Толкование Евангелия от Матфея



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  

23   24   25   26   27   28  

12:1,2
Фарисеи определили 39 видов работы, запрещенных в субботу. Эти установления основывались на истолковании Божьего слова и на иудейских обычаях. Жатва входила в число запрещенных действий. Срывая пшеничные колосья и растирая их в ладонях, ученики Иисуса, по мнению религиозных вождей, формально собирали урожай. Но Иисус с учениками собирали зерно, потому что были голодны, а не для того, чтобы запастись им впрок, и вовсе не работали в субботу. Однако фарисеи не могли и не хотели взглянуть на это без предубеждения. Они остались чужды состраданию и решили обвинить Иисуса в нарушении субботы.

12:4
Эта история рассказывается в 1 Цар 21:1-6. "Хлебы предложения" заменялись каждую неделю свежими, а старые отдавали священникам. Хлебы, которые взял Давид, были старыми, только что замененными на свежие. Хотя этот хлеб дозволялось есть только священникам, Бог не осудил Давида, так как потребность в пище более важна, чем предписания закона. Иисус имел в виду, что если фарисеи осуждают Его, то должны осудить и Давида, чего они не могли сделать, не вызвав сильного возмущения в народе. Сам Иисус никогда не мирился с нарушениями Божьего закона. Он лишь подчеркивал необходимость духовной проницательности и сострадания при решении об обязательности того или иного предписания.

12:5
В Десяти заповедях работа в субботний день была запрещена (Исх 20:8-11). Но в силу того, что целью закона был покой и поклонение Богу, священникам позволялось трудиться, принося жертвы и отправляя богослужения. Эта "субботняя работа" заключалась в служении и поклонении Богу. Иисус всегда указывал на предназначение закона, на его духовный смысл, скрытый за буквой. Фарисеи утратили понимание духа закона и требовали, чтобы его буква (вместе с их собственными истолкованиями) строго соблюдалась.

12:6
Фарисеи так пеклись о чистоте религиозных обрядов, что упускали из виду само предназначение храма -поклонение Богу. Христос больше храма, поэтому насколько же лучше Он может вознести людей к Богу! Бог гораздо важнее, чем сделанные человеческими руками средства богослужения. Если мы начинаем больше заботиться об обрядах, чем о том, кого мы чтим, мы можем пройти мимо Бога, думая, что поклоняемся Ему.

12:7
Иисус напоминает фарисеям слова, которые еврейский народ снова и снова слышал на протяжении всей своей истории (1 Цар 15:22,23; Пс 39:6-8; Ис 1:11 -17; Иер 7:21-23; Ос 6:6). Вначале мы должны обратить к Богу свое сердце. Лишь после этого мы сможем должным образом исполнять религиозные обряды и правила.

12:8
Этими словами Иисус открыл фарисеям, что Он сотворил субботу. Творец всегда больше, чем творение, поэтому Иисус обладал властью отменить установленные ими правила.

12:9
О синагогах см. комм. к Мк 1:21 и 5:22.

12:10
Фарисеи пытались уловить Иисуса, спрашивая Его, законно ли совершать труд исцеления в субботний день. Предписания о соблюдении субботы гласили, что в этот день можно оказывать помощь лишь тому человеку, жизнь которого находится в опасности. Иисус исцелял в субботу уже несколько раз, и ни одно из этих исцелений не могло быть оправдано предписанием. Если бы Иисус подождал наступления следующего дня, Он покорился бы власти фарисеев, показав этим, что их установления равны по значению Божьему закону. Фарисеи же ждали, пока Он исцелит человека, чтобы заявить, что Он нарушил субботу и потому Его сила не от Бога. Однако Иисус продемонстрировал всем присутствующим, насколько нелепы и мелочны их правила. Бог есть Бог людей, а не правил. Лучшее время помочь человеку - то время, когда он в этом нуждается.

12:10-12
Фарисеи уделяли своим предписаниям больше внимания, чем людским нуждам. Они были настолько озабочены, как бы Иисус не нарушил их правил, что совершенно забыли о сухой руке калеки. Как вы относитесь к другим? Если ваши убеждения мешают вам помочь тому, кто в этом нуждается (кем бы он ни был) -значит, они противоречат Божьему слову.

12:14
Фарисеи замышляли убить Иисуса, так как были возмущены тем, что Он ставил себя выше их власти (Лк 6:11). Иисус показал всем присутствующим в синагоге их мелочность и черствость. Он раскрыл, что они были верны скорее своей собственной религиозной системе, чем Богу.

12:15
До этого момента Иисус открыто противостоял лицемерию фарисеев. Теперь Он решает удалиться до того, как противодействие станет слишком сильным, так как Его время умереть еще не настало. Иисусу еще нужно было многому научить людей.

12:16
Иисус не хотел, чтобы те, кого Он исцелял, рассказывали о Его чудесах, потому что не хотел, чтобы людей приводили к Нему неверные причины: это могло стать препятствием Его служению. Но известия о чудесах распространялись повсюду, и многие приходили, чтобы взглянуть на Него своими глазами (см. Мк 3:7,8).

12:17-21
Матфей часто цитирует Ветхий Завет, чтобы раскрыть еврейским читателям, что Иисус был подлинным Мессией. Писание было для иудеев высшим духовным авторитетом. Они верили, что оно указывает на грядущего Мессию, но не понимали, что им является Иисус. Матфей показывает, что Иисус был Мессией, предсказанным ветхозаветными пророками. Данное пророчество указывает, что Иисус не должен был быть тем могущественным вождем, которого ждали иудеи. Напротив, Мессия должен был прийти как Божий слуга, помогающий и исцеляющий, а не ведущий на бой (Ис 42:1-4),

12:20
Народ ожидал, что Мессия будет царем Израиля. Эта цитата из книги пророка Исайи показывает, что Он действительно пришел как Царь, уточняя, однако, какой именно. Его окончательное торжество приносит крест прежде венца, восстанавливает справедливость и дает победу без армии. Став слугой, Он принес надежду. Он дарует людям жизнь, отдав свою. Подобно следовавшему за Ним народу, мы также хотим, чтобы Иисус был нашим Царем и одерживал великие победы в нашей жизни. Но часто Его работа незаметна и творится в соответствии с Его совершенным расчетом, а не с нашими ожиданиями.

12:24
Прежде Иисуса обвиняли в том, что Он одержим нечистым духом (9:34). Фарисеи пытались подорвать доверие к Иисусу, используя этот бездоказательный аргумент. Они отказались верить, что Он Бог, и объявили, что Он сатана. Иисус легко раскрыл всю абсурдность их обвинения.

12:25
Как человек Иисус не обладал сверхъестественной способностью знать все, но тем не менее Он глубоко знал человеческую природу и мог постигать сокровенные мысли. Его проницательность предотвратила попытку оболгать Его. Воскресший Христос знает все наши мысли. Это может служить как утешением, так и угрозой. Это утешение, потому что Он знает, что мы имеем в виду, когда говорим с Ним, и может помочь нам. Это угроза, потому что мы не в состоянии утаить от Него что бы то ни было, и Он знает все наши побуждения.

12:29
С рождением Иисуса сила и власть сатаны были подорваны. В пустыне Иисус преодолел его искушения, а своим воскресением уничтожил последнее оружие
сатаны - смерть. В конце сатана будет повержен окончательно (Откр 20:10), и зло больше не будет переполнять многострадальную землю. Иисус бесконечно сильнее сатаны и всех его союзников.

12:30
По отношению кХристу невозможно оставаться безучастным. Каждый, кто не следует за Ним, отвергает Его. Любой, кто старается остаться в стороне от вселенской борьбы добра со злом, выбирает отделение от Бога, который и есть добро. Отказаться следовать за Иисусом означает сделаться союзником сатаны.

12:31,32
Проклятие и хула против Святого Духа есть отрицание того, что Святой Дух обличает наши грехи. Так как человек может быть спасен только через действие Святого Духа, отказ признать свою греховность и покаяться означает отказ от Божьего прощения. Порой верующие беспокоятся, что они могли случайно совершить этот непростительный грех. Однако основания беспокоиться имеют лишь те, кто отвернулся от Бога и отрекся от веры. Они не могут быть прощены не потому, что их грех хуже, чем какой-либо другой, но потому, что они никогда не попросят о прощении. Каждый, кто отвергает призыв Святого Духа, сам отсекает себя от той единственной силы, которая способна привести его к примирению с Богом.

12:34-36
Иисус напоминает нам, что наши слова открывают то, что таится в наших сердцах. Какие слова слетают у вас с языка? Они свидетельствуют о том, каково ваше сердце. Нельзя, однако, снять груз, который лежит на сердце, только очистив свою речь. Нужно позволить Святому Духу наполнить наше сердце новыми чувствами и побуждениями. После этого, подобно источнику, очистится и наша речь.

12:38-40
Фарисеи просили чуда, но они не хотели по-настоящему приблизиться к Богу. Иисус знал, что они видели уже немало чудесных доказательств того, что Он - подлинный Мессия: вполне достаточно, чтобы убедиться, если только открыть свое сердце. Однако они заведомо решили не верить Ему, и никакие дальнейшие чудеса не могли их изменить. Многие думают: "Если бы только я увидел настоящее чудо, я смог бы поверить в Бога". Но ответ Иисуса действителен и по сей день. Перед нами множество свидетельств: смерть, воскресение и вознесение Иисуса, столетия Его работы в жизни верующих во всем мире. Вместо того, чтобы искать дополнительных свидетельств и чудес, примите то, что Бог уже дал вам, и двигайтесь вперед. Он может использовать и вашу жизнь для того, чтобы привести к вере другого человека.

12:39-41
Иона был пророком, посланным проповедовать в ассирийский город Ниневию (см. книгу Ионы). Ассирийцы были жестоким и воинственным народом. Иона попытался убежать от порученного ему служения и в результате оказался в брюхе огромной рыбы, где провел три дня. Освободившись оттуда, он с неохотой все же отправился в Ниневию, проповедал там Божье слово, и город покаялся. В противоположность этому, когда Иисус пришел к своему народу, они отказались покаяться. Здесь ясно говорится о том, что Его воскресение станет доказательством Его мессианства. Через три дня после смерти Он вернется к жизни, подобно
Ионе, который получил новую возможность служения после трех дней в рыбьем брюхе.

12:41,42
Во дни Ионы Ниневия была столицей Ассирийской империи, столь же могущественной, сколь и жестокой (Иона 1:2). Но весь город покаялся от его проповеди. Царица Савы прибыла издалека, чтобы увидеть израильского царя Соломона и послушать его великой мудрости (3 Цар 10:1-10). Эти язычники приняли истину о Боге сразу же, как только она была открыта им, но религиозные вожди Израиля пренебрегли истиной, хотя она находилась прямо перед ними.

12:43-45
Иисус описывал духовное состояние израильского народа и в особенности его религиозных вождей. Очистить душу, не вверив ее Богу, означает предоставить сатане возможность поселиться в ней. Книга Ездры рассказывает, как народ отошел от идолопоклонства, но не заменил его любовью к Богу и послушанием Ему. Желание избавиться от греха - это лишь первый шаг, после этого мы должны наполнить душу Божьим словом и Святым Духом.

12:48-50
Иисус не отказывался от ответственности за свою земную семью. Напротив, до этого Он обличал религиозных вождей за то, что они пренебрегают заповедью о почтении к родителям. Он заботился о своей матери даже на кресте (Ин 19:25,26). Его мать Мария и Его брат Иаков находились в верхней комнате в день Пятидесятницы (Деян 1:14). Но Иисус указывал на то, что духовное родство так же прочно, как и физическое.


вверх   

Толкование Евангелия от Матфея, Библия, Новый Завет, Евангелие