Толкование Евангелия от Матфея



1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  

23   24   25   26   27   28  

10:1
Иисус призвал 12 учеников. Он не принуждал их и не ждал, чтобы они вызвались добровольно. "Быть призванным" означает быть избранным для особого служения Христу. Если вы действительно знаете Его, этого вполне достаточно. Христос призывает нас сегодня. Он не заставляет нас силой делать что-либо, чего мы не хотим. Мы можем выбирать: присоединиться к Нему или нет. Христос призывает и вас. Что вы ему ответите?

10:2-4
Список 12 учеников Иисуса не содержит никаких особых сведений, быть может потому, что впечатляющих подробностей просто не было. Иисус призывал людей из всех слоев общества: рыбаков, политических деятелей, обычных людей и вельмож, богатых и бедных, образованных и необразованных. Сегодня многие склонны рассуждать, кто больше достоин следовать за Христом, однако позиция самого Учителя была не такова. Бог может избрать любого, каким бы незначительным он ни казался. Он использует обыкновенных людей, чтобы совершать свое необыкновенное дело.

10:4
Кананиты (зелоты) были экстремистски настроенной политической партией, выступавшей за насильственное свержение римского господства в Израиле.

10:4
В этом списке Варфоломей, вероятно, -то же лицо, что и Нафанаил в Ин 1:45-51. Фаддей известен также как Иуда, сын Иакова. Имена учеников перечисляются также в Мк 3:16-19; Лк 6:14-16 и Деян 1:4.

10:5,6
Почему Иисус не послал учеников к язычникам или самарянам? Язычником считался всякий, кто не был иудеем. Самаряне были потомками иудеев, которые, вернувшись из вавилонского плена, брали в жены язычниц (см. 3 Цар 17:24). Иисус велит ученикам идти к иудеям, потому что Он сам пришел в первую очередь к ним. Иудеи были избраны Богом, чтобы рассказать о Нем всему остальному миру. Именно так и произошло: ученики и апостолы, которые были иудеями, проповедали Радостную весть о воскресшем Христе по всей огромной Римской империи, и вскоре бывшие язычники влились в Церковь. Библия ясно учит, что Божья весть о спасении предназначена для всех, независимо от расы, пола или национальности (Быт 12:3; Ис 25:6; 56:3-7; Мал 1:11; Деян 10:34,35; Рим 3:29,30; Гал 3:28).

10:7
Иудеи ожидали Мессию, который должен был провозгласить об установлении своего Царства. Они надеялись, что это царство будет мощной державой и даст им возможность наконец освободиться от римского владычества и возвратить дни былой славы, которую знал Израиль при Давиде и Соломоне. Но Иисус говорил о духовном Царстве. Радостная весть сегодня заключается в том, что Царство по-прежнему близко. Иисус, Мессия, уже установил свое Царство на земле, в сердцах своих последователей. Придет время, когда оно установится полностью. Зло будет уничтожено, и все станут жить в мире друг с другом.

10:8
Иисус установил для своих учеников принцип в служении ближним: вы получили даром, даром и давайте. Бог щедро одарил нас своими благословениями, и поэтому мы сами должны щедро уделять людям время, любовь и имущество.

10:10
У Матфея сказано, что те, кто совершает духовное служение, вправе рассчитывать на заботу и помощь: их ученикам следует обеспечить их пищей и кровом. Кто служит вам? Вы должны заботиться о тех, кто, служа вам, служит Богу (см. 1 Кор 9:10; 1 Тим 5:17).

10:10
У Марка сказано брать с собой посох (6:8,9), у Матфея и Луки (9:3) - нет. В любом случае, смысл заключался в том, что ученики должны были выйти на служение свободными от излишних припасов.

10:14
Почему Иисус сказал ученикам отряхнуть с ног пыль того города или дома, которые откажутся их принять? Покидая языческие города, благочестивые иудеи отрясали их пыль со своих подошв в знак того, что отделяют себя от языческих обычаев. Отрясая с ног пыль иудейского города, ученики как бы отделяли себя от тех, кто отверг своего Мессию. Этот жест должен был показать иудеям, что они делают неверный выбор: другая возможность им может больше и не представиться. Восприимчивы ли вы к Божьему слову? Если вы отвергаете призыв Святого Духа, у вас может не оказаться другой возможности.

10:15
Города Содом и Гоморра были уничтожены огнем с неба за беззакония (Быт 19:24,25). Иисус говорил, что тем, кто отвергает Радостную весть, придется хуже, чем грешным жителям этих городов, которые никогда не слышали евангельской проповеди.

10:17,18
Ученикам пришлось встретиться с этими испытаниями позже (Деян 5:40; 12:1), приходящими как извне (от властей), так и изнутри (взаимоотношения с близкими) (10:21). Жизнь для Бога часто вызывает преследования, однако вместе с ними приходит и возможность проповедовать Радостную весть. Во времена гонений мы можем быть тверды, ведь Иисус победил мир (Ин 16:33), и те, кто выдержит до конца, - спасется (10:22).

10:19,20
Иисус сказал ученикам, что когда их будут судить за проповедь Евангелия, им не нужно беспокоиться, что сказать в свою защиту: через них будет говорить сам Божий Дух. Это предсказание исполнилось в Деян 4:8-15. Это не означает, что нам не нужно заботиться о том, как излагать суть евангельской вести, в надежде, что обо всем позаботится Бог. Писание учит, что мы должны тщательно готовиться к беседам с людьми о вере (Кол 4:6). Иисус говорит перестать беспокоиться, а не перестать готовиться.

10:22
Выдержать испытания до конца - это не способ заработать спасение, а свидетельство подлинной преданности Иисусу. Настойчивость - это не пропуск в Божье Царство, но неизменный спутник истинного послушания Богу.

10:23
Нам предстоит совершить большую работу и привлечь к вере многих людей. Наша работа не будет завершена до самого прихода Христа. Лишь после того, как Он вернется, весь мир поймет, кто Он такой (см. 24:14).

10:25
По сути, фарисеи назвали Иисуса сатаной (см. 9:34). Люди порой называют добро злом. Если безгрешного Иисуса называли так, то и Его последователи могут ожидать подобных обвинений. Но те, кто это вытерпит, будут оправданы (10:22).

10:29-31
Иисус сказал, что Бог печется даже о воробьях и что мы гораздо дороже в Его глазах, чем птицы: настолько дороже, что Бог послал умереть за нас своего единородного Сына (Ин 3:16). Вы очень дороги Богу. В силу того, что Бог ценит нас столь высоко, мы никогда не должны бояться угроз и трудных испытаний. Они не властны отлучить нас от любви Святого Духа. Однако не следует думать, что из-за этого Бог избавит вас от всех неприятностей (10:16). Подлинным испытанием нашей ценности является проверка теми тяготами, невзгодами и оскорблениями, которые преподносит нам повседневная жизнь. Тот, кто с честью выдерживает их ради Христа, обладает истинным величием и получит достойную награду (см. 5:11,12).

10:34
Иисус пришел не для того, чтобы принести людям внешний мир, который достигается замалчиванием глубинных трудностей и противоречий ради сохранения видимости спокойствия. Между теми, кто избирает путь следования за Христом, и теми, кто отвергает его, будут возникать конфликты и разногласия (см. Ис 9:6; Мф 5:9; Ин 14:27). И все-таки мы можем с уверенностью сказать, что наступит день, когда все конфликты будут навсегда разрешены.

10:34-39
Решение последовать за Христом может разлучить друзей и близких. Этими словами Иисус не оправдывал непочтения к родным или домашние ссоры. Он раскрывал, что Его призыв требует принятия определенного решения. Так как одни последуют за Ним, а другие откажутся, неизбежно возникнут конфликты. Когда мы берем свой крест и следуем за Ним, наши ценности, убеждения, цели и замыслы настолько меняются, что неизбежно отделяют нас от других. Не пренебрегайте своими близкими, но не забывайте и о небесном призвании. Первое место принадлежит Богу.

10:37
Христос призывает нас служить Ему, а не искать удобства и спокойствия. Любовь к семье освящена Божьим законом, если не превращается в форму себялюбия и своего рода извинение, чтобы отказаться служить Богу и исполнять Его работу.

10:38
Чтобы взять свой крест и последовать за Христом, мы должны отложить в сторону все остальные заботы и предпочтения - лишь после этого мы сможем посвятить себя Христу. Мы должны полностью вверить себя Богу (10:39) и быть готовы выдержать ради Него все, даже страдания и смерть.

10:39
В этом стихе заключается положительное и отрицательное утверждение одной и той же истины: чрезмерная привязанность к этой жизни способна лишить нас того лучшего, что может дать нам Христос и в этом, и в грядущем мире. Чем больше мы любим награды этой жизни (развлечения, власть, славу, богатство), тем больше мы убеждаемся, насколько они в действительности пусты. Лучший способ наслаждаться жизнью заключается в том, чтобы отказаться от ненасытного стремления к земным удовольствиям и, освободившись, последовать за Христом (16:25). Так мы унаследуем вечную жизнь, а все преимущества этого начнем постигать со временем.

10:42
Сила нашей любви к Христу может быть измерена нашим поведением по отношению к окружающим. Пример Иисуса с чашкой холодной воды раскрывает нам суть бескорыстного служения. Наш ближний может не смочь или не захотеть ответить нам благодарностью за добро. Но Бог отмечает каждое доброе дело, которое мы творим, как если бы мы делали добро Ему самому. Можете ли вы сегодня совершить для кого-нибудь бескорыстное добро? Пусть даже никто не узнает об этом - ваше доброе дело не останется незамеченным Богом.


вверх   

Толкование Евангелия от Матфея, Библия, Новый Завет, Евангелие