может дать нам сил любить так, как любит Он. Вместо того, чтобы обдумывать месть, молитесь за тех, кто причиняет вам зло.

5:39-44
Для многих иудеев того времени эти слова звучали оскорблением. Мессия, готовый подставить оскорбителю другую щеку, не мог быть тем могучим вождем, которого они ждали, чтобы восстать против Рима. Под римским гнетом иудеи привыкли ненавидеть врагов и мстить им. Но Иисус учит отвечать на несправедливость по-иному. Вместо того, чтобы воевать за свои права, Он предлагает нам добровольно отказаться от них. Гораздо важнее самому быть справедливым и милосердным, чем требовать этого от других.

5:43,44
Призывая к кротости, Иисус удерживает нас от злоупотреблений, окажись власть у нас в руках. Лишь любя наших врагов и молясь за них, а не воздавая им обидой за обиду, мы можем победить зло. Фарисеи толковали Лев 19:18 как заповедь о том, чтобы любить лишь друзей и близких, а тексты Пс 138:19-22 и 139:9-11 - как учение о ненависти к врагам. Но Иисус говорит, что мы должны любить наших врагов. Этим мы показываем, что Иисус действительно наш Господь. Такой путь возможен лишь для тех, кто полностью отдал себя Богу, так как лишь Он способен избавить нас от природного эгоизма. Мы должны верить, что Святой Дух поможет нам любить тех, к кому мы не в силах испытывать никаких добрых чувств.

5:48
Каким образом мы можем быть совершенны? (1) Характером. В этой жизни мы не можем быть безупречны, но по крайней мере, мы можем стремиться к тому, чтобы уподобиться Христу, жаждая нравственного совершенства и избегая греха. (2) Праведностью. Подобно фарисеям, мы должны удалиться от греховных ценностей этого мира. Но в отличие от них, мы должны посвятить себя исполнению не собственной, а Божьей воли, и нести в этот мир Его милость и любовь. (3) Зрелостью. Мы не можем уподобиться Христу и достигнуть святости сразу же, но это не значит, что мы не должны совершенствовать себя постепенно. Подобно тому, как мы ожидаем разного поведения от ребенка, подростка и взрослого человека, Бог ожидает разного поведения от нас в зависимости от того, на какой ступени духовного развития мы находимся. Наше поведение может соответствовать нашему уровню зрелости, и все-таки нам предстоит еще расти и расти. Наша склонность к греху не должна препятствовать стремлению уподобиться Христу. Те, кто стремится к совершенству, однажды станут столь же совершенны, как Он сам (1 Ин 3:2).


вверх   

Толкование Евангелия от Матфея, Библия, Новый Завет, Евангелие