Толкование Евангелия от Матфея



1   2   3  4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  

23   24   25   26   27   28  

4:1
Это искушение показывает нам, что Иисус был подлинным человеком. Здесь мы видим пример, которому мы должны следовать, когда подвергаемся искушениям. Искушение Иисуса дьяволом было важно, так как через него раскрылась безгрешность Иисуса. Он встречал искушение и не уступал ему.

4:1
Этот период испытаний показывает нам, что Иисус действительно был Сыном Божьим, способным победить дьявола и его искушения. Тот, кто никогда не имел возможности преступить заповедь, не мог показать и истинного послушания. Во Втор 8:2 говорится о том, что Бог увел израильтян в пустыню, чтобы смирить и испытать их. Бог желал знать, чем они ответят на это и будут ли действительно послушны Ему. Нам также предстоят испытания. Так как мы знаем об этом, мы должны быть готовы встретить их. Помните, что наши убеждения подлинны лишь тогда, когда выдерживают проверку.

4:1
Сатана искушал Еву в Эдемском саду. Иисуса он искушает в пустыне. Сатана - падший ангел - это не символ зла, он реально существует и постоянно враждует с теми, кто следует за Богом и послушен Его воле. Искушения сатаны также существуют вполне реально: он всегда старается заставить нас поступать так, как хочется ему или нам самим, но не так, как хочет Бог. Иисус воцарится над всем творением, когда придет должное время, сатана же старался вынудить Его провозгласить о Его царском достоинстве преждевременно. Если бы Иисус уступил, то цель Его земного служения - умереть во искупление наших грехов и дать нам возможность обрести вечную жизнь - не могла бы быть достигнута. Когда искушения слишком сильны или когда вам кажется, что уступка им вполне простительна, присмотритесь, не сатана ли пытается помешать осуществлению Божьих замыслов о вашей жизни?

4:1
Иисус подвергся искушению не в храме или во время крещения; нет, это произошло в пустыне, когда Он был измучен, голоден и одинок, а следовательно, наиболее уязвим. Сатана часто искушает нас, когда мы уязвимы: измучены, одиноки, подавлены серьезными проблемами или стоим перед пугающей неизвестностью. Однако он может искушать и тогда, когда мы сильны и близки к гордости (см. комм. К Лк4:3). Мы должны неусыпно стоять на страже, чтобы вовремя распознавать и отражать его нападения.

4:1-10
Искушения сатаны направлены на три главных области: (1) физические желания; (2) страсть к обладанию и силе; (3) гордость (см. также 1 Ин 2:15,16). Но Иисус не уступил. Евр 4:15,16 говорит, что Иисус был искушаем точно так же, как и мы, но ни разу не сдался и не согрешил. Он по собственному опыту знает все, что мы испытываем. Он готов и способен помочь нам в борьбе. Во время искушения обратитесь к Нему, и Он укрепит вас.

4:3,4
После сорокадневного поста Иисус был голоден и слаб. Однако Он предпочел не использовать свою божественную силу для того, чтобы удовлетворить естественное желание насытиться. В пище, голоде, насыщении нет никакого греха, но дело не в этом. Иисус отказался от возможности сотворить чудо с помощью неограниченной божественной силы, чтобы полностью пройти свой человеческий путь. Мы также можем подвергнуться искушению удовлетворить совершенно нормальное желание недолжным образом или в неподходящее время. Многие из наших естественных желаний хороши и даны нам Богом, но удовлетворять их следует в соответствии с Божьей волей.

4:3,4
Иисус смог противостоять всем искушениям сатаны, потому что Он не только знал Писание, но и повиновался ему. Евр 4:12 говорит, что Божье слово - это оружие, подобное обоюдоострому мечу, предназначенное для духовной битвы. Знание Библии - важная помощь в противостоянии сатане, но мы должны также и повиноваться ей. Заметьте, что дьявол также помнил Писание, но не исполнял его заповеди. Знание и послушание Библии помогает нам следовать воле Бога, а не сатаны.

4:5
Храм был средоточием всей религиозной жизни израильского народа и тем местом, где иудеи ожидали встретить Мессию (Мал 3:1). Ирод Великий обновил храм, надеясь снискать расположение народа. Храм был самым высоким зданием в той местности, и его крыло, вероятно, представляло собой угол стены, выдававшийся с холма и нависавший над долиной. Отсюда Иисус мог видеть весь Иерусалим, который лежал позади, и страну, простиравшуюся перед Ним.

4:5-9
Бог - не чародей. Отвечая на лукавое предложение дьявола, Иисус сказал о том, что нельзя искушать Бога своим безрассудством (Втор 6:16). Некто однажды просил Иисуса сотворить особое знамение, чтобы помочь людям поверить. Но Иисус ответил ему, что те, кто не верит словам Писания, не поверят даже если кто-нибудь воскреснет из мертвых (Лк 16:31). Требовать у Бога знамений равнозначно попытке насильно воздействовать на Него. Он хочет, чтобы мы жили не случайностью, а верой.

4:6
Сатана использовал Писание, пытаясь заставить Иисуса согрешить. Возможно, кто-то станет заманчиво и убедительно доказывать вам, что вы вправе сделать нечто, что вы считаете злом. Для этого можно найти даже библейские тексты, кажущиеся подтверждением. Изучайте Библию тщательно, особое внимание уделяя контексту тех стихов, значение которых кажется вам странным, чтобы понять, чего ждет от вас Бог. Только в том случае, если вы действительно понимаете, о чем говорится в Писании, вы сможете определить ошибку тех, кто изымает библейские стихи из контекста и приспосабливает их к собственным целям.

4:8,9
Обладал ли сатана властью дать Иисусу все царства мира? Не Богу ли, Творцу мира, были они подвластны? Сатана либо лгал о своем могуществе, либо имел в виду то временное господство над миром, которое доступно ему через греховную природу человечества. Искушение заключалось в том, чтобы заставить Иисуса подчинить мир политическому господству и немедленно. Сатана пытался помешать служению Иисуса, убеждая Его предпочесть господство над миром осуществлению Божьих замыслов.

4:8-10
Дьявол предлагал Иисусу весь мир в обмен на то, чтобы Он поклонился ему. Сегодня сатана предлагает нам этот мир, пытаясь увлечь нас приманкой материализма и власти. Мы можем противостоять его искушениям так же, как это делал Иисус. Если вы чувствуете, что страстно желаете чего-либо, что предлагает вам мир, вспомните слова Писания: "Господа, Бога твоего, бойся и Ему служи" (Втор 6:13).

4:11
Ангелы, подобные тем, что служили Иисусу, исполняют важную роль Божьих вестников. Эти духовные существа вошли в земную жизнь Иисуса (1) предвозвещением о Его рождении Марии; (2) ободрением Иосифа; (3) наречением имени Иисусу; (4) возвещением о Его рождении пастухам; (5) спасением Иисуса и Его семьи от опасности через бегство в Египет; (6) служением Ему в Гефсиманском саду. Полнее об ангелах см. комм. к 1:20.

4:12,13
Иисус покинул Назарет, ставший для Него родным городом, чтобы поселиться в Капернауме, в 32 км к северу. Во время Его служения в Галилее Капернаум стал для Него главным городом. Возможно, Он переселился туда, чтобы (1) уйти от сильного противодействия, которое Он встречал в Назарете; (2) получить возможность воздействовать на большее количество людей (Капернаум был крупным торговым городом, и благодаря этому проповедь Иисуса могла достигать несравнимо большего числа людей, а также распространяться быстрее). Переселение Иисуса исполнило пророчество Исайи (Ис 9:1,2), что Мессия будет светом для земли Завулона и Неффалима, то есть той области Галилеи, где был расположен Капернаум.

4:14-16
Матфей продолжает указывать на связь служения Иисуса с Ветхим Заветом, что было важно для еврейской аудитории евангелиста, хорошо знакомой с этими священными текстами.

4:17
"Небесное Царство" у Матфея означает то же самое, что "Божье Царство" у Марка и Луки. Матфей использует это выражение потому, что из-за благоговения перед Божьим именем многие иудеи не произносили его вслух. Небесное Царство близко, потому что оно уже водворилось в наших сердцах. Полнее о Небесном Царстве см. комм. 3:2.

4:17
Иисус начинает свое служение тем же призывом, который израильтяне уже слышали от Иоанна Крестителя и который и сегодня означает то же, что и тогда. Стать последователем Иисуса означает отвратиться от себялюбия и самовластия и вверить всю свою жизнь любви и власти Бога.

4:18
Это озеро называется также Галилейским морем. Во времена Иисуса близ Галилейского моря располагалось около 30 городов, существовавших рыбной ловлей. Самым крупным из них был Капернаум.

4:18-20
Иисус сказал Петру и Андрею оставить свой промысел и стать "ловцами людей". Слова Иисуса означали, что Он мог показать им, как помочь другим людям прийти к Богу. Мы все должны стать "ловцами душ". Если мы следуем примеру и заповедям Христа, исполняя их в повседневной жизни, мы сможем привести окружающих к Нему.

4:19,20
Эти люди были знакомы с Иисусом. Он уже разговаривал с Петром и Андреем (Ин 1:41,42) и проповедовал в этих местах. В тот момент, когда Иисус призвал их, они знали, кто обращается к ним, и были готовы идти за Ним. Они не были зачарованы и безвольны, совсем наоборот, они глубоко осознавали, что следование за Иисусом может совершенно преобразить их жизнь.

4:21,22
Иаков и его брат Иоанн, вместе с Петром и Андреем, были теми учениками, которых Иисус призвал первыми трудиться вместе с Ним. Его призыв побудил их немедленно прекратить и оставить прежние занятия. Они не отказались из-за того, что Он позвал их не вовремя, но сразу же пошли за Ним. Иисус зовет каждого из нас стать Его последователем. Когда Он призывает нас служить Ему, мы должны, подобно первым ученикам, немедленно выполнить Его просьбу.

4:23
Иисус учил, проповедовал и исцелял. Таковы были три главные стороны Его служения. Учение показывает Его заботу о понимании, проповедь - об исполнении, а исцеление - о здоровье.Чудеса исцелений подтверждают истинность Его учения, доказывая, что Он действительно пришел от Бога.

4:23
Иисус много проповедовал и часто говорил в синагогах. Как правило, те города, где жило от десяти и более еврейских семей, имели свою синагогу. Здание синагоги служило местом субботних собраний верующих и школой, открытой в течение всей недели. Глава синагоги был скорее распорядителем, чем проповедником. Его обязанностью было приглашать раввинов, чтобы те учили народ. Приглашать странствующих учителей, каким был и Иисус, было вполне обычным делом.

4:23,24
Иисус проповедовал Радостную весть каждому, кто хотел ее услышать. Весть Иисуса заключалась в том, что приблизилось Небесное Царство, что Бог-с нами и заботится о нас. Он может исцелить нас не только от телесных, но и от духовных недугов. Слова Иисуса были Радостной вестью, потому что в них звучали свобода и надежда, мир и вечная жизнь с Богом.

4:25
Десятиградие было расположено к востоку от Галилейского моря. Его составляли десять греческих городов, объединившихся для взаимной выгоды в торговле и совместной защиты от врагов. Слух об Иисусе распространялся повсюду, и как иудеи, так и язычники шли, чтобы послушать Его проповедь.


вверх   

Толкование Евангелия от Матфея, Библия, Новый Завет, Евангелие