Толкование Евангелия от Матфея



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  

23   24   25  26  27   28  

26:3
Каиафа был правящим первосвященником времен земного служения Иисуса. Он был зятем Анны, предыдущего первосвященника. Римское правительство присвоило себе право назначать всех политических и религиозных лидеров Израиля. Каиафа занимал свою должность 18 лет - дольше, чем большинство первосвященников. Можно предположить, что он хорошо сотрудничал с римлянами. Он был первым, кто предложил убить Иисуса, чтобы "спасти народ" (Ин 11:49,50).

26:4
Это был хорошо обдуманный заговор с целью убить Иисуса. Иначе религиозным вождям не удалось бы настроить против Иисуса общественное мнение. Более того, они боялись арестовать Его во время Пасхи, чтобы не вызвать народного возмущения.

26:6-13
Матфей и Марк поместили это событие прямо перед Последней вечерей, а Иоанн - неделей раньше, перед торжественным входом Иисуса в Иерусалим. Мы должны понимать, что главная цель евангелистов заключалась в том, чтобы точно изложить Радостную весть Иисуса, а не составить подробное хронологическое описание Его жизни. Возможно, Матфей и Марк предпочли поместить это событие здесь, чтобы противопоставить совершенную преданность женщины вероломству Иуды - следующему сюжету в обоих Евангелиях.

26:7
Это была Мария, сестра Марфы и Лазаря, которая жила в Вифании (Ин 12:1-30).

26:8
Все ученики пришли в негодование, но Евангелие Иоанна подчеркивает, что больше всех негодовал Иуда (Ин 12:4).

26:11
Иисус ссылается на Втор 15:11, где говорится: "Ибо нищие всегда будут среди земли твоей". Этот стих не оправдывает пренебрежения нуждами бедных. Писание постоянно призывает нас заботиться о нуждающихся. Скорее, Иисус сказал это, чтобы подчеркнуть значимость поступка Марии.

26:14,15
Почему Иуда решил предать Иисуса? Как и остальные ученики, он ожидал, что Иисус поднимет политическое восстание и сокрушит владычество Рима. Будучи казначеем, Иуда предполагал (как и другие ученики - см. Мк 10:35-37), что ему уготовано высокое положение в будущем правительстве. Но когда Иисус поблагодарил Марию за то, что она вылила благовоние, которое стоило среднего годового дохода, Иуда, возможно, понял, что Царство Иисуса будет не земным, а духовным. Ненасытная жажда Иуды к деньгам и власти не могла быть удовлетворена, если бы он продолжал следовать за Иисусом, поэтому он предал Его в обмен на деньги и расположение религиозных вождей.

26:15
Только Матфей называет точную сумму, полученную Иудой за предательство: 30 серебряных монет. Религиозные вожди собирались подождать окончания Пасхи, но неожиданная помощь со стороны Иуды ускорила их замысел.

26:17
Празднование собственно Пасхи, когда совершалась особая пасхальная трапеза, занимало одну ночь, но следовавший за нею праздник Пресного хлеба продолжался всю неделю. Люди убирали из дома всю закваску в память о бегстве их предков из Египта, когда не было времени ждать, пока взойдет тесто. Тысячи людей стекались в Иерусалим со всех концов Римской империи. Подробнее о праздновании Пасхи см. прим. к мк14:1иИсх12.

26:26
Каждое название, которое мы даем этому таинству, указывает на его различные измерения. Оно называется Господней Вечерей, так как посвящено воспоминанию о пасхальной трапезе Иисуса с учениками. Оно называется Евхаристией (от греч. "благодарение"), потому что в нем мы благодарим Бога за то, что совершил для нас Христос. Оно называется Причастием (присоединением), потому что через него мы соединяемся с Богом и с верующими. Когда мы едим этот хлеб и пьем это вино, мы должны благоговеть, вспоминая смерть Иисуса и Его обещание вернуться; мы должны быть благодарны за чудесные дары, которые дал нам Бог; мы должны радоваться, потому что встречаемся с Христом, соединяемся с телом Церкви.

26:28
Как кровь Иисуса скрепляет Новый завет? Люди, жившие под Ветхим заветом (до прихода Иисуса), могли приближаться к Богу только через священника и принесение в жертву животных. Теперь все люди могут приходить к Богу через веру, так как жертвенная смерть Иисуса оправдала нас перед Ним (Рим 3:21-24). Ветхий завет был прообразом Нового (Рим 3:21-24), предуказывая тот день, когда сам Христос должен был стать последней и окончательной жертвой за грех. Для того, чтобы все наши грехи были прощены раз и навсегда, не ягненок без недостатка был заклан на алтаре, но совершенный Агнец Божий - безгрешная жертва - принял смерть на кресте. Все, кто верит в Него, получат это искупление.

26:29
Иисус вновь заверил учеников в своей победе над смертью и в том, что в грядущем они будут с Ним. Следующие несколько часов должны были принести с собой кажущееся окончательным поражение, но вскоре ученикам предстояло испытать силу Святого Духа и засвидетельствовать стремительное распространение евангельской вести. И однажды все они снова будут вместе в Божьем Царстве.

26:30
Возможно, ученики пели Пс 114-117: псалмы, пение которых было частью ритуала пасхальной трапезы.

26:35
Все ученики заявляли, что скорее умрут, чем покинут Иисуса. Однако всего лишь несколько часов спустя все они разбежались. Слова стоят недорого. Легко сказать, что мы преданы Христу, но наши заявления лишь тогда весомы, когда проходят испытание. Насколько сильна ваша вера? Достаточно ли, чтобы выстоять в час суровых испытаний? Во второй раз за тот вечер Иисус предсказал, что ученики покинут Его (см. Лк 22:31-38; Ин 13:31-38).

26:37,38
Иисус испытывал муки при мысли о приближающихся физических страданиях, отделении от Отца и смерти за грехи мира. Как Бог Он уже принял решение, но Его человеческая природа все еще боролась с мыслью о страшной смерти (Евр 5:7-9). Так как сам Он мучился, Он может понять и наши страдания. Источником силы для того, чтобы повиноваться, для Него стала связь с Отцом, который подает силу и нам (Ин17:11, 15,16,21,26).

26:39 Иисус не восставал против воли Отца, когда просил, чтобы Его миновала эта чаша. Более того, Он подтвердил свою готовность творить Божью волю: "Пусть будет все, как Ты хочешь". Его молитва открывает всю глубину Его страдания. Эти муки были хуже смерти, так как Он сам заплатил за все грехи, пережив отделение от Бога. Чаша символизировала эти страдания и отделение. Безгрешный Божий Сын взял на себя наши грехи, чтобы спасти нас от страданий и отделения от Бога.

26:39
Для Иисуса это была трудная ночь, так как Он знал, что Его ждет впереди, и страдал при мысли об этом. Но вместе с тем Он знал значение своей страшной смерти. Мы не можем видеть будущее и часто не понимаем смысла своих страданий. Что нужно для того, чтобы суметь сказать: "Пусть будет все не как я хочу, а как Ты хочешь"? Доверие к Богу, молитва и послушание на каждом шагу нашей жизни.

26:40
Увидев Петра и других учеников спящими, Иисус предупредил их о грядущих искушениях. Для того, чтобы одолеть искушение, нужно быть настороже и молиться. Бодрствовать означает осознавать возможность искушения, хорошо понимать его уловки и духовно вооружаться на борьбу с ним. Так как искушение поражает нас там, где мы наиболее уязвимы, мы не можем противостоять ему в одиночку. Молитва существенно важна, так как она дает силы преодолеть власть сатаны.

26:48
Иуда сказал храмовой страже схватить того, кого он поприветствует. Это был не арест, осуществляемый римскими солдатами по римскому закону, а арест по воле религиозных лидеров. Иуда указал на Иисуса не потому, что Его трудно было узнать, но потому что согласился быть официальным обвинителем на суде. Иуда провел их туда, где часто бывал Иисус и где толпы народа не могли помешать аресту.

26:51-53
Человеком, отрубившим ухо слуге первосвященника, был Петр (Ин 18:10). Петр пытался предотвратить то, что считал поражением. Он не понимал, что Иисус должен был умереть, чтобы одержать победу. Но Иисус показал, что Он полностью повинуется воле Отца. Его Царство должно было прийти не силой оружия, но через веру и послушание.

26:55
Несмотря на то, что религиозные вожди могли арестовать Иисуса в любое время, они пришли ночью, потому что боялись толп народа, следовавших за Ним каждый день (см. 26:5).

26:56
Несколько часов назад ученики клялись, что скорее умрут, чем покинут своего Господа (см. прим. к 26:35).

26:57
Ранее этим же вечером Иисуса допрашивал Анна - прежний первосвященник и тесть Каиафы. Затем он отправил Иисуса на допрос к Каиафе (Ин 18:12-24). Так как они торопились закончить суд и увидеть смерть Иисуса еще до наступления субботы, до которой оставалось меньше суток, религиозные вожди собрались в доме Каиафы ночью, вместо того чтобы дождаться дня и встретиться в храме.

26:59
Иудейский высший суд, называемый также Синедрион, был самой могущественной религиозной и политической структурой иудейского государства. Несмотря на то, что римляне контролировали израильское правительство, они оставили народу свободу самостоятельно решать религиозные и некоторые гражданские дела, поэтому Синедрион принимал много повседневных решений. Но смертный приговор должен был быть утвержден римлянами.

26:60,61
Синедрион старался найти свидетелей, которые смогли бы представить нечто достойное обвинения. В конце концов, они нашли двух свидетелей, которые исказили слова Иисуса о храме (см. Ин 2:19). Они утверждали, что Иисус богохульствовал, говоря, что может разрушить храм. На самом деле Иисус сказал: "Вы разрушаете этот храм, а Я воздвигну его". Иисус говорил о своем теле, а не о здании храма. Но вышло так, что религиозные вожди попытались уничтожить тело Иисуса, как Он и сказал, а тремя днями позже Он должен был воскреснуть из мертвых.

26:64
Иисус недвусмысленно заявил о своем царском достоинстве. Хотя буквально Он сказал, что Он - Сын Человеческий, каждый из присутствующих понял: Он утверждает, что Он Мессия. Иисус знал, что будет казнен за эти слова, но не устрашился. Он был спокоен, мужествен и решителен.
Первосвященник обвинил Иисуса в богохульстве - в том, что Он назвал себя Богом. Для иудеев это было страшное преступление, достойное смерти. Религиозные вожди отказались даже помыслить о том, что Иисус мог говорить истину. Они уже решили обвинить Его, определив тем самым и свою, и Его судьбу. Подобно членам Синедриона, вы также должны решить, богохульство или истина - слова Иисуса. Последствия вашего решения вечны.

26:69 и далее
У отречения Петра было три стадии. Сперва он смутился и пытался отвлечь от себя внимание, сменив тему. Затем он с жаром отрекся от знакомства с Христом. И наконец, он отрекся от Христа с клятвой. Верующие, которые отрекаются от Христа, часто начинают с того, что просто делают вид, что не знают Его. Когда возникает возможность обсудить религиозные вопросы, они уходят или стараются промолчать. Требуется еще совсем немного давления, чтобы склонить их определенно отречься от отношений с Христом. Если вы заметите в себе неприметное нежелание говорить о Христе, будьте настороже. Возможно, вы стоите на пути к отречению от Него.

26:72-74
То, что Петр отрекся от Христа, "поклявшись", означает, что он произнес клятвы, принятые в суде. Петр клялся, что не знает Иисуса, и призывал на себя проклятия, если он лжет. Буквально, он говорил: "Пусть Бог поразит меня, если я лгу".


вверх   

Толкование Евангелия от Матфея, Библия, Новый Завет, Евангелие