Толкование Евангелия от Матфея



1   2  3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  

23   24   25   26   27   28  

3:1,2
Со времени событий, о которых говорится во 2 главе, прошло почти 30 лет. Теперь перед нами появляется Иоанн Креститель. В своей проповеди он призывает людей к покаянию - оставлению грехов и обращению к Богу. Мы должны полностью отвернуться от себялюбия, которое ведет нас ко лжи, мошенничеству, воровству, осуждению ближних, злословию и разврату. Вместо этого мы должны следовать пути, указанному нам Богом, руководствуясь Его словом. Первым шагом в этом обращении должно стать признание своих грехов, - настаивал Иоанн. Только тогда Бог примет вас и поможет вам жить по Его воле. Помните, что от власти греха нас может избавить лишь Бог. Он не ждет, что мы очистимся прежде, чем обратимся к Нему.

3:2
Царство Божье началось тогда, когда Бог человеком вступил в человеческую историю. Сегодня Иисус Христос властвует в сердцах верующих, но Божье Царство не обретет своей полноты до тех пор, пока зло, присутствующее в мире, не будет осуждено и уничтожено. В первый раз Иисус пришел на землю как страдающий раб. Но Он вернется вновь Царем и Судьей, чтобы властвовать над землей как Победитель.

3:3
Цитируемые здесь слова принадлежат пророку Исайе (Ис40:3), одному из величайших пророков Ветхого Завета, чьи тексты чаще, чем слова других пророков, цитирует Новый Завет. Подобно Исайе, Иоанн был пророком, призывавшим людей раскаяться в грехах и начать жить для Бога. Оба пророка учили о том, что Божий призыв к покаянию - это великое благо для тех, кто ищет и радостно принимает исцеляющее прощение Божьей любви, но грозное предостережение тем, кто отказывается внимать ему, отсекая себя от единственного источника вечной надежды.

3:3
Иоанн Креститель готовил путь для Иисуса. Те, кто не знает Иисуса, могут нуждаться в том, чтобы кто-нибудь подготовил их к встрече с Ним. Мы можем помочь им, доказывая необходимость Божьего прощения, показывая им, как учение Христа воплощается в нашей жизни, и объясняя, как Христос может наполнить их жизнь новым смыслом. Мы можем "выпрямлять путь", исправляя ошибочные представления, которые, возможно, удерживают их от обращения к Христу. Для каждого из знакомых вам людей существует реальная возможность открыться Господу. Что вы можете сделать, чтобы приготовить путь для такого человека?

3:4-6
Как странно должен был выглядеть Иоанн! Многие приходили, чтобы послушать проповедника, одевавшегося и питавшегося столь необычно. Возможно, кто-то приходил из чистого любопытства, а в результате исповедовал свои грехи, покоряясь его властному призыву. Люди порой могут проявлять любопытство к христианству. Мы можем воспользоваться этим, чтобы раскрыть им, как Христос преображает нашу жизнь.

3:4
Иоанн значительно отличался от религиозных вождей своего времени. Тогда как другие часто бывали жадны, самолюбивы и лицемерны, Иоанн посвятил всю свою жизнь служению Богу. Удалившись от царившей вокруг испорченности и лживости, он собственным примером показывал отличие своего учения. Иоанн не просто проповедовал Божий закон - он жил по нему.

3:5
Почему Иоанн привлекал к себе такое внимание? Он был первым истинным пророком за 400 лет. Он бросил вызов и царю Ироду, и религиозным вождям -для народа это было не только смелым, но и притягательным поступком. Однако суровые слова Иоанна были обращены и к ним, потому что и они были грешны и нуждались в покаянии. Его учение было истинным, его призыв был властным. Народ ожидал пророка, подобного Илии (Мал 4:5), и Иоанн, казалось, соответствовал ожиданиям.

3:6
Река Иордан тянется на 115 км. Главный отрезок ее протекает между Галилейским озером и Мертвым морем. Иерусалим находится примерно в 32 км западнее Иордана. По Иордану в свое время проходила восточная граница Израиля, и именно с ним было связано множество событий еврейской истории. Возле Иордана иудеи обновили свой союз с Богом (Иис Нав 1,2), и здесь же Иоанн Креститель призывает их сделать это вновь.

3:6
Когда вы моете грязные руки, результат виден тотчас же. Но очищение души, следующее за покаянием, которое происходит в самой глубине человеческого существа, не становится заметно немедленно. Поэтому Иоанн прибегал к символическому действию: омовению водой. Иудеи использовали этот обряд для присоединения новообращенных к общине, и поэтому слушатели Иоанна хорошо знали его. В данном случае омовение было знаком покаяния и прощения. Покаяние подразумевает изменение образа жизни, это обращение от греха к Богу. Исповедали ли вы совершенные вами грехи? Очевидны ли для окружающих те изменения, которые произошли с вами после покаяния? Новое поведение свидетельствует о том, что ваше покаяние было подлинным.

3:7
Иудейские религиозные вожди представляли несколько групп. Наиболее влиятельными были фарисеи и саддукеи. Фарисеи старательно отделяли себя от всего неиудейского и скрупулезно соблюдали как все ветхозаветные законы, так и предписания устной традиции, веками передававшейся из поколения в поколение. Саддукеи полагали, что Божьим словом является лишь Пятикнижие (от Бытия до Второзакония). Саддукеи происходили главным образом из священнической аристократии, тогда как среди фарисеев были представлены все сословия. Между этими течениями существовала сильная взаимная неприязнь, однако те и другие объединились для противостояния Иисусу. Иоанн Креститель обличал фарисеев за законничество и лицемерие, то есть за слепое следование букве закона в ущерб его содержанию. Саддукеев же он осуждал за использование религии в целях политического возвышения.

3:8
Иоанн Креститель учил, что слова и ритуалы сами по себе отнюдь не главное. Он говорил людям, что они должны изменить свою жизнь. Для Бога важны не слова и не исполнение религиозных обрядов как таковых, а подтверждение этих слов жизнью. Бог судит слова по тем поступкам, которые их сопровождают. Согласуется ли то, как вы живете, с тем, что вы говорите?

3:9,10
Подобно дереву, от которого ждут плодов, Божий народ должен приносить урожай добрых дел. Богу не угодны те, кто лишь называет себя христианами, ничего не делая для того, чтобы подтвердить это. Подобно тем современникам Иоанна, которые были Божьим народом лишь по имени, мы ничего не стоим, если лишь называемся христианами. Если другие не видят, как наша вера проявляется в действии, мы не можем быть Божьим народом.

3:10
Со времен Ветхого Завета Божье слово не изменилось: за бесплодную жизнь люди будут судимы. Бог зовет нас к деятельному послушанию Его воле. Иоанн сравнивает тех, кто утверждает, что верит в Бога, но при этом не живет для Него, с бесплодным деревом, которое будет срублено. Чтобы приносить Богу плоды добрых дел, мы должны повиноваться Его заповедям, противостоять искушениям, деятельно служить людям и нести свет нашей веры. Насколько плодотворна перед Богом ваша жизнь?

3:11
Иоанн крестил людей в знак того, что они обратились к Богу с мольбой о прощении и решили жить по Его воле. Крещение было внешним знаком. Но подлинным свидетельством покаяния были те благотворные изменения, которые происходили в их жизни. Жизнь человека изменяла не вода крещения, а внутренний настрой сердца. Иоанн говорил, что Иисус будет крестить Святым Духом и огнем. Это пророчество о событиях Пятидесятницы (Деян 2), когда Святой Дух, посланный Богом в зримой форме языков пламени, дал апостолам силу проповедовать Радостную весть. Это символизирует также действие Святого Духа, карающего тех, кто отказывается покаяться. Каждый человек однажды будет крещен: либо теперь, Святым Божьим Духом, либо после - огнем Его суда.

3;12
Зерно - полезная и ценная часть колоса, солома и шелуха бесполезны. Ненужную солому сжигают, зерно же, напротив, хранят. Нераскаявшиеся грешники будут осуждены и отвергнуты, потому что они бесполезны для Божьего дела, но те, кто верит, будут спасены Богом и станут Его соработниками.

3:13,14
Иоанн говорил о том, что крещение, которым будет крестить Иисус, серьезнее и важнее, чем то, которым крестит он сам, - и вдруг сам Иисус пришел к нему, прося крестить Его! Иоанн не считал себя достойным совершить это, и сам просил Иисуса о крещении. Почему принять крещение означало для Иисуса "исполнить истину"? Для Него это не было знаком покаяния - ведь Он был безгрешен. Иисус принял крещение, потому что (1) Он, подобно Неемии, Ездре, Моисею и Даниилу, принимал на себя и исповедовал грех всего народа; (2) этим Он показывал одобрение учению Иоанна; (3) это символизировало начало Его земного служения; (4) Он отождествлял себя с простым народом, а не с заносчивыми фарисеями, которые оставались безучастными зрителями; (5) Он предвосхищал свою грядущую смерть и воскресение. Бог засвидетельствовал об Иисусе как о совершенном человеке, не имевшем нужды в покаянии, но принявшем крещение, чтобы исполнить волю Отца.

3:15
Представьте себя на месте Иоанна. Ваша работа идет отлично, вы пользуетесь успехом, у вас все ладится. Однако вы знаете, что конечная цель вашего труда в том, чтобы приготовить сердца людей для Иисуса (3:11; Ин 1:36). И вот Иисус пришел, и вместе с Ним пришло испытание вашей искренности. Сможете ли вы теперь обратить тех, кто раньше следовал за вами, к Нему? Иоанн выдержал испытание, всенародно крестив Иисуса. Скоро он скажет: "Ему предстоит возрастать и возвеличиваться, а мое время подходит к концу" (Ин 3:30). Способны ли мы, подобно Иоанну, отказаться от наших личных интересов и выгодной работы, чтобы направить людей к Иисусу? Готовы ли вы потерять что-то из того, чем обладаете, для общей пользы?

3:16
Учение о Троице раскрывает, что Бог един в трех Лицах. В этом тексте нам открылись три Лица Святой Троицы: Бог Отец говорил, Бог Сын принимал крещение, Бог Святой Дух нисходил на Иисуса. Бог един, но в то же время троичен. Это одна из Его непостижимых тайн. Еще об Отце, Сыне и Святом Духе в Библии говорится в Мф 28:19; Ин 15:26; 1 Кор 12:4-13; 2 Кор 13:14; Еф2:18; 1 Фее 1:2-5; 1 Петр 1:2.


вверх   

Толкование Евангелия от Матфея, Библия, Новый Завет, Евангелие