Толкование Евангелия от Матфея



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  16  17   18   19   20   21   22  

23   24   25   26   27   28  

16:1
Фарисеи и саддукеи являлись представителями двух религиозных партий, и по многим вопросам их воззрения были диаметрально противоположны. Фарисеи тщательно соблюдали религиозные правила и предания, веря, что таким путем достигнут Бога. Они верили также в боговдохновенность всего Писания и в воскресение мертвых. Саддукеи принимали в качестве Писания только пять книг Моисея и не верили в посмертное существование. Однако в Иисусе эти две группы нашли общего врага и объединили свои силы для того, чтобы Его убить. Более подробно о фарисеях и саддукеях см. прим. в Мф 3 и Мк 2.

16:1
Фарисеи и саддукеи требовали знамения на небе. Они могли пытаться объяснить чудеса Иисуса ловкостью, совпадением или помощью нечистой силы, но верили, что только Бог может дать знамение на небе. Они полагали, что это окажется Иисусу не по силам. Но, несмотря на то, что Иисус мог бы легко поразить их, Он отказался. Он знал, что они уже решили не верить в Него и что никакое знамение не убедит их.

16:4
Используя образ Ионы, который три дня пробыл в брюхе огромной рыбы, Иисус предсказывал свою смерть и воскресение (см. также 12:38-42).

16:4
Многие уподобляются этим религиозным вождям, требуя знамения для того, чтобы уверовать. Но Иисус знал, что чудеса никогда не смогут их убедить. Иисус исцелял больных, воскрешал мертвых и насыщал тысячи голодных, но люди по-прежнему ждали доказательств, что Он Мессия. Сомневаетесь ли вы из-за того, что никогда не видели чуда? Думаете ли вы, что Бог должен доказать вам свое существование? Иисус сказал: "Благословенны те, кто поверил, не видя Меня" (Ин 20:29). У нас есть свидетельства о чудесах, содержащиеся в Писании, 2000 лет церковной истории и рассказы тысяч людей. Располагая этими доказательствами, можно сказать, что те, кто не верит, горды или упрямы. Если вы сделаете всего лишь первый шаг в вере, вы сразу же начнете замечать чудеса, происходящие в вашей собственной жизни!

16:12
Закваску кладут в тесто для того, чтобы оно поднялось, и для большого количества теста закваски нужно совсем немного. Иисус использовал этот образ, чтобы показать, как небольшое зло затрагивает множество людей. Учения фарисеев и саддукеев сбивали многих с верного пути. Берегитесь думать, что незначительная ошибка не может сказаться ни на ком другом.

16:13
Кесария Филиппова была расположена в нескольких километрах к северу от Галилейского моря, на территории, управлявшейся тетрархом Филиппом. Влияние греческой и римской культуры было повсеместным, и языческие храмы и идолы умножались. Придя к власти, Филипп перестроил город, изначально носивший название Кесарии - так же, как и столица земель его брата Ирода. Кесарией Филипповой его стали называть, чтобы различать эти два города.

16:13-17
Ученики ответили Иисусу, как люди в то время понимали Его: что Он один из великих пророков, вернувшихся к жизни. Такое представление, возможно, берет свое начало во Втор 18:18, где Бог обещает воздвигнуть великого пророка в своем народе (в Евангелии Иоанна таким образом понимается Иоанн Креститель, в 3 книге Царств - пророк Елисей, в книге Иеремии - пророк Иеремия). Петр, однако же, признает в Иисусе обещанного Богом и долгожданного Мессию. Как бы вы ответили, если бы Иисус задал этот вопрос вам?

16:18
Скала, на которой Иисус обещал основать свою Церковь, - это либо Он сам (Его спасительное служение в крестной смерти ради искупления наших грехов), либо Петр (первый руководитель иерусалимской церкви), либо же исповедание веры, высказанное Петром и принятое всеми последователями Иисуса. В будущем Петр напомнит христианам, что они являются Церковью, построенной на основании, заложенном апостолами и пророками и краеугольным камнем которого является Иисус Христос (1 Петр 2:4-6). Верующие объединены в Церкви верой в Иисуса Христа Спасителя (см. также Еф2:20,21). Иисус одобрил исповедание Петра. Вера, подобная вере Петра, является основанием Божьего Царства.

16:19
Это место было темой различных толкований на протяжении нескольких веков. Некоторые считают, что "ключи" - это власть выносить наказание в Церкви (18:15-18), другие полагают, что ключи дают право отпускать грехи (Ин 20:23). Третьи говорят, что это возможность привести человека к спасению, открывая ему Божье слово (Деян 15:7-9). К сожалению, иные церковные руководители полагали, что ключи даны им вместе с неограниченной властью, и пытались не допустить некоторых в Божье Царство. Вне зависимости от толкований, понятно, что мы не можем открыть или же закрыть двери в Небесное Царство, но Бог использует нас, чтобы помочь людям найти туда путь. Для всех, кто верит в Христа и кто покоряется Ему, двери Царства широко открыты.

16:20
Иисус предупреждал учеников о том, чтобы они никому не говорили об исповедании Петра, потому что они не понимали, каким должен был быть Мессия: не воинственным вождем, а страдающим слугой. Им нужно было вначале понять миссию как Иисуса, так и свою, прежде чем рассказывать об этом другим, не вызвав народных волнений. Они смогли понять земное служение Иисуса лишь тогда, когда оно было завершено.

16:21
Слова "с этого времени" говорят о начале нового этапа. В 4:17 этими словами начинается период провозглашения Небесного Царства. В данном случае они обозначают начало периода, когда проповедь Иисуса больше сосредоточена на Его грядущей смерти и воскресении. Но ученикам по-прежнему было трудно понять миссию Христа, так как их сознание было замутнено предубеждением о роли Мессии. Это первое из трех мест, где Иисус говорит о своей смерти (см. 17:22,23; 20:18).

16:21-28
Смерть Иисуса и страдания Его последователей являются исполнением пророчеств Даниила (Дан 9:26), согласно которым, должны были наступить трудности и испытания (9:27), после чего Царь царей возвратится во всей своей славе и величии (7:13,14). Его последователи будут страдать, но в конце их страдания будут вознаграждены.

16:22
Близкий друг и последователь Иисуса Петр, который незадолго до этого исповедал Его Мессией: искал возможности уберечь Иисуса от предсказанных Им страданий. Будьте осторожны, когда вам слишком жаль кого-либо. Великие искушения часто приходят от тех, кто пытается уберечь нас от испытаний.

16:23
Иисус уже слышал во время искушения в пустыне, что Он не должен умереть (4:6). Сейчас же Он слышит эти слова от Петра. Петр только что признал в Иисусе Мессию, но он еще не понимал Божьего замысла и искал человеческих решений. Сатана любыми путями пытается вытеснить Бога из наших мыслей.

16:24
Ученики понимали, что имеет в виду Иисус, говоря, что Его последователи должны взять свой крест и следовать за Ним. Распятие было распространенным видом казни в Римской империи. Осужденные должны были сами нести свой крест к месту распятия. Следование за Иисусом требует полной и бесповоротной самоотдачи, даже если это потребует смерти (см. 10:39).

16:25
Защищаясь любой ценой от страдания, мы обрекаем себя на духовную и эмоциональную смерть. Наша жизнь отгораживается от всего и теряет смысл. Отдавая свою жизнь на служение Христу, мы обретаем подлинную цель.

16:26
Не зная Христа, мы принимаем решения исходя из того, что земная жизнь - это единственное, что нам дано. На самом же деле земная жизнь является лишь приготовлением к вечной. От того, как мы проживем этот отрезок времени, зависит наше будущее. Никакие земные ценности, никакие почести и награды не помогут нам достигнуть вечной жизни. Поэтому помните о вечности при любых обстоятельствах.

16:27
Иисусу была дана власть судить весь мир (Флп 2:9-11). Хотя Его суд действует уже сейчас, при Его пришествии будет вынесено окончательное решение относительно каждого человека (25:31-46). Суд ожидает и верующих, и неверующих. Будущее верующих обеспечено, но Христос подведет итог тому, как мы обращались с доверенными нам дарами. Бог спасет праведника и осудит злонамеренного грешника. Мы не можем судить о спасении других, этот суд принадлежит только Богу.

16:28
Так как все ученики Христа умерли до Его возвращения, многие понимают, что эти слова исполнились при преображении Иисуса, когда Петр, Иаков и Иоанн увидели Его славу (17:1-3). Другие считают, что это предсказание исполнилось в день Пятидесятница (Деян 2) и при становлении христианской Церкви. И в том и в другом случае ученики были свидетелями могущества и славы Божьего Царства.


вверх   

Толкование Евангелия от Матфея, Библия, Новый Завет, Евангелие